Лидер свердловских дальнобойщиков получил рекордный срок за акцию Навального

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

12 сентября 2018 года

11 сентября 2018 года координатор свердловского отделения движения дальнобойщиков «Объединение перевозчиков России» Максим Фокин получил 25 суток административного ареста за участие в воскресном митинге-шествии Навального. Это наказание стало максимальным в истории рассмотрения такого рода дел в Екатеринбурге. Маленький ребенок-инвалид Фокина по мнению судьи - не основание для более мягкого наказания. Глава местного штаба Навального Юрий Кузьминых в тот же день отделался всего 5 сутками ареста.

Дальнобойщики и Навальный
Судья Виталий Дорошенко оглашает решение по делу Фокина (в проходе виден полицейский, прибывший за дальнобойщиком)

Корреспондент Викиновостей посетил судебное заседание по делу Фокина и переговорил с ним и с дальнобойщиками. Фокин — один из двух координаторов свердловского отделения «Объединения перевозчиков России». Это заметная организация со своей символикой — флагами, футболками, наклейками на автомашины. Живет на самофинансировании.

Из разговора с пришедшими на суд дальнобойщиками стало понятно, что они не являются сторонниками Алексея Навального. «Объединение перевозчиков России» — это организация «одного вопроса», а именно борьбы против сборов с большегрузных автомобилей, поступающих в систему «Платон».

Цель организации определяет ее тактику — дальнобойщики примыкают к протестным мероприятиям, но только со своим вопросом. Так дальнобойщики относятся к протестным мероприятиям разрешенных партий КПРФ и «Яблока»: на митинги приходят, но только по своему вопросу и со своей символикой (флаги и значки иных движений и партий они не носят). Корреспондент Викиновостей встречал Фокина на акциях КПРФ и «Яблока». Везде дальнобойщики держались особняком и подчеркивали свою самостоятельность от организаторов.

Дальнобойщики показали корреспонденту Викиновостей видео участия представителей «Объединения перевозчиков России» в акции сторонников Навального, прошедшей 9 сентября 2018 года. Это участие выразилось в направлении наблюдателей в футболках «Объединения перевозчиков России» на акции, которые вели видеосъемку, но лозунгов не выкрикивали и в ход мероприятия не вмешивались.

Сотрудники полиции не трогали 9 сентября 2018 года наблюдателей от дальнобойщиков. Не было задержаний даже в Казани, где дальнобойщики снимали избиение толпы дубинками.

Екатеринбург, где вообще не били, стал исключением. В этом городе был задержан координатор свердловских дальнобойщиков Максим Фокин. Взяли его по распоряжению руководителей Управления МВД России по городу Екатеринбургу, то есть по инициативе местных правоохранителей. Фокин стал единственным активистом-дальнобойщиком, задержанным на общероссийской акции 9 сентября 2018 года.

Забытый навальнистами дальнобойщик

Корреспондент Викиновостей встретил Фокина в подвале Управления МВД России по городу Екатеринбургу. Туда свозили задержанных на акции 9 сентября 2018 года. В подвале кипела работа: оформляли и сортировали задержанных.

Майор полиции Бабинова показала в суде, что она там была в «группе разбора» по выполнению плана «Расчет», так как поступила информация о шествии штаба Навального. Викиновости сообщали о том, как трудилась «группа разбора» и о том, как был выполнен помянутый Бабиновой план «Расчет».

Все задержанных в подвале рассортировали по трем категориям. Фокин попал в число трех «повторников». Он в декабре 2017 года по решению Березовского городского суда получил наказание в виде 35 часов обязательных работ за участие в акции дальнобойщиков. Таким образом, Фокин считался «повторником» и ему грозил административный арест до 30 суток.

Юристов, присланных штабом Навального в полицейский подвал, Фокин не интересовал. По словам дальнобойщика, никто не предлагал ему юридическую помощь. Майор Бабинова его оформила, зафиксировав отказ от дачи показаний. После этого Фокина поздно ночью доставили в отделение полиции № 9 в Верх-Исетском районе Екатеринбурга. Там он провел около двух суток.

Кормить Фокина в отделении никто не собирался — ни воды, ни еды ему не предлагали. В камере, где он находился, была всего одна скамья и двое задержанных. Поэтому первую ночь после акции Фокин провел в сидячем положении рядом со спящим сокамерником (второй человек отдыхал на полу).

