«Мона Лиза» под углом восприятия

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

17 ноября 2016 года

Помню, что, когда мы с родителями приехали в Париж, то первым делом помчались в Лувр. Искать зал со знаменитой “Джокондой” было проще всего, потому что именно туда тянулись ручейки посетителей. Мы влились в большой зал. Я стала искать глазами полотно, которое почему-то представлялось мне огромным. А оказалось, что это маленькая картина, защищённая несколькими слоями пуленепробиваемого стекла. Поэтому для просмотра нужно было выбрать удобный ракурс.

Выяснилось, что это — самое сложное, потому что подход к картине был ограничен музейными барьерами, вокруг которых плотной стеной стояли зрители. В самом центре ограждённого пространства, удобно устроившись в кресле, сидел японец, явно купивший это место за деньги. И хотя никто не толкался локтями, нахально не лез вперёд, по мере приближения к картине нарастало чувство раздражения. Японец в кресле действовал, как “красная тряпка”. Так и получилось, что первое моё знакомство с оригиналом “Моны Лизы” завершилось разочарованием. Таинства не случилось. Оно обернулось сидением лисицы под виноградной лозой, где “хоть видит око, да зуб неймёт”.

На тот момент мою голову ещё не посещала мысль, что произведения искусства такого масштаба сами способны различать в многоголовом зрителе “своих и чужих”. Иными словами, подготовленных — от праздно шатающихся в модных интеллектуальных тусовках, бесцеремонное вторжение которых на свою территорию, картина может расценивать как нападение и закрываться.

Для того, чтобы тебе “подали руку” в первую очередь нужно раскрыться самому. Это не так просто, если вы проториваете путь в искусство самостоятельно, не имея в арсенале ничего, кроме десятка строчек из школьного учебника по истории. С этой точки зрения, каждый сайт об искусстве представляет собой не просто музей-путеводитель. Он создаёт иллюзию подлинного общения тет-а-тет. С его интимными откровениями, следствием которых всегда является своё собственное маленькое открытие некоего таинственного мира, воплощённого художником. В толпе посетителей, где часть энергии уходит на борьбу с чужими эмоциями, заполняющими пространство, дверь к замыслу, к душе мастера чаще всего открывается медленно и туго. А иногда она и вовсе не открывается, оставляя лишь внешние посылки и не затрагивая сердце. С этой позиции виртуальный мир, если не более атмосферен, то более податлив к такому общению.

Здесь справедливо возникает вопрос: а не стоит ли за этой доступностью подмена истинных ценностей ложными, фантомными? В самом деле, полотна и скульптуры воспринимаются лишь с помощью зрения, оставляя за бортом такие органы чувств как осязание, запахи, в конце концов энергетику того или иного произведения. Всё это так. Но не зря же существует период подготовки к действу. Именно в это время сознание начинает нащупывать нити, ведущие к тайне познания — различать их цвет, интонацию, мелодию, вибрацию. Здесь заполняется пространство, стоящее между объектом и субъектом, — оно сужается до того минимума, с которого начинается подлинный обмен информацией, который происходит в начале через посредников-двойников. Это первый этап. Первый шаг в будущее.

Существует в такой виртуальной прогулке и ещё один плюс. На разных сайтах одно и то же произведение можно разглядеть под разными углами, в зависимости от замысла и мастерства фотографа, а также почерпнуть сведения о нём из самых различных источников, включая мнения специалистов. А теперь — непосредственно к порталам.

Сайтом можно пользоваться как своеобразным компасом по культурным эпохам, как в нашей стране, так и за рубежом. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает рубрика “методика преподавания”. В ней даны довольно подробные схемы организации учебного процесса, например, изобразительной студии. “Слово” будет интересно и как чтение в домашнем кругу, потому что способно объединить поколения всех возрастов.

“The Art Newspaper Russia. Новости искусства”

“Всё о культуре и духе времени” — именно под таким лозунгом распахивает двери сайт “Colta”.

