Перейти к содержанию

Беспилотник над головой американца: доставка посылок и слежка за злоумышленниками

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 января 2014 года

«Дрон» — Квадрокоптер Parrot AR.Drone 2.0

Все, кто увлечён творчеством Джоан Роулинг, наверное, помнят, как ученики школы волшебников Хогвартс, где учился Гарри Поттер, получали почту. Письма и пакеты им приносили совы. В XXI веке доставку небольших посылок, как и многие другие бытовые, полезные для людей функции, смогут выполнять беспилотные летательные аппараты — БПЛА.

Учёные, разрабатывающие сегодня различные коммерческие применения БПЛА в мирных целях, утверждают, что БПЛА с видеокамерами смогут также помогать фермерам оценивать объем и качество урожаев, предоставлять властям информацию о масштабах стихийных бедствий, помогать журналистам в репортерской работе, а полиции — в поимке преступников.

Жужжание БПЛА у нас над головой вскоре может стать таким же привычным, как шелест листьев или урчание автомобилей. Уже сейчас в Интернете небольшой беспилотник можно купить за 400 долларов США. Их коммерческое производство и использование может стать в ближайшем будущем миллиардодолларовой индустрией.

Однако те, кого слишком широкое применение БПЛА тревожит, — как, например, сенатора США от штата Кентукки Рэнда Пола — опасаются, что при помощи небольших беспилотников государство будет следить за своими гражданами. А жители некоторых особо независимых духом американских городов выступают за то, чтобы сбивать слишком докучающие им БПЛА прямо в воздухе. То есть, вышел на крыльцо с винтовкой — и сбил пару летательных аппаратов.

Беспилотники можно разделить на два класса. Большие напоминают самолеты и могут летать в коммерческом воздушном пространстве, как пассажирские авиалайнеры. Малые весят менее 25 килограммов, летают на небольшие расстояния невысоко от земли. В настоящее время коммерческое использование и тех, и других в США запрещено.

Федеральное агентство гражданской авиации США разрабатывает правила использования беспилотных аппаратов небольшого размера. Эти правила будут предложены для обсуждения общественностью и Конгрессом в марте или апреле 2014 года. А утвердить их смогут уже к концу года. То есть, коммерческое использование небольших БПЛА может начаться уже в 2015 году.

Что касается крупных беспилотников, для проверки их эффективности и безопасности Федеральное авиационное управление США (FAA) откроет в течение ближайших шести месяцев в шести американских штатах — Аляске, Неваде, Нью-Йорке, Северной Дакоте, Техасе и Виргинии — испытательные полигоны. Испытания будут проводиться правительством в сотрудничестве с университетами и гражданской авиацией.

Русская служба «Голоса Америки» побеседовала с Мэтью Уэйтом, профессором университета Небраски, Колледжа журналистики и массовых коммуникаций. (Уэйт создал известнейший в США сайт PolitiFact, который может проверять достоверность публичных заявлений политиков. В 2009 году этот сайт получил Пулитцеровскую премию). Сейчас исследования профессора Уэйта также находятся на технологической передовой. В Университет Невады он создал Лабораторию по изучению БПЛА-журналистики.

Виктория Купчинецкая: Почему вас заинтересовало использования беспилотных летательных аппаратов в журналистике и в быту?

Мэтью Уэйт: В 2011 году на конференции в Калифорнии я в первый раз увидел небольшие беспилотники. Они выглядели как маленькие самолеты с дистанционным управлением, но были совершенно автономны. Они могли получать снимки высокого качества, сделанные на любом пространстве. Я понял, что это будущее журналистики, и мы открыли лабораторию.

В основном работаю я и группа студентов, которые или получили гранты, или им просто интересно заниматься подобными исследованиями. У меня есть студент, который делает с помощью БПЛА документальный фильм в Индии. До недавнего времени мы запускали беспилотники над полями Небраски и писали об этом статьи на сайте Dronejournalism.org. Но в июле 2013 года Федеральное агентство гражданской авиации запретило нам это делать. Они сказали, что нам нужно специальное разрешение, но вряд ли мы его сейчас сможем получить.

Виктория Купчинецкая: А какие беспилотники у вас есть в лаборатории?

Мэтью Уэйт: У нас их четыре. Два беспилотника модели DGI Phantoms с четырьмя лопастями, и еще два побольше, один с жестким крылом, но он в разобранном состоянии, потому что он все равно не может летать в помещении, он слишком большой. Из-за запрета властей мы пока упражняемся с маленькими БПЛА в помещении. Они весят 2-3 килограмма, летают низко и недолго — всего минут 15-20.

Виктория Купчинецкая: Когда вы говорите о беспилотниках, в вашем голосе появляются нотки восторга. Насколько реально, что в скором времени небольшие летательные аппараты, выполняющие команды человека на расстоянии, станут неотъемлемой частью нашей жизни?

Мэтью Уэйт: Мы живем в увлекательное время новых технологий. БПЛА будут использоваться в журналистике, в искусстве, в бизнесе, в сельском хозяйстве и во многих других сферах человеческой деятельности. Я верю, что в ближайшие 10 лет маленькие БПЛА станут привычными «инструментами», которые журналисты будут брать с собой на репортерское задания. Они будут помогать получать информацию о пожарах, столкновениях машин, застройке и использовании городских и аграрных территорий, и так далее. И, может, еще папарацци с их помощью будут следить за голливудскими звездами.

Виктория Купчинецкая: А уже есть примеры того, как СМИ использовали беспилотники?