На следующий день камера освободилась и Фокин получил постельное белье, а также скамью для сна. Кормить его все равно не стали. Поэтому он был вынужден питаться тем, что передали его друзья-дальнобойщики. Последние подняли шум и добились (поначалу им в этом отказывали полицейские) разрешения кормить своего координатора, хотя и всухомятку. Дальнобойщики же наняли Фокину адвоката.

Обычно в Екатеринбурге задержанных на акциях (даже в выходной день) сразу везут в суд, где им назначают наказание. Если суд уже закрыт на ночь, то привлекаемых доставляют в суд утром следующего дня. На этот раз было сделано исключение — всех задержанных на акции 9 сентября 2018 года продержали двое суток в полиции.

Освобожденный полицейскими дальнобойщик отказался бежать и поддержать Навального

После полудня 11 сентября 2018 года Фокин был доставлен в Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга. Там уже собралось около десятка его сторонников из числа дальнобойщиков и его жена. Полицейские привезли Фокина, отдали ему документы и… исчезли.

Координатор дальнобойщиков остался на свободе на несколько часов. Все полицейские в суде были заняты на охране бурно протестовавших двух «повторников» — секретаря свердловского отделения «Открытой России» Елены Парий и предпринимателя Виктора Балдина. Последние, по словам их представителя, требовали, чтобы их… занесли в суд на руках. В итоге, конечно, они зашли сами. Однако все 4 часа судебного заседания Фокин оставался без охраны.

Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области (структура, согласующая все уличные акции в Екатеринбурге) также ушли к «барагозящим» повторникам. Фокин мог легко сбежать. Именно это ему предлагал юрист со значком Навального. Однако координатор дальнобойщиков наотрез отказался это делать.

В ожидании суда Фокин советовался с адвокатом Дмитрием Ушаковым и разговаривал с корреспондентом Викиновостей. Юрист со значком Навального взялся объяснять Ушакову, что надо ориентироваться на предстоящее обжалование судебного решения в Европейском суде по правам человека. Поэтому Ушакову было предложено вместе с Фокиным утверждать в суде, что координатор дальнобойщиков пришел участвовать в акции Навального осознанно и был задержан за свои политические убеждения. Иначе мол Европейский суд по правам человека жалобу не примет на решения по делу Фокина.

Фокин категорически отказался говорить в суде, что пришел участвовать специально. Его адвокат также отверг подобное предложение, заявив, что адвокатская этика запрещает ему занимать в суде позицию, противоречащую желанию подзащитного.

Юрист с символикой Навального обиделся и заявил, что вообще на протестных акциях люди должны становиться «в очередь» к полицейским автобусам для задержаний. Мол тогда они получат компенсацию от Европейского суда по правам человека. Все это не убедило ни Фокина, ни его адвоката, который вообще скептически отзывался о решениях Европейского суда по правам человека. Юрист со значком Навального отбыл шуметь к Парий и Балдину.

Дальнобойщик обвинен в оскорблении исполнительной власти России
Адвокат Дмитрий Ушаков, майор полиции Бабинова и Максим Фокин. Допрос Бабиновой

В том, что суд назначит ему наказание, Фокин не сомневался. Другие дальнобойщики надеялись на справедливость — ведь их координатор вообще не был участником акции, а только присутствовал на ней.

Фокин рассказал свою версию корреспонденту Викиновостей и потом повторил ее в суде. Он приехал на личной автомашине к месту начала шествия Навального. Там было уже перекрыто сотрудниками полиции. Тогда Фокин оставил свою машину (она так и стояла двое суток) и пошел по проспекту Ленина.

Во время второй волны задержаний Фокин стоял и вел видеозапись на планшет. Собственно единственным доказательством, которое было в деле, стала полицейская видеозапись. На ее фрагменте (несколько секунд) видно лицо Фокина и его футболку с символикой «Объединения перевозчиков России». Также видно, что он ведет видеосъемку на планшетный компьютер. Более никаких кадров с Фокиным в суд предоставлено не было.

После этого Фокин на автомашине уехал вдоль шествия. Машину он оставил и уже на Октябрьской площади продолжил видеосъемку. Там он и был задержан по указанию одного из руководителей екатеринбургской полиции.

Версия Фокина правдоподобна. Корреспондент Викиновостей не видел его ни в одной точке маршрута шествия и не слышал от него каких-либо выкриков. Впрочем также вели себя дальнобойщики в других городах России.

Версия обвинения была совсем иной. Министерство общественной безопасности Свердловской области отказало два раза заявителю Якову Лысенко в проведении большого шествия 9 сентября 2018 года. Причина — российские законы прямо запрещают проводить такие мероприятия в день выборов в Екатеринбургскую городскую думу, так как одно из основных требований шествия имеет характер «предвыборной агитации».

