«Золотая маска»: герои творческого марафона

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

2 ноября 2016 года

Наконец-то объявили список номинантов на “Золотую маску”. Этого события театральный люд ждал с нетерпением. Даже не потому, что был снедаем тщеславием и азартом участников соревнования – волновал как таковой расклад.

В последнее время внутри театрального цеха обострилась конфронтация между приверженцами новых, нередко экстремальных режиссерских форм и теми, кто отстаивает традиционный для России актерский психологический театр с его гуманистическими ценностями. Просторы интернета содрогаются от бурной перепалки вступивших в противостояние коллег.

Как оказалось, обнародование имен счастливых претендентов на обладание высшей российской театральной премии по итогам минувшего сезона 2015-2016 показало наметившую вдруг тенденцию к смещению пристрастий формировавших шорт-лист экспертов. Так, в списке нет любимца прежних членов совета Константина Богомолова с его премьерной постановкой “Идиота” в театре им. Ленинского Комсомола. Зато спектакль А. Жолдака “По ту сторону занавеса” на сцене Александринского театра предложено оценивать по нескольким номинациям. И что особо для меня отрадно, за лучшие мужские роли будут соревноваться сразу два замечательных актёра, принявших участие в создании этой смелой сценической фантазии по чеховским “Трем сестрам”: заслуженные артисты РФ Игорь Волков (Вершинин и отец Маши) и Виктор Коваленко (Кулыгин).

Оговорю, что в большинстве своем людям театра блок новаторов давно и хорошо известен по прежним премиям ЗМ — Евгений Марчелли (“Чайка. Эскиз”, Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль), Борис Мильграм, “На всякого мудреца довольно простоты” (Театр-Театр, Пермь), Виктор Рыжаков (“Саша, вынеси мусор” Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва) др.

Наш город на Неве представлен несколькими постановками, идущими в разрез с, казалось, ставшим каноническим прочтением классики. Своими всполохами ярких смыслов всех поразила “Гроза” А. Могучего. Знакомая со школьных лет драма Островского вдруг обрела на сцене БДТ еще неведомое звучание сказа — с прихотливым ритмом говорка волжан, зловещим мраком фарисейства, паденьем героини в бездну и простодушным стремлением Катерины к счастью. Поэтому не стоит удивляться, что создатели спектакля значатся в различных номинациях (чтобы не утомлять долгим перечислением имен, я отправляю любопытствующих на сайт “ Золотой маски”.

Но все-таки отмечу, что в числе претендентов на обладание премии “За лучшую роль второго плана” в драме заявлена з.а. России Мария Лаврова, гротескно сыгравшая пугающую мракобесием Феклушу. Набожная приживалка силою актерского таланта превратилась у нее в зловещую блюстительницу нравов городка на Волге — создан мощнейший образ, создающий вокруг себя смешной и жутковатый мир фантасмагории.

С актрисой БДТ в соревнование вступает з.а. России из Александринки Елена Немзер, исполнившая роль Панталоны в “Вороне” в постановке Н. Рощина. Порою кажется, что эстафету творческих исканий из руки в руки передают одни и те же многолетние участники творческого марафона “Золотая маска” На получение наград. претендует едва ль не каждый спектакль режиссера Николая Рощина. Исключением не стал и созданный им по сказке К. Гоцци “Ворон” на сцене Александринки, который представлен в нескольких престижных номинациях.

Среди хорошо известных имен авангардистов первопрестольной фигурирует и получивший восторженные отклики в прессе (вот тут сошлись мнения рецензентов и журналистов спектакль) по чеховским “Трем сестрам” Тимофея Кулябина (театр “Красный факел” Новосибирск), где не звучат слова, а персонажи объяснятся друг с другом жестами (заявлен в номинантах “Роль второго плана” у мужчин и сыгравший здесь Соленого Константин Телегин). Наш питерский сценограф Олег Головко, обладатель престижнейших наград, участник многих выставок, оформивший этих “Сестер” указан в номинации “Работа художника” в драме.

Кстати, из списка очевидно стремление режиссеров забрать всю авторскую полноту в создании постановок. Так, Андрей Жолдак со спектаклем “По ту сторону занавеса” указан еще и в номинациях “Работа художника” и “Работа художника по свету” в драме. Впрочем, ему стал конкурентом как сценограф Николай Рощин с предложенным им оформлением “Ворона”.

