«Карповка» выяснила, ради кого в Петербурге проводятся градозащитные митинги

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

27 сентября 2013 года

В ближайшие дни градозащитники проведут сразу два публичных мероприятия: митинг в защиту старинного Выборга и «марш за сохранение Петербурга». В последние годы активисты проводили подобные собрания почти ежемесячно, хотя внимание к ним снизилось. Эксперты говорят, что не ясно, есть ли вообще от митингов толк, но сдаваться активистам не стоит.

Самый крупный градозащитный митинг в истории Петербурга состоялся еще при советской власти в 1987 году, когда было решено снести здание гостиницы «Англетер» на Исаакиевской площади.  Тогда на улицу вышли 22 тыс. горожан. Они в течение трех дней не покидали площадь, однако отстоять историческую постройку все-таки не удалось — митинг разогнали силами внутренних войск и отряда по борьбе с беспорядками. Тем не менее тогдашнее «стояние» считается рождением современного градозащитного движения в Петербурге, а также одним из ключевых событий перестройки на северо-западе страны.

Следующий митинг, ставший знаковым для движения в защиту городской старины, состоялся спустя два десятилетия, в 2007 году. Этот первый «марш в защиту Петербурга», прошедший на проспекте Добролюбова у дворца «Юбилейный», готовился совместно многими общественными движениями и организациями, а основными темами мероприятия стали планы Газпрома по строительству небоскреба на Охтинском мысу и участившийся снос исторических построек в центре города.

Маршу на Добролюбова предшествовали десятки более мелких акций, пикетов и даже перформансов. В результате сохранение исторического облика стало одной из самых обсуждаемых в городе тем, а марш собрал более 4 тыс. человек. Мероприятие посетили и многие именитые петербуржцы, недовольные градостроительной политикой администрации Валентины Матвиенко.

В последующие годы самым многочисленным из градозащитных митингов стал адресный, посвященный исключительно необходимости отказа от строительства башни на Охте. У БКЗ «Октябрьский» собиралось несколько тысяч человек, а вскоре стало известно и об отказе властей от высотного строительства на территории мыса. Продолжилась в последующие годы и традиция маршей, которые, однако, собирали теперь уже лишь по несколько сотен активистов. Несмотря на неоднозначные успехи в прошлые годы, на ближайшие дни защитники исторического наследия Северо-Запада запланировали сразу два митинга. Первый пройдет в Выборге на Петровской площади в ближайшее воскресенье. В этом мероприятии примут участие не только выборжане и петербуржцы, но и специалисты из соседней Финляндии, озабоченные состоянием архитектурного наследия древнего города.

В Петербурге митинг, продолжающий традицию «маршей за сохранение Петербурга», состоится 5 октября на Марсовом поле. Как пояснила «Карповке» одна из организаторов митинга Анна Дудникова, первоначально акцию предполагалось устроить в форме шествия от БКЗ «Октябрьский» по улице Жуковского с финальным митингом на Конюшенной площади. Однако Смольный «под надуманным предлогом» активистам в таком маршруте отказал, предложив шествовать от Троицкой площади Петроградской стороны к Марсову полю по тротуарам Троицкого моста.

В результате организаторы митинга разделились — часть их согласилась на условия чиновников, а часть приняла решение ограничиться митингом на Марсовом поле. Переименовали и саму акцию: из привычного «марша за сохранение Петербурга» она стала «Днем защиты Петербурга». По словам госпожи Дудниковой, темами мероприятия станут грядущая коренная реконструкция центра города, сносы исторических зданий, проблема сохранения археологического наследия Охты и другие горячие вопросы. Всего в предварительном списке проблем, которые активисты хотят затронуть, — 46 пунктов. В тот же день, помимо общего собрания, градозащитники намереваются провести одиночные пикеты на Невском проспекте.

По мнению координатора «Живого города» Дмитрия Литвинова, сегодня формат «общеградозащитных» митингов стал менее эффективным, чем проведение публичных акций, посвященных конкретным тревожным адресам: «Не нужно соединять строительство храма в парке „Малиновка“ с плохим качеством реставрационных работ из-за привлечения к ним мигрантов».

По мнению господина Литвинова, успех общих акций в 2007 году был связан с тем, что многими горожанами тогдашняя градостроительная ситуация воспринималась как тревожная, облик города стремительно менялся. Ныне же ситуация изменилась, и проблемы стали более точечными. Кроме того, по мнению градозащитника, свою роль сыграло и то, что в организации марша-2007 участвовали партийные структуры, обеспечившие ему определенные финансовые ресурсы. Что касается митинга, запланированного в этом октябре, то его, признался Дмитрий Литвинов, он, как и часть других активистов «Живого города», посетить не планирует.

Принято считать, что любые пикеты и митинги проводятся исключительно для телекамер. Печатные и онлайновые СМИ традиционно предпочитают освещать проблему, а не посвященный ей пикет. Однако сами телеменеджеры с этим не согласны.

Руководитель петербургской дирекции НТВ Петр Годлевский в беседе с корреспондентом «Карповки» заметил, что «наши корреспонденты зачастую без всяких митингов поднимают вопросы сохранения культурного наследия». По его словам, публичные акции не единственный и не самый главный способ обратить внимание горожан на проблемы: «Масса вещей проводится для привлечения внимания».

Замглавы дирекции информационного и общественно-политического вещания канала «100 ТВ» Андрей Радин заявил «Карповке», что ему «митинги неинтересны». «С другой стороны, я прекрасно понимаю людей, которые выходят на митинги. По-другому нельзя: они понимают, что какими-то письмами до власти не достучаться», — отметил журналист.

По словам господина Радина, более мелкие чиновники зачастую не сообщают о беспокойствах вокруг объектов своим начальникам, и именно митинги создают возможность это сделать. Что же касается действий, которые требуются, дабы привлечь к градозащитным акциям подлинно массовое внимание, то они, по-мнению Андрея Радина, граничат с нарушениями закона. «Для привлечения внимания нужен эпатаж. Например, ворваться в масках в КГИОП и приковать себя наручниками. Или прыгнуть с парашютом с дома Рогова. Но для интеллигентов единственный возможный и законный метод — это митинги», — отметил собеседник «Карповки».

В целом, сейчас, по мнению тележурналиста, внимание или невнимание СМИ к градозащитной проблематике в малой степени зависит от проводимых публичных мероприятий. «Это зависит от политики ресурса. Если „Карповка“ освещает градозащитные вопросы, она об этом напишет. Если телеканал „100 ТВ“ освещает эту тему, то ему это тоже будет интересно, независимо от того, будет ли митинг или нет», — заявил Андрей Радин.

Политический обозреватель Антон Мухин уверен, что «митинги, конечно, нужны, хотя от них и не становится лучше так, как хотелось бы». По его мнению, привлечь внимание к градозащитным проблемам без публичных выступлений крайне трудно. «Но здесь есть риск девальвации. Если все будут выходить по самым разными проблемам, то для СМИ это перестанет быть событием, и такие митинги освещать перестанут», — уверен наш собеседник.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи ««Карповка» выяснила, ради кого в Петербурге проводятся градозащитные митинги», автор: Дмитрий Ратников, Алексей Шишкин, опубликованной интернет-газетой «Канонер» (Kanoner.com) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.