При этом сотрудники Министерства (Олег Малишевский, Владислав Щетинин и Анастасия Харитонова) пояснили (их объяснения были в деле Фокина и были частично оглашены), что фактическим организатором шествия был не Лысенко, а иное лицо.

Фокин же по их показаниям в шествии громко требовал (как и иные участники) отмены пенсионной реформы, а также «выкрикивал оскорбительные лозунги в адрес исполнительной власти Российской Федерации». Фокина мол неоднократно предупреждали от ответственности. Старший сержант полиции Николаев предложил ему проследовать в служебный автобус для доставления. Сопротивления Фокин не оказал, после чего был доставлен в полицию.

Майор полиции Бабинова пояснила, что к ней привезли в «группу разбора» Фокина. Также Бабинова рассказала, что Фокин предупреждался на «площади Мира» (вероятно имелась в виду площадь Кирова — место начала шествия) о том, что необходимо покинуть место несогласованного мероприятия. Но Фокин не подчинился. Правда корреспондент Викиновостей не видел Фокина на площади Кирова среди других участников. Не заметить же его было невозможно — на площади было немного активистов.

Доказательная база обвинения была построена исключительно на показаниях Бабиновой (которая не была на месте проведения шествия), на кадрах видеозаписи (кто из сотрудников ее сделал Бабинова затруднилась ответить) и на письменных объяснениях трех сотрудников Министерства общественной безопасности Свердловской области. Самих сотрудников в суде не допрашивали.

Судья также не пожелал допрашивать ни старшего сержанта Николаева, ни того офицера полиции, который задержал Фокина, хотя дальнобойщик назвал его фамилию имя и отчество.

Маленькая дочь-инвалид не спасла папу-рецидивиста от длительного срока административного ареста
Судья Дорошенко фиксирует показания

Хотя защита настаивала на невиновности Фокина, все же были приняты меры к смягчению будущего наказания. В суд была привезена и допрошена жена дальнобойщика. Она рассказала о наличии у них единственного совместного ребенка — девочки лет 10. Причем ребенок имеет редкий синдром и не может сам себя обслуживать., являясь полным инвалидом. Из-за этого Фокину приходится содержать не только жену (она работать не может из-за ухода за дочерью), но также ее родителей и своих родителей. То есть арест означает потерю заработка. Медицинские документы ребенка суду были предоставлены, но судья заявил, что верит и без них.

Судья Виталий Дорошенко оказался в сложном моральном положении, что отразилось в его решении. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не считает наличие ребенка (даже инвалида) обязательным смягчающим обстоятельством для мужчины, совершившего административное правонарушение. Этим административное правонарушение отличается от уголовного преступления, где такое обстоятельство обязательно считается смягчающим вину. Впрочем суд может признать любое (кроме шести отягчающих) любое обстоятельство смягчающим вину.

С другой стороны Фокин не отбыл обязательные работы, что признал в суде. Он пояснил, что судебные приставы, которым поступило постановление в отношении него об отбытии обязательных работ, отказываются его исполнять. Причина — нет работы в том небольшом городе, где зарегистрирован Фокин.

Версия Фокина о том, что ему не предлагают обязательные работы по месту жительства, выглядит правдоподобной. В небольшом городе, где он проживает, может не быть работы даже для оплачиваемых категорий. В Екатеринбурге ситуация иная, как сообщили корреспонденту Викиновостей судебные приставы — работа есть и предоставляется. Но в Екатеринбурге они не могут давать работу иногороднему.

Документально факт злостного уклонения Фокина от отбывания обязательных работ также не подтвержден. Нет документов о том, что судебные приставы подавали мировому судье жалобу о назначении Фокину за «злостное уклонение» от отбывания обязательных работ иного вида наказания.

Судья Дорошенко имел весьма широкие пределы в выборе наказания Фокину. Он мог дать ему штраф от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, обязательные работы на срок от 40 до 200 часов или арест до 30 суток. Формально даже мог освободить — дать 2 суток ареста и освободить за отбытием.

Итоговое решение оказалось неожиданно суровым. Судья признал наличие у Фокина маленькой дочери-инвалида смягчающим обстоятельством. Однако судья заявил, что в действиях Фокина имеет место «рецидив», а сам дальнобойщик уклонился от отбывания обязательных работ.