Современное искусство вызывает сегодня многочисленные споры. Одной из главных его особенностей является возвращение Бога и религий. Мистикой, кажется, наполнены почти все произведения, будь то простенький куплет уличного музыканта или фильм маститого режиссёра. Писать о современном искусстве — значит постоянно натыкаться на острые углы, потому что это бой. Бой религий, но только не в привычном смысле этого слова, когда кровопролитие может свершиться из-за одного неосторожно сказанного слова. Скорее речь идёт о переосмыслении роли и задачи религии на новом витке человеческого исторического сознания, где старый мир грозит новому не голословно, а имея в своём арсенале все мощные технологические средства массового уничтожения, накопленные цивилизацией. Однако союзник нарождающемуся миру приходит не откуда-то извне. Он поднимает голову из того же самого прошлого, где его сумели физически уничтожить. Но живые мысли, как известно, бельевой верёвкой не задушишь. Именно они вызывают смуту и развенчивают лозунг “единства прошлого”. Именно их светлые искры образуют пока тонкие и зыбкие связи-мосты, на которые осторожно ступает человечество XXI века. Как проходит это слияние, как протекает противоборство, можно в ногу со временем следить на страницах портала Colta.ru, где острые углы выполняют роль не копья, но скорее перста, указующего направления.

Например, одна из последних статей посвящена выставке знаменитого бельгийца Яна Фабра в Эрмитаже. Анастасия Семенович: “Апофеоз экспозиции Главного штаба приходится на “Умбракулум”, “Карнавал мертвых дворняг” и симметричную экспозицию с мертвыми же котиками. Какая ирония — пока вся страна обсуждает хабаровских девочек-живодерок, Фабр упоенно развешивает чучела животных под высоким потолком штаба. Вокруг — ленточки и конфетти, неупокоенные дворняги наряжены в карнавальные шапочки. В этом можно увидеть натюрмортное восприятие в сочетании с атеизмом и фламандскими традициями, но для массового зрителя без чувства черного юмора “Карнавал” — просто странное извращение, которое кто-то пустил в Эрмитаж”.

Здесь бок о бок идут такие, казалось бы, несопоставимые мелодии: Вагнера и Курта Кобейна, Шостаковича и Арво Пярта. “Ричард III” выглядит не застывшей догмой классики, но приобретает живые черты современности, помогая через приму прошлого приблизить видение будущего. О них можно сказать словами Карен Армстронг: “Если нас не слышат, тем хуже для человечества”. В общем всем, кто верит, что культура дала новый пышный бутон — сюда.

Любители прекрасного получат истинное удовольствие, посетив виртуальный мир “Estetico”.

Собственно, и сами авторы сайта видят свою главную задачу в том, чтобы человек на минутку остановился, задумался, огляделся вокруг и вспомнил о том, что он — индивидуальность, а не крошечная незаметная гайка во всё сметающем механизме времени. Ведь ценности вечные, как ничто другое, запечатлеваются в человеческом сердце. Здесь можно проследить некую смычку древности с современностью, обновление казавшихся уже устаревшими форм и придание им нового звучания. Например, сказки Бажова. Ну кому не интересно: “являются ли Великий Полоз, Малахитница и другие персонажи сказов Бажова лишь выдумкой фольклориста, или же за их образами стоят древние боги?”

Замечателен и экскурс в один из самых молодых видов искусства — фотографию. Думаю, многим будет любопытно познакомиться с работами голландца Теуна Хокса, который снимает на чёрно-белую плёнку, а затем раскрашивает фотографии маслом. А о комиксах вы много знаете? Между тем, за последние полтора десятка лет этот жанр также прочно вошёл в наше сознание, как и привычные иллюстрации к книгам или мультфильмы. Первые создатели комиксов подчас даже не подозревали, какой коммерческий успех имеет их детище. Например, Билл Эспри только через 30 лет узнал, что его комиксы служат вкладышами для жвачек “Love is…” и их обожают во всём мире.

Умеете ли вы слушать оперу? Знаете, как смотреть иконы? А как устроены рисунки Эйзенштейна? Журнал “Arzamas” охотно поделится с вами тайнами мастерства, поможет сориентировать в запутанных лабиринтах истории искусств.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «“Мона Лиза” под углом восприятия», автор: Алла Мироненко, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.