«Творческий отчет» Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 июля 2019 года

На престижной столичной сцене были показаны спектакли «Дракон» по одноименной пьесе Е. Шварца, «Бешеные деньги» по классике А.Н. Островского, «Хитрая вдова» по комедии К. Гольдони «Один из последних вечеров карнавала» и сценическая версия «Визита старой дамы» Ф. Дюрренматта.

В начале июля на сцене Малого театра Санкт-петербургский театр Комедии им. Н.П.Акимова при аншлаге представил публике четыре спектакля. Из них лишь премьера прошлого сезона - «Бешеные деньги» А.Н. Островского - была впервые показана в Москве. «Хитрая вдова» К.Гольдони и «Дракон» Е.Шварца два года назад посетили сцену РАМТа, еще раньше, в 2015 году «Визит дамы» Ф.Дюрренматта с успехом прошел в Вахтанговском театре.

Гастроли не были впрямую приурочены к 90-летию театра, которое будет отмечаться в октябре, но вполне могли рассматриваться как некая панорама творческих поисков театра и его лидера Татьяны Казаковой. Театр представил серьезную, по « «школе» составленную афишу — русская и зарубежная классика, отечественная и западноевропейская пьеса ХХ века. Оригинальные по выбору драматургического материала, со сложносочиненной режиссурой, изысканно и изящно оформленные лучшими петербургскими художниками, точно, внятно, подробно и легко сыгранные ведущими артистами труппы, спектакли являли собой образцы того качественного, традиционного драматического театра, по которому так скучает нынче публика, и который нигилистическая критика все норовит списать с корабля современности.

Гастроли открыл спектакль «Дракон», поставленный к 120-летию со дня рождения Евгения Шварца - знаковое произведение для театра Комедии им. Акимова. Считается, что другая пьеса Шварца - «Тень» - стала для него тем, чем была для МХТ чеховская «Чайка» или «Синяя птица», а для Вахтанговского театра — «Принцесса Турандот». Но в премьере «Дракона», как было отмечено многими критиками, в большей степени, чем в «Тени», ощущалось близкое Акимову вахтанговское начало. Эстетика «фантастического реализма», ярко схваченная и воплощенная Акимовым, точно озвучила главную мысль шварцевского произведения — царство диктатора в любом государстве начинается с воцарением духа рабства и покорности в душе каждого его подданного. Об этом и спектакль Татьяны Казаковой (художник Эмиль Капелюш). Над огромным, распахнутым навстречу стихиям пространством сцены повисли часы без стрелок. В этом сумрачном городе тихо, немного душно и спокойно.

Никого не волнуют остановившиеся «безвременные часы», они здесь — символ привычного равнодушия и ленивого умиротворения. Ланцелот (Денис Зайцев), стремящийся вырвать город из сонного душевного состояния и победить Дракона, в конце поймет, что его подвиг его никому не нужен, что придется много и долго работать, чтобы выправить деформированные страхом и угодничеством души горожан. На смену убитому дракону придет новый правитель, которому жители города будут также готовы раболепно прислуживать. Громкоголосый, шумный, но не страшный Дракон в исполнении Юрия Лазарева - некая стареющая рок-звезда с ярким макияжем и парике, в кожаном плаще и перчатках-крагах, в окружении своих фанатичных поклонников чувствует себя уверенно и безмятежно. Новый правитель — Бургомистр, присвоивший себе заслуги победы над драконом, требует не менее искреннего поклонения. Сергей Кузнецов не жалеет ярких красок для характеристики своего персонажа — тут и модные спортивные увлечения в духе времени — вроде скандинавской ходьбы, и роскошный белый маршальский мундир, увешанный наградами за мнимые заслуги, и безудержное хвастовство, и само пиар. Он хитер, умен, и временами страшно обаятелен. Его сын - Генрих (Александр Матвеев) молодой и ретивый приспособленец, в меру циничный и генетически способный сделать карьеру в любые времена — словно сошел со страниц сегодняшнего глянцевого журнала.

Успех «Дракона» закономерен — в этой сказочной истории так много примет нынешнего дня, в жителях городка, увы, каждый может легко узнать самого себя. В спектакле царит карнавальная стихия в том самом ее исконном смысле, когда радость праздника оборачивается темным ночным сумраком. Смех — главный герой спектакля акимовцев в том известном определении Михаила Бахтина, когда он одновременно и разрушитель, и созидатель настоящего мира. Высмеивая и обнажая порок, он создает мир, свободный от несправедливости.

