Нагорный Карабах: хрупкая чаша перемирия

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

6 апреля 2016 года

Разрушенный «Музей хлеба» в Нагорном Карабахе

Из зоны конфликта в Нагорном Карабахе поступают противоречивые сведения относительно соблюдения перемирия, передают СМИ в среду, 6 апреля 2016 года.

В то время как представители непризнанной Нагорно-Карабахской республики признают, что перемирие выполняется, в Баку обвиняют противоположную сторону в многочисленных нарушениях. По данным Азербайджана силы Нагорного Карабаха и Армении за сутки нарушили перемирие более ста раз.

Агентство Рейтер накануне заявило о невозможности немедленно проверить, действительно ли боевые столкновения прекратились.

Как передает Интерфакс, представители почти трех десятков мировых СМИ получат в среду возможность узнать о ситуации на линии армяно-азербайджанского фронта из первых рук. Поездку иностранных журналистов в прифронтовую зону организует Министерство иностранных дел Азербайджана.

Рейтер со ссылкой на МИД Франции сообщил, что Париж, Россия и США отправят своих спецпредставителей в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах ради разрешения кризиса.

Разразившиеся в районе Нагорного Карабаха боевые столкновения стали самыми кровопролитными за все последние годы. Только по подтвержденным с обеих сторон данным, в общей сложности погибли свыше 30 человек, включая мирных жителей.

В связи с конфликтом некоторые эксперты отмечали определенные трудности Москвы с артикуляцией своего отношения к происходящему.

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев считает, что российская позиция исходит из понимания необходимости поддержания мира и стабильности на Кавказе и ровных отношений как с Арменией, так и Азербайджаном.

«Несмотря на несколько различный статус двух стран в контексте евразийских интеграционных объединений обе они являются важными для России соседями и партнерами, — добавил он в интервью „Голосу Америки“. — Азербайджан важен с точки зрения поддержания стабильности на Северном Кавказе и торгово-экономических связей. Армения важна как геополитический союзник, как страна, играющая определенную роль в Евразийском экономическом союзе. Это страна, где Россия содержит военную базу».

Конфликт между этими республиками для России невыгоден ни при каких обстоятельствах, что бы об этом кто ни говорил, настаивает Арешев.

«Поэтому политика Москвы направлена именно на то, чтобы этот конфликт в максимальной степени перевести вновь в латентную стадию, при которой он не разросся бы до общерегиональных масштабов и не представлял бы тем самым угрозы для России на Кавказе», — резюмировал он.

По его словам, формально Россия, США и Франция являются сопредседателями минской группы и выступают с единых позиций.

«Другое дело, что и Россия, и США имеют разные подходы к приоритетам во внешней политике, — уточнил он. — Однако объективно, по-моему, ни Россия, ни США как ответственные внешнеполитические игроки нисколько не заинтересованы в том, чтобы разжигать очередной пожар на Кавказе».

По мнению президента Научного общества кавказоведов Александра Крылова, Москва не солидаризируется на сто процентов с Ереваном, хотя Армения является ее военно-политическим союзником.

«Это разные, независимые государства, хоть и входящие в один военно-политический блок ОДКБ, — пояснил он в комментарии Русской службе „Голоса Америки“. — Все-таки у Армении есть и собственные интересы. С Баку у нас отношения, конечно, на более низком уровне, но тем не менее Азербайджан для России — важный торговый партнер и сосед, с которым желательно поддерживать по возможности нормальные отношения».

По оценке эксперта, у Москвы есть своя специфика в отношениях с обоими государствами, находящимися в состоянии конфликта.

«Задача Москвы состоит не в том, чтобы поддерживать нагнетание конфликта до бесконечности, и таким путем обеспечивать свое влияние в регионе, о чем часто говорят определенного рода эксперты, — рассуждает он. — А в том, чтобы замирить ситуацию, чтобы проблема не решалась посредством новой широкомасштабной войны с тем, чтобы какая-то сторона пыталась победить в ней, но в итоге регион пришел бы в состояние полной анархии».

Как представляется Александру Крылову, в Москве это прекрасно понимают, поэтому стараются сделать все, чтобы конфликт спустить на тормозах, и подписанное в итоге мирное урегулирование стало следствием этих усилий. При этом он затруднился сказать, насколько прочным может быть затишье.

«К сожалению, ни Москва, ни Вашингтон, ни Париж, ни тем более какая-то другая столица не могут сегодня заставить стороны конфликта идти в направлении мирного компромисса. Для этого (в обеих республиках) надо менять свою политику и настроения в обществе. А настроения в обществе, скорее, нагнетаются. Вот это самое печальное», — обобщил кавказовед.

На его взгляд, взаимоисключающие и постоянно ужесточающиеся позиции сторон, а также рост взаимной неприязни и враждебности в обществе двух стран стали причиной того, что конфликт продолжает оставаться в состоянии вялотекущей войны по всей линии разграничения, включая и приграничную территорию Армении.

Тем не менее, по прогнозу Крылова, перемирие будет прочным, по крайней мере, в течение нескольких месяцев.

Андрей Арешев также приветствовал объявленное перемирие и предположил, что оно стало плодом активных усилий посредников, которые для разрешения проблемы выезжали в Баку, Ереван и Степанакерт.

«Думаю, что теперь мы можем ожидать более интенсивных поисков формулы переговорного процесса, который если и не сдвинет конфликт с мертвой точки, то, по меньшей мере, позволит сделать перемирие более устойчивым», — заключил он.



Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Нагорный Карабах: хрупкая чаша перемирия», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Виктор Васильев.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.