Журналисты помогли полиции наказать своего коллегу из «Открытой России»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 января 2019 года

Представитель прокуратуры у мирового судьи по делу Верникова. 17 января 2019 года

Журналисты Иван Морозов и Ксения Ширяева дали в полицейском Центре противодействия экстремизму показания на своего коллегу по профессии Максима Верникова. Показания и документы, предоставленные журналистами, были оглашены мировым судьей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. По его итогам Верников был оштрафован на 12 тысяч рублей. Корреспондент Викиновостей ознакомился с той помощью, которую честные журналисты оказали полиции.

Двое из трех журналистов-очевидцев дали показания полиции о своем коллеге
Максим Верников в судебном заседании

Викиновости сообщали, что 17 января 2019 года Максим Верников был в третий раз оштрафован за участие в деятельности «Открытой России» Ходорковского. Разбирательство было открытое и мировой судья огласила все материалы дела Верникова. Тем самым дав понять, что они не секретные. Сами материалы таким образом стали опубликованными.

Суть дела такова. 25 октября 2018 года в Екатеринбурге прошла открытая скайп-сессия с Михаилом Ходорковским. Ее провел Верников — на тот момент координатор «Открытой России». Символики движения в зале не было. После завершения мероприятия в зал вошли сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом. Они пытались взять у всех письменные объяснения. Это им не удалось.

Майор полиции Алексей Гладков, выезжавший на место проведения конференции

В полицейском рапорте в деле Верникова сообщается, что большинство граждан отказались давать объяснения. Тут же приложен рапорта о неудачных попытках опроса граждан. Полиция установила личности лишь около половины пришедших граждан - 19-ти человек. В деле Верникова есть их список с полными данными — ФИО, даты рождения, сведения о привлечении к административной ответственности. Этот список тоже оглашался у мирового судьи. Но возникла проблема в связи с отказом граждан давать объяснения.

В деле есть рапорта о том, что пытались опросить таких-то граждан (в том числе бывшую журналистку Галину Бастрыгину), но те отказались давать объяснения.

У мирового судьи майор полиции из Центра противодействия экстремизму прямо говорила, что удалось реально опросить только трех граждан. Ее слова подтверждаются материалами дела. Письменные объяснения дали только четыре человека. Из них в полицейский рапорт попали объяснения троих. Четвертое объяснение никакой информации по существу не содержит: в паре предложений гражданин Алексей С. пишет, что об «Открытой России» ничего не знал.

Три присутствовавших в зале человека дали подробную информацию и предоставили ряд материалов. Их показания и материалы легли в основу дела Верникова. Викиновости писали об одном из них — гражданине Вячеславе О.

Двое других интересны тем, что являются действующими журналистами. Верников тоже журналист — по образованию и по роду занятий. Так что показания на него дали коллеги.

В полицейском списке всего 19 человек, которые присутствовали на скайп-конференции Ходорковского. Три гражданина в списке обозначены полицией как представители СМИ. Из них объяснения для Центра по противодействию экстремизму дали двое — Иван Морозов и Ксения Ширяева.

В деле Верникова также есть подробная (оглашена в суде) информация о Морозовом и Ширяевой. Оба они не состоят на учете у психиатра и нарколога, не судимы. Есть их адреса, сведения о выданных им паспортах, номера телефонов. Все это стало достоянием общественности в судебном заседании.

По возрасту Морозов и Ширяева близки (на момент дачи объяснений). Морозову — 29 лет, Ширяевой — 25 лет. На этом сходство кончается.

Друг журналиста в социальной сети - не друг
Майор полиции Юлия Саломатова

1 ноября 2018 года Ширяева сообщила полиции, что работает в издании «Регионы России». Тут же она приложила свое редакционной задание на освещение мероприятия с Ходорковским. Кроме того, Ширяева принесла приказ о своем приеме на работу. Из этого документа следует, что в «Регионах России» платят немного — оклад Ширяевой ниже прожиточного минимума.

Среди екатеринбуржцев корреспонденту Викиновостей известны оппозиционеры, которые вообще не работают годами и при этом отдыхают за границей. Но Ксения приехала в Екатеринбург из небольшого уральского города, где и прописана (причем городок в другой области). Работает в «Регионах» Ксения не первый год.