Однако и художники пытаются как можно расширить собственные полномочия, активно занимаясь режиссурой. Например, Николай Крымов. На этот раз внимание экспертов привлекло “Последнее свидание в Венеции” (театр “Школа драматического искусства”, Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва). В претензиях на лавры режиссера ему не уступает Роберт Уилсон с “Травиатой” в пермском Театре оперы и балета им. Чайковского.

Из другого лагеря (конечно же, условно так именуемого!) ныне признанный всем миром театральный лидер, художественный руководитель МДТ-Театра Европы Лев Додин. Его “Гамлет” весьма далек от канонического текста шекспировской трагедии. Речи, диалоги персонажей собраны из монологов, реплик различных произведений как самого Шекспира, так и авторов, живших в те времена, богатые преданиями. Переиначена и фабула. В схватке за власть бездушным претендентам на корону не до рассуждений. Мыслить, сомневаться, с позиции философов, эпически спокойно комментировать события здесь удел актеров, предстающих подобно хору в античном действе. И вполне логично, что сразу три артиста этого спектакля оказались в шорт-листе в различных номинациях по драматическому театру: з.а. России Ксения Рапопорт (Гертруда) — “Лучшая женская роль” , Данила Козловский (Гамлет) — “Лучшая мужская роль” и з.а. России Сергей Курышев (Горацио) “Лучшая мужская роль второго плана”.

Полной неожиданностью для меня стало появление в числе отмеченных за роли второго плана актера Максима Фомина театра “Мастерская”, сыгравшего в спектакле “Молодая гвардия” Лицо от театра и самого писателя Фадеева. Конечно же, его талант бесспорен — недоумение мое совсем иного толка. От имени своих героев Максим Фомин со сцены озвучивает сомнения в подвиге юных участников сопротивления фашистским оккупантам, да и в возможности сегодня ради другого пожертвовать собой тоже. Не знаю как удалось создателям спектакля размежевать пафос отрицания с идеей романа “Молодая гвардия” и способом его сценического воплощения.

Тем не менее, знакомство с лонг-листом нынешней “Золотой маски” порадовало присутствием имен, названий, ставших для меня неожиданными. Это и режиссер Денис Хуснияров со спектаклем “Камень” (Театр на Васильевском, Санкт-Петербург), и Любовь Мокеева, блистательно сыгравшая у него роль фрау Кисы, и художественный руководитель театра “Мастерская Григорий Козлов, поставивший моноспектакль на своего ученика Максима Блинова по булгаковским “Запискам юного врача” (Санкт-Петербург).

Эта группа традиционалистов — скажем аккуратно — представлена еще Сергеем Женовачем (“Кира Георгиевна”, театр “Студия театрального искусства”, Москва), Миндаугасом Карбаускисом (“Русский роман”, Театр им. Вл. Маяковского, Москва). Тех, кто развивает наследие психологического русского театра не так уж мало. Даже на чуждом драме поле им удается достигать успехов. Универсальность системы Станиславского спектаклем “Петербург” доказал ученик Г.А. Товстоногова Геннадий Тростянецкий, поставив в жанре мюзикла на сцене Театра музыкальной комедии (Санкт-Петербург). Да и Римас Туминас при тяге к яркой театральности наследием этим не пренебрегает (“Катерина Измайлова”, Большой театр, Москва).

Меня как петербурженку приятно поразило обилие постановок, созданных в провинции командами из Северной столицы: Сергей Грицай (“История лошади”, Театр драмы им. М. Горького, Самара), Евгений Ганзбург (“Дядя Ваня”, Камерный театр, Воронеж), Александр Орлов (“История лошади”, Театр драмы им. М. Горького, Самара). Да и само обилие достойных обсуждения и наград спектаклей, созданных вне столичного пространства, показывает многоцветье российской театральной жизни.

Список номинантов столь обширен, что сказать о каждом претенденте на высшую национальную награду для ревностных служителей искусству Мельпомены не представляется возможным.

P.S. Стоит иметь в виду, что “Золотая Маска” вызывает бурные споры в театральной среде. Я поделилась своим личным мнением.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи ««Золотая маска»: герои творческого марафона», автор: Ревизор.ru, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.