Аргументы судьи формально противоречат законодательству. Статья 4.3 КоАП РФ запрещает учитывать в качестве отягчающего вину повторность совершения правонарушения, если оно признано в качестве «квалифицирующего признака» по той статье, по которой лицо привлекается. Норма, вмененная Фокину, предусматривает наказание как раз за повторное нарушение порядка участия в массовом публичном мероприятии. Таким образом одно и то же обстоятельство было вменено Фокину в вину дважды.

Аргумент об уклонении Фокина от отбытия обязательных работ также не основан на каких-либо документах — ни показаний приставов, ни решения суда, где бы этот факт был установлен, в деле нет. Да и сама майор Бабинова (фактический обвинитель по делу) об уклонении не говорила и на строгом наказании не настаивала.

Кроме того, судья отметил в решении, что Фокин должен был понимать, что у него есть больной ребенок и родственники на иждивении, когда шел на несанкционированное шествие. Поэтому мол исправление Фокина возможно только путем назначения ему административного ареста на «длительный срок» — 25 суток.

Таким образом Фокин первым активистом, которого екатеринбургский суд приговорил за нарушение на митинге к столь длительному сроку ареста. Ранее более 15 суток «повторникам» в Екатеринбурге не давали. Любопытно, что начальник екатеринбургского штаба Навального Юрий Кузьминых (5 сентября 2018 года Свердловский областной суд подтвердил законность его наказания за нарушение порядка проведения уличной акции) получил в тот же день намного более мягкое наказание, чем Фокин — 5 суток ареста.

Таким образом наличие ребенка-инвалида не помешало екатеринбургскому судье отправить дальнобойщика под длительный арест. Формально решение может быть обжаловано и срок ареста может сократить Свердловский областной суд.


Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.
  • И почему я не удивлён, что координаторы Навального получают по минимуму, 5 дней. А затем оперативка в Москве? Более того я даже не удивлюсь, что он срок проводит под домашнем арестом. --Леонид Макаров (обсуждение) 18:42, 12 сентября 2018 (UTC)
    • Формально им дали меньше, так как вменили иную статью - 19.3 КоАП (неповиновение сотруднику полиции). По ней до 15 суток. Фокину дали по 20.2 КоАП, где до 30 суток. Иван Абатуров (обсуждение) 03:21, 13 сентября 2018 (UTC)
      • Ты сам пишешь, что "исключительно жестко", но при этом организаторы от попа Гапона отделываются испугом, а участники по полной. И второй раз их или не ждать во все, или они получат по 30 суток. А домашние дети, наверно, морально не готовы так долго скучать без интернета. Получается, что цель этого мероприятия были дети.--Леонид Макаров (обсуждение) 03:37, 13 сентября 2018 (UTC)
        • Ты не прав насчет домашних детей. Большинству задержанных грозили только штрафы, так как для ранее не привлекавшегося лица по этой статье КоАП РФ митинговой положен только штраф. Поэтому рядовые участники из числа не привлекавшихся ранее получат только штрафы. Этих рядовых отпустили на свободу вечером 9-го или в начале ночи 10-го. Через пару недель их вызовут в суды и оштрафуют. Ладно напишу обо всех арестованных. Иван Абатуров (обсуждение) 06:15, 13 сентября 2018 (UTC)
          • Так это первая фаза, когда у каждого гражданина есть только одна возможность выйти на улицу и отделаться штрафом среднего чека Макдональдса. Поп Гапон придумывает инфоповод, выводя детей, они как "ранее не привлекавшиеся лица" получают только штрафы. А затем, когда надо выйти во второй раз, то всё активное население уже получили по желтой карточке, уже никто в штрафной не фолит. А если идут, то свои 30 суток получают или родители "договариваются" с майором. Поп Гапон в радости, юристы со значками "хочешь сдохнуть - спроси меня как" в процентах.--Леонид Макаров (обсуждение) 06:46, 13 сентября 2018 (UTC)
            • Ну да это первая фаза - штраф. Как правило, подавляющее большинство, получив штраф, замолкает и пишет только в Фейсбуке. Процентов 20 активистов идут под второе наказание. Ну а уже единицы (как Удальцов, Навальный, Волков) и в третий и в четвертый раз выходят. Но в Екатеринбурге таких единиц нет вовсе. Даже та юристка-матерщинница из предыдущего репортажа, получив штраф за акцию 7 октября, на эту акцию не явилась, о чем написала в Фейсбуке. Но вот ты не прав - есть одна девочка, которой дали 15 суток несмотря на ее эпилепсию. Девочка из штаба Навального. Вот о ней репортаж. Тебе эту девочку жалко? Иван Абатуров (обсуждение) 08:26, 13 сентября 2018 (UTC)