Путин законодательно простил почти всех экстремистов (условия прощения)

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

4 октября 2018 года

Владимир Путин в 2018 году

Владимир Путин 3 октября 2018 года внес в Государственную думу законопроект о частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса, по которой россиян осуждали за лайки и репосты. Оценки этой реформы весьма противоречивы — от утверждений о том, что это амнистия, до прогнозов о том, что власти будут по-прежнему сажать за лайки и репосты. Викиновости решили разобраться — кого прощает Путин, амнистия ли это и что ждать от российских правоохранителей.

Законопроект очень короткий. Он предлагает (Архивная копия от 18 марта 2021 на Wayback Machine) новую формулировку статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (процитируем её полностью):

«Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно- телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет
»

При сопоставлении с нынешней редакцией статьи 282 видно важное отличие — уголовное дело можно будет возбудить только против человека, который в течение года до того привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние. То есть вводится административный «фильтр-преюдиция». Получив его, человек может либо следить за тем, что пишет и говорит, либо продолжить свои высказывания и «написать» на уголовное дело.

Путин не амнистировал и не реабилитировал экстремистов

В СМИ появились утверждения, что мол Путин амнистировал осужденных за лайки и репосты экстремистов. Так юрист Павел Чиков заявил, что этот законопроект — «полная амнистия». Один из руководителей свердловского «Яблока» Ирина Скачкова опубликовала пост, в котором спросила юристов будет ли реабилитирована «узница совести» Екатерина Вологженинова, осужденная за экстремизм.

Истина оказалась проще. Путинский законопроект означает декриминализацию, а не амнистию и не реабилитацию. В России закон, смягчающий (или устраняющий) уголовную ответственность имеет обратную силу, то есть применяется к лицам, которые совершили правонарушения до его вступления в силу. Отмена нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за деяние, и называется декриминализацией.

В случае декриминализации статьи уголовное дело по ней прекращается за отсутствием в действиях обвиняемого состава преступления (статья 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Прекращается на любой стадии до вступления приговора в законную силу — в первой инстанции, во второй инстанции. То есть, после вступления в силу законопроекта все вынесенные приговоры по статье 282 будут отменены, если они ещё не рассмотрены апелляцией.

От амнистии декриминализация отличается в лучшую для осужденного сторону. Амнистированный считается официально преступником, но освобожденным от наказания. Поэтому амнистированным по некоторым статьям могут в силу Трудового кодекса Российской Федерации (как привлекавшимся к уголовной ответственности) отказать, например, в приеме на работу в школу. Более того, постановления об амнистии иногда содержат требования, которые указывают, что не могут быть амнистированы лица, ранее освобождавшиеся от наказания по амнистии.

Преступник, деяние которого было декриминализировано, официально перестает считаться преступником. Такова позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная (Архивная копия от 14 декабря 2017 на Wayback Machine) в Постановлении от 18 июля 2013 года, имеющая общеобязательную силу. Постановления Конституционного суда Российской Федерации имеют наивысшую по сравнению с законами и подзаконными актами силу. Поэтому не может установить для осужденного по декриминализированной статье какие-либо негативные последствия.

Декриминализация не означает реабилитацию, то есть возмещение вреда, понесенного в связи с уголовным преследованием. Статья 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что декриминализация не означает права на реабилитацию (как и амнистия). Обвиняемый (или осужденный) может не согласиться с прекращением дела в связи с декриминализацией и добиваться признания себя невиновным. Если ему это удастся, то он получит право на реабилитацию.

Таким образом осужденным по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации декриминализация не даст никаких компенсационных выплат (в том числе возмещения услуг на адвокатов). Штрафы, которые ими уплачены, также не будут им возвращены. Однако они могут продолжить борьбу за честное имя — например, подавать (при определённых условиях) жалобы в Европейский суд по правам человека.

Российские экстремисты: численность и социальный состав
Блогер Руслан Соколовский — типичный по возрасту, полу и официальному уровню образования осужденный за экстремизм. Дело Соколовского также будет пересмотрено.