«Хитрая вдова» - карнавал и праздник уже без всяких оговорок. Пьеса Гольдони, короля итальянской комедии дель арте, в оригинале называется «Один из последних вечеров карнавала». Но в режиссерской версии Татьяны Казаковой накалом страстей и глубиной чувств она больше похожа на комедию эпохи романтизма — словно играется Шиллер или Виктор Гюго. Это вовсе не утяжеляет спектакль, он легок, стремителен, смешон и летуч, словно озорной морской ветер. Просто его смыслы, его посыл — о том, как редка и ценна в жизни искренняя и честная любовь, заставляют зрителей размышлять о чувствах мужчин и женщин всерьез. Молодая вдова Розаура, произведя фурор на ночном карнавале, обрела четырех поклонников: чуть занудливого и чопорного англичанина (Антон Падерин), ветреного и взбалмошного француза (Сергей Романюк), страстного и ревнивого итальянца (Дмитрий Лебедев), самовлюбленного и чуть туповатого испанца (Владимир Миронов). Кого же выберет красавица? Ведь собирается она прислушаться к голосу сердца. А он посоветует ей, призрев ложные клятвы и лживые комплименты, распахнуть свои объятия навстречу честному, бесхитростному и любящему всерьез.

«Хитрая вдова» в третий раз в Москве. Удивительно, но за десять лет, прошедших со дня премьеры, спектакль не потерял чистоты тона, свежести и яркости красок. В его состав вошли новые исполнители — Дария Лятецкая и вовсе играла главную роль впервые. Не разрушив актерского ансамбля, она смогла привнести в роль обаяние юности и стремительную легкость переживаний. И спектакль по-прежнему очень красив. В лапидарности и графичности сценографии Александра Орлова, в изысканности и оригинальности костюмов Ирины Чередниковой — истинный петербургский стиль. И петербургский же шик.

Сложная, философская пьеса «Визит дамы» Дюрренматта - редкий гость на сценических подмостках. А частица «траги» в определении жанра делает ее в репертуаре театра Комедии вовсе некоей «белой вороной». Но тем принципиальнее и важнее обращение к ней режиссера. Татьяна Казакова, вдумчиво, но страстно рассказывая о посещении «заштатного городишки где-то в Центральной Европе» миллионершей Кларой Цаханесян, которая ввергает Гюллен в дьявольское искушение: миллион — за жизнь ее бывшего возлюбленного Илла, возвращает нас к вечным вопросам — сколько стоит человеческая жизнь, все ли продается и покупается в этом мире, и какова истинная цена предательства. В этом спектакле, как и во многих других спектаклях акимовцев царит «его величество актер», и центром спектакля становится исполняющая главную роль Ирина Мазуркевич. Хрупкая и одновременно сильная, слабая и властная, чувственная, страдающая, но и безжалостная, а порой и вульгарно грубая Клара Цаханесян разделяет и властвует, она катализатор и центр всех событий. Но здесь, как и в «Драконе», короля играет свита. В минуту нравственного выбора такие разные, в мельчайших подробностях выписанные гюлленцы — Бургомистр (Сергей Кузнецов), Учитель (Сергей Русскин), жена Илла (Елена Мелешкова), Священник (Александр Корнеев), Полицейский (Александр Матвеев) - похожи друг на друга как две капли воды. Их «коллективное бессознательное» дает им возможность легко и быстро переступить через идеалы добра и справедливости. Как только Илл (Дмитрий Лебедев), поймет это, он перестанет бояться. Предательство города встретит спокойным и собранным, осознавая за него свою вину и ответственность.

«Бешеные деньги» А. Островского подарили упоительный зрительский восторг от мощного, слаженного актерского ансамбля. Что ни образ, что ни роль - создание профессионально совершенное и художественное. Это и простодушный провинциал Васильков (Александр Матвеев), представитель «нового времени», напоминающий чеховского Лопахина, прагматичный делец, способный, тем не менее, на искренние чувства, деловой человек, но отнюдь не «акула нарождающегося капитализма», вполне положительный персонаж в мире праздных обывателей, прожигателей жизни в погоне за «бешеными деньгами». Таким порхающим по жизни мотыльком предстает циничный и обаятельный Телятьев (Николай Смирнов), полубезумный престарелый ловелас «князинька» Кучумов (Сергей Русскин), ничтожный Глумов (Дмитрий Лебедев), да и обе Чебоксаровы. (Еще одна блистательная актерская работа Ирины Мазуркевич — Надежда Антоновна Чебоксарова). Гастроли были Театра Комедии успешными: полные залы, чуткая, внимательная и благодарная публика, крики «браво» и долгие, искренние аплодисменты. Таким приемом на сцене Малого театра любой театр может и должен гордиться.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи ««Творческий отчет» Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене», автор: Галина Степанова, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.