Памятнику русской архитектуры в Ташкенте угрожает снос

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

13 июля 2017 года

Восточное крыло здания приюта

Новость о возможном сносе здания Кауфманского детского приюта стала одной из самых обсуждаемых в СМИ и соцсетях Узбекистана. Приют входит в число сравнительно немногих сохранных памятников дореволюционной русской архитектуры в Ташкенте, часть которых ликвидирована в недавние годы.

Вход в здание приюта

Создателем архитектурного шедевра являлся Вильгельм Соломонович Гейнцельман, зодчий многих крупных ташкентских зданий, включая дворец ссыльного великого князя Романова.

Памятник архитектуры построен в 1913—1916 годах и проработал в качестве приюта до Октябрьской революции. С 1918 по 1931 год в бывшем приюте размещалась образцовая трудовая школа-коммуна имени Карла Либкнехта для сирот и беспризорников, возглавляемая местным педагогом В. Ф. Лубенцовым. В 1931 году, когда Ташкент стал столицей Узбекской ССР, здание отошло под правительственные нужды, а с 1941 года приняло эвакуированных из Ленинграда учёных-энергетиков. На протяжении 75 лет здесь функционировал научный центр, большую часть времени именовавшийся Институтом энергетики и автоматики. Согласно интервью с сотрудником института, проведённом «Газетой.уз», здесь были смонтированы уникальные установки — каскадный трансформатор, линия электропередачи, вдвое более эффективная, чем обычная. С 2006 года бывший Кауфманский приют официально является памятником архитектуры.

В январе 2017 года был принят и опубликован план реконструкции Мирзо-Улугбекского района города Ташкента, где расположено историческое здание. Как отметил бывший сотрудник отдела капитального в составе хокимията (мэрии) Ташкента В. Маевский, местности, где находится Кауфманский приют, этот план вообще не упоминает.

Однако 9 июля 2017 года общественность Ташкента всколыхнули сообщения, что вокруг и внутри бывшего научного центра кипит активная работа, предвещающая скорую гибель столетней постройки. Уже начат снос примыкающих лабораторных и складских помещений, а также частного сектора, из самого старого здания выносили мебель, технику, оборудование, через окна вывалили прямо на землю книги из институтской библиотеки. По территории сновали бульдозеры и грузовики с надписью «Снос здания АО „Узбекэнерго“». Штаб сноса размещён прямо напротив фасада бывшего Кауфманского приюта.

На место прибыли журналисты интернет-изданий страны — «Новости Узбекистана», «Газета.уз», а также блогеры. Представители штаба сноса отказывались предоставлять им информацию, запрещали съёмку или даже не подпускали к историческому зданию. У желающих прояснить ситуацию сотрудники штаба запрашивали личные данные (имена, номера телефонов), не представляясь им сами. На все расспросы о судьбе здания они направляли либо в здание Штаба, либо в Хокимият района. При этом охрана не давала корреспондентам пройти в Штаб, а на следующий день заявила, что компетентные для собеседования сотрудники в данный момент отсутствуют. В Хокимияте в выходной день также не удалось найти уполномоченных должностных лиц. Руководство научно-технического центра, в свою очередь, отказалось идти на контакт с «Новостями Узбекистана».

Снос примыкающего вспомогательного здания АО «Узбекэнерго». На заднем плане — приют

Большинство опрошенных «Газетой.уз» сотрудников подтвердили, что здание Кауфманского приюта также планируется к сносу (который проводится компания «Узбекэнерго» и «Узбекнефтегаз»), другие называли вопрос нерешённым. Одновременно они отмечали негативные последствия переезда для ценной научной техники. По словам неназванного сотрудника, оказалась ликвидированной ЛЭП повышенной электропередачи, на создание которой потребовалось 10 лет, без его ведома был взломан запертый кабинет с оборудованием, откуда пропали 2 компьютера, а новое здание, отведённое центру, располагает всего 5-ю комнатами против прежних 100.

По сообщению «Газеты.уз», 10 июля объект посетил премьер-министр Узбекистана А. Н. Арипов, который распорядился сохранить и отреставрировать исторический памятник. Тот же сотрудник института отметил, что после визита премьера каскадный трансформатор, генератор грозовых и внутренних перенапряжений и другие установки, предназначенные к сносу, пообещали вывезти, однако есть опасения, что произойдёт их вывоз на продажу.

11 июля корреспонденту «Новостей Узбекистана» Тамаре Санаевой не удалось связаться с хокимом Мирзо-Улугбекского района ни по телефону, ни лично, приехав в здание районной администрации. По словам сотрудников хокимията, он находился на выездных совещаниях и, после долгого ожидания, ей разрешили переговорить лишь с исполняющим обязанности архитектора района Миробидом Джамаловым. Тот заявил журналистке, что не может подтвердить информацию о словах узбекского премьера. В разговоре он сослался на упомянутый выше план реконструкции, заявив, что территория отведена под парковую зону и предоставив ксерокопию решения (в тексте ксерокопии идёт речь лишь о микрорайоне близ улиц Мирхосилбой и Мухаммад Юсуф, с указанием границ реконструкции). В то же время судьбу самого здания Кауфманского приюта архитектор назвал неоговорённой, отметив, что в связи с исторической ценностью постройки вопрос требует вердикта Кабинета министров на основе работ специальной государственной комиссии, которому он подчинится в любом случае, будь то снос или реставрация. Затем М. Джамалов всё же высказал личное мнение, что исторический памятник и туристический объект следует сохранить, сообщив, что изучал постройку и располагает о неё информацией. Поделиться же данной информацией сотрудник готов, «если… будет возможность».

Таким образом, будущее здания Ташкентского Кауфманского приюта в Ташкента продолжает быть неясным и вызывать беспокойство. Как характеризует Т. Санаева, ситуация вызвала широкий общественный резонанс.

Источники[править]

Санаева Т. Cносить нельзя, сохранить для потомков: Ташкент может лишиться еще одного исторического здания. Новости Узбекистана (9 июля 2017). Дата обращения: 11 июля 2017.

Здание Кауфманского приюта в Ташкенте сохранят. Газета.uz (10 июля 2017). Дата обращения: 11 июля 2017.

Санаева Т. В год диалога с народом: вопрос о сохранении здания Кауфманского приюта остается открытым. Новости Узбекистана (11 июля 2017). Дата обращения: 11 июля 2017.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.

Стоило пройти полгода со дня смерти Каримова, как в Узбекистане появилось гражданское общество. Точнее оно видимо было всегда, но его активности было не видно. Возможно с этой борьбы за памятник начнется снос авторитарных порядков в Узбекистане IvanA (обсуждение) 18:29, 13 июля 2017 (UTC)