Мэтью Уэйт: После тайфуна на Филиппинах в 2013 году телеканал «Си-Эн-Эн» использовал беспилотник, чтобы обозревать масштаб разрушений. БПЛА с прикрепленной к нему камерой летел по прямой линии, и было видно, насколько эти разрушения масштабны. Канал Би-Би-Си снимал с БПЛА протесты в Бангкоке. В декабре они выпустили в эфир историю, которая вся была снята камерой на беспилотнике, даже журналист в кадре.

В Мексике также массовые протесты снимались беспилотниками. За последний год СМИ все чаще стали использовать беспилотники, особенно в тех странах, где ограничительных законов по их использованию пока нет или законы позволяют их использовать. В Австралии, например, уже давно используют беспилотники для освещения спорта — крикета, футбола, это разрешается местной гражданской авицией.

Виктория Купчинецкая: А в США какова ситуация с законодательством?

Мэтью Уэйт: В данный момент Федеральное авиационное управление однозначно запрещает использовать беспилотники в коммерческих целях. Но месяца через 3-4 собирается представить проект инструкций, где и как их можно будет использовать. Инструкции будут для небольших летательных аппаратов — менее 55 фунтов (25 килограммов). Эти инструкции официально могут начать действовать к 2015. Что это будут за правила?

Я могу предположить, что управляющие БПЛА должны будут получать специальные лицензии, должны будут пройти специальную подготовку. Будут ограничения касательно того, где, когда и на каком расстоянии от земли они смогут летать. И очень важный вопрос: будет ли позволено коммерческим беспилотникам летать над большими городами, над густонаселенными районами? Вскоре, возможно, мы сможем получить ответ на этот вопрос.

Виктория Купчинецкая: А существует ли чисто физическая опасность для людей при их использовании?

Мэтью Уэйт: Если ты используешь устройство, у которого есть многочисленные вращающиеся лопасти, и оно летит над головами других людей, ты должен отвечать за безопасность этих людей. И должны быть разумные ограничения и гарантии того, что специалисты, которые будут этим заниматься, прошли какую-то минимальную подготовку по безопасности.

Виктория Купчинецкая: В США люди очень серьезно относятся к своему праву на частное, личное пространство. Это одно из основных положений Конституции США. И существует мнение, что беспилотники будут нарушать эти границы личного пространства отдельного гражданина.

Мэтью Уэйт: Это очень сложный вопрос. Когда-то в США действовал закон, что если тебе принадлежит участок земли, то и воздух над этой землей, вплоть до космоса, тоже принадлежит тебе. Но потом было введено понятие коммерческого воздушного пространства. Сейчас в юридической практике США существует понятие «разумного ожидания неприкосновенности частной жизни», то есть, тебя никто не может тревожить в твоем доме, например.

Но если БПЛА будет висеть над твоим двориком на высоте нескольких десятков метров над землей — будет ли он нарушать твое частное пространство? Пока нет ответа на этот вопрос. У Google Maps уже сейчас были подобные проблемы — они сфотографировали с воздуха чей-то задний дворик, а там загорал человек И их обвинили в незаконном посягательстве на частную жизнь. Так что с началом широкого использования БПЛА будет появляться все больше подобных вопросов.

Виктория Купчинецкая: А кто эти вопросы может и должен регулировать?

Мэтью Уэйт: Мне кажется, что федеральные агентства, власти не должны слишком глубоко залезать в эти реалии, потому что это уже сложные конституционные вопросы, о свободе слова, о Первой поправке к конституции. В США эти вопросы традиционно решают суды. Если кто-то считает, что его право на частную жизнь было нарушено, он обращается в суд.

Виктория Купчинецкая: Многие считают, что именно в распоряжении государственных и правоохранительных организаций беспилотники могут быть очень опасными — это идеальный вариант «Большого брата», такого всевидящего «ока», наблюдающего сверху за народом…

Мэтью Уэйт: Я согласен со многими аргументами против использования БПЛА для массовых слежек и наблюдений. Когда камера «покрывает» большие пространства и может фиксировать и распознавать значительное количество снимков на большом пространстве — это нарушение Конституции, это незаконно и некомфортно для граждан. Но правительство уже давно использует небольшие самолеты с пилотами для слежения с воздуха. Я приведу пример.

В Небраске, где находится наш университет, не так давно прошел слух, что правительство использует беспилотники для слежения за тем, какими способами фермеры избавляются от отходов своего производства. Конгрессмены даже написали в Вашингтон возмущенное письмо. Оказалось, что был использован не беспилотник, а небольшой самолет Cessna с двумя пилотами. И так проводились наблюдения с воздуха в 17 штатах. И делали это на протяжении 10 лет. Так что какая разница, в общем, — самолет это или беспилотник?

Виктория Купчинецкая: А правоохранительные органы уже использовали беспилотники для поимки преступников?

Мэтью Уэйт: Да, несколько раз. На Среднем Западе был такой случай — стадо коров забрело с территории одного фермера на территорию другого. Второй фермер отказывался отдавать скот владельцу, и тогда шериф попытался прийти к нему на ферму. Но не смог, потому что фермер встретил полицейских с огнестрельным оружием и пригрозил, что будет стрелять, если они ступят на его землю.

И тогда полиция использовала БПЛА, чтобы определить, где находится заблудившийся скот, чтобы проследить за действиями фермера и, вообще, разрешить этот конфликт. Обошлось без кровопролития.

Ссылки

[править]

Источники

[править]
Эта статья содержит материалы из статьи «Беспилотник над головой американца: доставка посылок и слежка за злоумышленниками», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Виктория Купчинецкая.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.