О случаях осуждений за экстремизм много пишут в СМИ. Однако общая численность(недоступная ссылка) приговоренных по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации невелика — 461 человек за 2017 год, менее одной тысячной от общего числа осужденных по всем уголовным делам.

Социальный состав российских экстремистов можно подробно описать(недоступная ссылка) по статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Большинство(недоступная ссылка) российских экстремистов — молодые люди в возрасте до 29 лет (более 75 % всех осужденных по статье 282 УК РФ), не имеющие высшего образования (около 85 % осужденных по статье 282 УК РФ). Лишь небольшая часть (менее 14 % экстремистов) являлись(недоступная ссылка) учащимися или студентами. Последнее обстоятельство указывает на то, что большинство экстремистов малообразованно и не пытается официально учиться.

Теперь все эти осужденные официально будут освобождены от отбывания наказания: неуплаченные штрафы списаны, условные сроки аннулированы, отбывающие реальное лишение свободы будут выпущены. Это если кроме статьи 282 им ничего не было вменено в вину. Наказание блогеру Соколовскому, которому вменили ещё две статьи Уголовного кодекса РФ, будет смягчено, но только частично.

Число осужденных экстремистов в России значительно уменьшится

Ходят слухи, что декриминализация не приведет к сокращению числа осуждений за экстремизм. Мол наши правоохранительные органы будут накручивать дела, один раз наказывая в административном порядке, а второй раз в уголовном порядке. Об этом корреспонденту Викиновостей говорил активист движения «Екатеринбург за свободу».

Юрист Алексей Глухов предположил, что после принятия путинского законопроекта число осужденных по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации сразу резко сократится.

Судебная статистика говорит, что введение административного фильтра приведет к резкому сокращению числа осужденных за экстремизм. Дело в том, что среди экстремистов крайне мало ранее судимых лиц. За 2017 год в России был осужден(недоступная ссылка) по статье 282 Уголовного кодекса 461 человек. Из них 64 человека имели(недоступная ссылка) непогашенные судимости.

Ещё 34 экстремиста имели(недоступная ссылка) погашенные судимости или ранее освобождались от уголовной ответственности по нереабилитирующему основанию. Таким образом, из 461 осужденного экстремиста только 98 лиц (примерно пятая часть) ранее привлекались по уголовным делам. К тому же статистика Судебного департамента не уточняет за какие преступления они были осуждены и сколько среди них было лиц, ранее судимых за экстремизм.

Судебная статистика заставляет усомниться в том, что российские правоохранительные органы массово преследуют отбывших наказание экстремистов и стремятся их вновь посадить за то же деяние.

В МВД России весьма отрицательно относятся к практике введения «административного фильтра» для привлечения к уголовной ответственности. На это указывает следующий пример. Корреспондент Викиновостей обратился с предложением за клевету (кроме особых случаев, например, клеветы в Интернете) в первый раз привлекать к административной ответственности, а при повторе — к уголовной. То есть речь шла о том же механизме, что установлен Владимиром Путиным для экстремистов.

Ответ МВД России от 20 сентября 2018 года был резко отрицательным:

«...декриминализация рассматриваемого преступления путем введения в УК нового состава с административной преюдицией может спровоцировать рост таких правонарушений, поскольку срок, в течение которых лицо считается привлеченным к административной ответственности, истекает через год (статья 4.6 КоАП)»

Есть все основания предполагать, что после частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, количество осужденных за экстремизм в России резко сократится, так как подавляющее большинство экстремистов не совершает новых преступлений. Сотни молодых людей получат свободу и чистую репутацию.

Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.
  • То есть провокаторы, которые все эти годы собирают базу в различных интернет-проектах, таких как Викиновости, продолжат свою службу. Планы/палки по статье 282 им оставят на 2019 год? Вот, блин, засада то какая. Северодвинский мировой суд продолжит штамповать протоколы на нас. --Леонид Макаров (обсуждение) 07:38, 4 октября 2018 (UTC)