Ширяева дала майору полиции Юлии Саломатовой подробную информацию о конференции Ходорковского:

«Я подошла немного заранее до начала мероприятия, поэтому могла наблюдать как люди прибывают в зал. В основном это были мужчины и женщины преклонного возраста, мне было понятно, что они все знакомы между собой и являются участниками регионального движения "Открытая Россия" (Екатеринбург, Общественного сетевого движения "Открытая Россия". Позднее в зале также появились представители "Штаба Алексея Навального"»

Ширяева знала, что Верников ее коллега по профессии. Более того, Верников значился ее другом в социальной сети. Но Ксения пояснила, что это не значит она знакома с Верниковым:

«Лично с Верниковым я не знакома, но в связи с моей журналистской деятельностью он значится в списке моих друзей в данной социальной сети. Также мне известно, что он имеет образование журналиста и отношение к партии ПАРНАС»
Главный редактор лично доставил свою статью читателям в погонах

Иван Морозов старше Ширяевой и из Екатеринбурга. Он одновременно журналист «Московского комсомольца» и главный редактор «Вечерних Ведомостей». То есть и наемный работник и глава СМИ.

Морозов показал, что был на мероприятии, проводимом Верниковым еще весной 2018 года, но с ним лично не знаком. Морозов также сообщил, что знает о статусе «нежелательно» у «Открытой России». Непосредственно по скайп-конференции Ходорковского Морозов пояснил, что пришел минут за 20 до начала и что в основном на мероприятии были пожилые люди. Он, Морозов, отказался делать пожертвование за аренду зала. Помимо Верникова он узнал в зале Михаила Борисова.

Морозов сообщил майору полиции Юлии Саломатовой следующее:

«У меня сложилось впечатление, что организатор мероприятия Максим Верников, а также некоторые люди, находящиеся в зале, имеют непосредственное отношение к организации "Открытая Россия" [далее описывается почему организация нежелательная] в том числе региональному отделению "Открытая Россия (Екатеринбург)", которое предположительно спонсируется за счет средств Лондона»

Морозов отметил:

«Находясь в зале, я понимал, что организация "Открытая Россия" будет одним из вдохновителей данного мероприятия, так как люди, находящиеся в зале, переговаривались между собой, называя себя сторонниками данной организации»

Морозов принес доказательство — распечатку своей статьи о скайп-конференции на портале «Вечерние Ведомости» на 7 листах. В ней сообщалось:

«... во время мероприятия удалось ярко себя зарекомендовать Ходорковскому местечковому лидеру «Открытой России» Максиму Верникову, в котором ряд участников нашли черты сходства с другим «демоном революции» – Львом Троцким. Только организатор Октябрьской революции, если верить историкам, получал средства из Берлина, тогда как Верников, по информации, требующей проверки, – из Лондона. Вот только, судя по организации телемоста, непонятно, на что идут средства лондонского «обкома»»

Корреспондент Викиновостей не заметил на мероприятия, чтобы там кто-то сравнивал Верникова и Троцкого. Однако Иван Морозов сравнил фото Верникова и Троцкого и сообщил читателям:

«Верников и Троцкий похожи не только внешне – Запад «хлопотал» за обоих»

Распечатка статьи Морозова была принята и приобщена к делу Верникова. Таким образом журналист Морозов свою публикацию донес до читателей в погонах в буквальном смысле слова.

Майор Саломатова действительно (как она указала в рапорте и потом пояснила в судебном заседании) по долгу службы проводила мониторинг Интернета. Она нашла несколько статей по данному мероприятию. Причем по какой-то причине писала рапорт от руки и даже адрес ссылки на ресурс переписывала вручную.

Сотрудники полиции не принуждали журналистов давать показания о своем коллеге
Андрей Гусельников

Стоит отметить, что сотрудники полиции не принуждали журналистов давать показания по делу Верникова. Сотрудник полиции сразу после скайп-конференции заявил: «Пресса у нас свободна!». В зале кроме Морозова и Ширяевой был еще один журналист. Ему полицейские позволили уйти и не просили с него каких-либо объяснений.

Более того, установив личность третьего журналиста (согласно полицейскому списку) сотрудники Центра по противодействию экстремизму не предлагали ему дать показания по делу Верникова. На то, что Морозов и Ширяева дали показания добровольно указывает тот факт, что ни в одном процессуальном документе по делу Верникова нет никаких данных, что полиция вызывала (например, телефонограммой) или оформляла принудительный привод кому-либо из журналистов.

Помощь полиции в деле борьбы с экстремизмом екатеринбургские журналисты оказывают не первый раз. В 2017 году журналист Ura.ru Андрей Гусельников открыто сообщил, что ролики блогера Руслана Соколовского оскорбляют чувства верующих и что по ним направлено обращение в полицию. Вскоре Соколовский был арестован и осужден как экстремист.

Гусельников до сих пор работает журналистом. Никто из журналистов его не обвиняет в Екатеринбурге. Более того, трое коллег Гусельникова из других СМИ заверили корреспондента Викиновостей, что жалоба на информатора в полицию со стороны журналиста — это нормально.


Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.