День смерти Сталина отметили в Ельцин-центре

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

6 марта 2019 года

Президиум дискуссии. Слева направо сидят ученые-историки: Александр Ладыгин, Виктор Кириллов и Алексей Мосин

В Ельцин-центре члены фактически запрещенной в России структуры «Открытая Россия»[1] провели дискуссию, посвященную 66-й годовщине со дня смерти Сталина. Корреспондент Викиновостей посетил мероприятие и выяснил, почему в России практически нет публикаций по сталинским доносчикам и фальсификаторам политических дел, а также почему учителя не желают говорить о репрессиях.

5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. 66 лет спустя в Ельцин-центре (с антисталинской экспозицией) члены «Открытой России» провели открытую дискуссию о распространении в современном российском обществе симпатий к Сталину.

На мероприятие пришли 20 — 25 человек. Через 16 минут после начала на мероприятии корреспондент Викиновостей насчитал 19 зрителей. Среди них немало участников протестных уличных акций в Екатеринбурге.

Организаторами дискуссии были члены «Открытой России» беглого олигарха Михаила Ходорковского. Корреспондент Викиновостей увидел трех членов «Открытки». Среди них был Вячеслав Осетров, который недавно получил известность тем, что добровольно стал полицейским информатором. Осетров помог Центру противодействия экстремизму привлечь к ответственности уже бывшего координатора «Открытой России» Максима Верникова.

Информатор полиции из «Открытой России» Вячеслав Осетров и советских диссидент-политзаключенный Виктор Пестов

На дискуссии о сталинизме Осетров присутствовал. К нему никакой неприязни никто не выказывал. Осетров пытался вмешаться в спор, но вяло. Ранее он был более решителен на такого рода форумах.

Об «Открытой России» на мероприятии не говорили, но кое-какая символика указывала, что ее члены проводят дискуссию. Также соорганизатором видимо выступило общество «Мемориал», так как его руководитель Анна Пастухова произнесла реплику, уточнив, что делает это «на правах отчасти соведущей». Кроме того, в углу на пол была брошена «мемориальская» растяжка.

В президиуме дискуссии были три историка: Александр Ладыгин, депутат Законодательного собрания Свердловской области от КПРФ, Виктор Кириллов, который в 1989 году был одним из организаторов общества «Мемориал»[2] в Нижнем Тагиле и Алексей Мосин, бывший профессор Уральского федерального университета. Все трое имеют ученые степени по истории.

Регламент был таков. Сначала выступали все трое историков из президиума. Потом любой из зала мог задать им любой вопрос. В конце было назначено обсуждение (его фактически не получилось).

Коммунист Александр Ладыгин сообщил, что при Сталине была единственная успешная модернизация в России. Ладыгин сообщил, что не оправдывает незаконные репрессии, но мол время тогда было такое — в Европе 1930-х годов преобладали авторитарные режимы.

Кроме того, Ладыгин задел критиков Сталина. Он отметил, что расстрелы детей с 12 лет (за которые критикуют Сталина) имели место, но казнен был только один человек — серийный убийца Владимир Винничевский.

Это замечание Ладыгина было особенно неприятно, так как Винничевский, убивавший и насиловавший детей в возрасте младше 5 лет, действовал в довоенном Свердловске. Более того, Винничевский был близким другом автора памятника жертвам политических репрессий Эрнста Неизвестного, к которому многие присутствовавшие на дискуссии регулярно выезжают.

Ладыгин привел и пример фальсификации (не уточнил умышленной или нет). Он отметил, что в музее Ельцин-центра за фото жертв сталинского голода выдается фото голодающих крестьян Царской России.

Вывод Ладыгина был прост. Российское общество «боится занять активную позицию» и у большей части российского общества "существует психология социально зависимого человека. Поэтом мол и стал Сталин лакмусовой бумажкой. По мнению Ладыгина, Сталина надо рассматривать просто как историческую личность. Ладыгин выступил за то, чтобы ставить памятники всем историческим деятелям России. В том числе Сталину и Ельцину.

Участие коммуниста в дискуссии вызвало множество недовольных вопросов-замечаний из зала. Ирина Присекина (активная участница разных уличных акций, которую за одну из них недавно оштрафовали) демонстративно вышла с криком: «Я не хочу больше слушать пропаганду! Я пошла!».

