«Фронтовые воспоминания» – Корюн Арутюнян: Я почти не был в тылу, все время на передовой

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

3 мая 2013 года

На пути к войне: В 16 лет я пошел в военкомат, в армию меня не взяли, сказали: «Мальчишка, у тебя молоко на губах не обсохло, вырастишь, посмотрим»

В 1941 году мне было 16 лет. Я закончил школу. На поезде приехал из Кировакана в Ереван, чтобы продолжить учебу. На обратном пути, в поезде я узнал, что началась война. Я был самым маленьким в нашем классе, остальные были на пару лет старше меня. Как только началась война, сразу был объявлен призыв, и все мои друзья ушли в армию. И я тоже, не предупредив родных, отправился в военкомат и потребовал, чтобы меня призвали в армию, но мне отказали. «Мальчишка, у тебя молоко на губах не обсохло, вырастишь, посмотрим», - сказали мне и отправили домой.

Я не сдался. Я принял участие в общих войсковых обучающих курсах, научился пользоваться всеми используемыми видами оружия. На следующий год, в 42-ом, опять не предупредив своих, я снова пошел в военкомат. На этот раз меня призвали в армию.

Я не разрешил матери провожать меня, пригрозил, что не буду писать ей писем. Сестры рассказывали, что она много плакала, а я не хотел, чтобы она пришла на вокзал и плакала там.

Сначала меня отправили в Грузию, в снайперскую школу в Лагодехи. Я закончил школу на отлично. Оттуда летом 43 года меня отправили на фронт.

Фронт: Я почти не был в тылу, все время на передовой

Я участвовал в боях Орлов-Курск-Луга. В то время фронтом командовал маршал Ованнес Баграмян, это был Первый Прибалтийский фронт. Я всегда был на передовой, добрался до Брянска, Чичеринской, Ярославля и до белорусских городов. Мы шли на Витебск. Был декабрь 43-го, недалеко от Витебска я был ранен в ногу. После этого я не видел армян. Оттуда меня отправили в госпиталь, мое отсутствие продлилось полтора месяца. Вернулся я уже на другой фронт - Второй прибалтийский, которым командовал Еременко. И здесь я почти не был в тылу, все время на передовой. Мы двигались вперед. Но через три месяца я снова был ранен. На этот раз – в плечо. После этого меня перевели на Третий Белорусский фронт. Мы прошли Прибалтику и дошли до Восточной Пруссии.

Фронтовые воспоминания: Я никогда не видел, чтобы кто-то из наших солдат бежал

Один из моих друзей – Артюша погиб на моих глазах.

Был у меня еще один друг по фамилии Яченко. В городе Тильзит мы взяли в плен троих, он поднял их на крышу здания и сбросил вниз. Я спросил, зачем он это сделал. Он ответил: “Знаешь, они убили всю мою семью”. Врага убиваешь, а в мирное время ты этого не сделаешь.

Однажды, после перехода через реку командир позвал меня. Я занервничал, мне казалось, что я что-то сделал не так. Но он, оказывается, позвал меня, чтобы похвалить и дать десять дней отпуска.

На войне была еще одна важная деталь. Я никогда не видел, чтобы наши солдаты бежали с поля боя. Были очень тяжелые условия, но никто не сбегал.

У меня много наград: Орден славы, орден Отечественной войны, медаль за Победу, медаль маршала Баграмяна, медаль За военные заслуги. Но орден Славы у меня украли в Ленинграде, осталось только удостоверение.

На волосок от смерти: Мы открывали огонь, враг стрелял в нас, наши товарищи позади нас делали свое дело

12 января 1945 года было объявлено общее наступление с севера на юг. Мы были на берегу реки Неман. Мы перешли реку, оказались вблизи города Тильзит. Освободили город. Продвигались вперед, освобождая города и села. Так мы дошли до Кенигсберга. Во время организации переходов через реку я отличился в вопросе разведки. Меня назначили командиром отдельного батальона. Мы так проводили разведку: определить огневые точки противника, предпринять меры по их уничтожению, найти соответствующего человека – «языка», которого можно допросить и узнать о планах врага. Это было достаточно опасно. Когда ты заходишь в тыл врага и до того, ты должен подготовиться, наметить пути прохода. А пути закрыты колючей проволокой, заминированы. Перед тем, как пройти, их надо разминировать. Если даже не проходили мы, отправлялись специальные люди, которым было приказано привести «языка», а мы должны были отвлекать внимание врага.

Мы продвигались чуть вперед, открывали огонь, они начинали стрелять по нам, а наши товарищи могли сделать свою работу. Потом возвращались с «языками», мы прекращали стрелять и возвращались. Подобных случаев было очень много.

В ожидании победы: Я узнал о начале войны в поезде, в поезде же узнал о нашей победе

Для меня война закончилась чуть раньше, чем для других. Меня отправили в Военно-инженерное училище в Ленинграде. В поезде я узнал о победе. Это была большая радость, но мы не могли сойти с поезда. Доехали до Ленинграда, и там отметили победу как положено.

Но я не захотел учиться там. Мне создавали все условия, давали квартиру, даже предлагали женить на русской девушке. Я отказался, я хотел продолжить учебу, получить профессию. Но меня не отпустили, не демобилизовали. Я достиг призывного возраста, а тогда обязательная служба длилась 5 лет. Меня на 10 дней отпустили домой повидать родителей, а потом я вернулся на службу, на этот раз, обязательную.

Я демобилизовался в 50-м году, через пять лет после окончания войны. Мы проводили работу по разминированию территорий Ленинградской области. Это было очень опасно, на моих глазах погибло несколько моих товарищей.

После войны: Впервые свою будущую жену я встретил в годы службы, когда приехал в отпуск.

После службы я снова поехал в Ереван. Хотел поступить в Политехнический. Но в итоге я уехал в Москву, поступил в Государственный университет цветных металлов и золота. Экзамены я сдал хорошо, но не смог ответить на вопрос о произведении автора, которого я не знал. Тогда я начал читать стихотворение Ованнеса Туманяна. Меня спросили, что я читаю, тогда я ответил: “Если вы не знаете Туманяна, почему я должен знать вашего писателя?”. Экзамен я сдал.

После окончания учебы я женился. Впервые свою будущую жену я встретил в годы службы, когда приехал в отпуск. Она была очень красивая. Я влюбился, пошел к ним домой и попросил ее руки. Меня спросили, почему я один, где мои родители. «Я взрослый человек», - ответил я. Моя будущая жена дождалась, пока я отслужу и вернусь домой.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «“Фронтовые воспоминания” – Корюн Арутюнян: Я почти не был в тылу, все время на передовой», опубликованной PanARMENIAN.Net и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported (CC-BY 3.0 Unported).
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.