Виктор Кириллов и Алексей Мосин критиковали Сталина. Мосин построил свое выступление в виде возражений Александру Ладыгину. Кириллов же подчеркнул, что российская власть стремится не увековечивать память жертв политических репрессий. Да, мол существует государственная Концепция увековечивания памяти жертв политических репрессий, но ее реализация заканчивается в 2019 году. после чего мол это увековечивание властями будет забыто.

Кириллов напомнил, что репрессии продолжаются. Мол дело Юрия Дмитриева (глава карельского «Мемориала», обвиняемый в педофилии и изготовлении детской порнографии) такое же как зачистки карельского приграничья 1930-х годов[3].

Кириллов также отметил, что сейчас ограничен доступ в архивы. Мол решение ельцина о создании специальных архивов для хранения дел репрессированных фактически не выполнено. Таких архивов всего четыре, хотя, по решению Ельцина, они должны быть созданы в каждом субъекте Российской Федерации.

Зрители дискуссии. Некоторые из них задавали вопросы

Коснулись также темы рассказа в школах репрессиях. Кириллов также предложил в школах проводить Дни памяти жертв политических репрессий. Мосин отметил, что проводит мероприятия о репрессированных в школах и слушают его мол там дети внимательно. Анна Пастухова заявила, что мол ее «Мемориал» в школы не пускают.

Кириллов объяснил, что сегодня школьные учителя к теме репрессий относятся «с большой опаской». Когда Кириллов поинтересовался почему учителя не спорят с учениками по этой теме, не задают вопросы, то педагоги ему ответили:

«А мы государственные служащие. Мы не должны этого говорить! Зачем нам эти точки зрения всякие, всякие историографии? Вот мы должны вот-вот»

Выступающих было много. И все, кроме двоих, критиковали позицию коммуниста Александра Ладыгина. Бывший диссидент, сидевший в советском лагере в 1970—1975 годах, Виктор Пестов рассказал какую он получил компенсацию за отсидку. Пестов также поведал какая судьба ждала бы в его лагере коммуниста. Много поминали Великую Отечественную войну.

Политолог Сергей Мошкин с заключительной репликой

По сути только два человека высказались в поддержку Александра Ладыгина. Первым был Сергей Мошкин, который выступил с заключительной репликой. В ней он отметил, что выпады шли на единственного коммуниста. Вторым человеком, поддержавшим Ладыгина, стал Алексей Мосин. Бывший профессор Уральского федерального университета отметил, что без Ладыгина дискуссия была бы невозможной.

Корреспондент Викиновостей задал вопрос о том, почему историки репрессий очень мало пишут о фальсификаторах уголовных дел и о доносчиках. Вопрос был адресован Виктору Кириллову и Алексею Мосину.

Виктор Кириллов о доносчиках и фальсификаторах ответил, что часть материалов о них из Государственного архива административных органов Свердловской области была изъята сотрудниками ФСБ вскоре после того, как открыли доступ к делам репрессированных. Кириллов отметил, что каждый, кто занимается репрессиями, всегда думал о разработке темы фальсификаторов. Мол нет источников, говорить же надо об этом «языком документов».

Мероприятие прошло спокойно. Татьяна Знак, известная своей антисталинской позицией, рассказала как с помощью коммуниста и сторонника Сталина Николая Алянича она смогла отстоять дом культуры в Екатеринбурге от сноса.

Представители Центра противодействия экстремизму собравшихся на этот раз не потревожили. Ни один страж порядка не пришел на мероприятие или к его окончанию.


Примечания[править]

  1. «Открытая Россия» называет себя сетевым движением, не связанным с признанной «нежелательной» (то есть запрещенной в России) организацией «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Однако суды и прокуратура Екатеринбурга рассматривают членов «Открытой России» как участников «нежелательной организации» «Открытая Россия» Ходорковского и наказывают их небольшими административными штрафами
  2. Историк из Нижнего Тагила недавно сообщила корреспонденту викиновостей, что ныне в городе нет действующего общества «Мемориал»
  3. В 1930-е годы с карельского приграничья были выселены представители считавшихся неблагонадежными народов и из приграничных крупных городов убраны «лишенцы». Строго говоря, так как Дмитриев до того времени отбывал срок в местах лишения свободы (не связанный с нынешним делом) то ему вероятно не позволили бы тогда жить в приграничном карельском Петрозаводске

Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.