Ветеран из Видного Анна Талызина ребенком воевала от Харькова до Чехословакии

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

14 апреля 2015 года

По мотивам биографии видновчанки Анны Талызиной можно снимать фильм. Анна Степановна из тех, кого называют «дети полка». В свои 12 с небольшим она отправилась на фронт, чтобы найти отца. С ним разминулась, зато прошагала почти всю Европу в составе 580-го артиллерийского полка. Свою историю она рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня».

Хлеба так и не купила

- Вы проходите, не разувайтесь! Садитесь, угощайтесь пирогами – встречает нас с порога Анна Степановна. Ей 85, на 15 лет больше, чем Победе.

Анна Степановна Талызина родилась в 1930 году, в полтора года потеряла мать, оказалась в детском доме. Через два года ее нашел отец. Не успела Аня вырасти, началась война.

- Утром, помню, отец ушел на работу, а мне оставил записку, мол, сходи на рынок за хлебом. Иду, а на улице толпа народу у репродуктора что-то обсуждает. Я не обращаю внимания, иду, и тут у меня перед носом тетка, которая торговала хлебом, дверь закрывает, - рассказывает Анна Степановна. – В общем, хлеба я тогда так и не купила.

Вскоре отец ушел на фронт, а через несколько недель вплотную к Москве подступил враг. Эвакуироваться было некуда.

- Мы тогда, самые мелкие, работали на заводе. Резали ремешки из кожи: что покороче - для лыжных палок, подлиннее – на ремни, - Анна Степановна кивает головой на темную, нечеткую фотографию. – Вон я, лысая стою. А почему лысая, потому что мы все на этом заводе завшивели так, что с нас сыпалось.

К папе в госпиталь

У нее в руках письмо. Крошечное, буквально в четверть листа. Сложено не на манер привычных фронтовых треугольников, а просто пополам.

В таком виде пришло ей извещение от отца, попавшего в госпиталь под Харьковом.

- Я тогда не думала долго, встала и пошла на вокзал, - вспоминает Анна Степановна. – Только потом, уже после войны, поняла, что меня за своевольно покинутое место работы на 7 лет могли отправить в лагеря.

Но обошлось. И поехала 12-летняя Аня на Запад. Сначала до Киева поездом, потом на перекладных до Харькова, а дальше и до госпиталя. Правда, отца там она не застала, его к тому моменту выписали.

- Сначала посадили меня в бочку с карболкой. Потом откормили и отправили восвояси, - машет рукой Талызина.

Вторая семья

Там же, под Харьковом, обрела Анна свою артиллерийскую бригаду, 269-ю отдельную (она потом войдет в состав 580-го армейского зенитного полка).

«Под крыло» дочь полка взял полковник Иван Фисенко, бригадный командир.

«Ответственность за несовершеннолетних, а их было двое, была велика. Надо было воспитывать их в условиях боевой обстановки мужественными бесстрашными воинами. Одновременно обеспечить безопасность их жизни в условиях боевых действий со злейшим врагом человечества», - напишет потом в автобиографии «Обыкновенный, любящий Вас человек» полковник Фисенко.

До Европы и обратно

С 580-м полком Анна прошагала всю войну, сначала помощницей связиста, потом в медчасти, помогала разбирать лекарства. От западных границ Украины до восточной части тогда еще Чехословакии девочка числилась, да и по праву была дочерью полка.

- Однажды зимой, не видно ничего, кругом стреляют, я тяну шнур из пункта командования к одной из позиций, - вспоминает Талызина, - его то ли перебило, то ли срочно надо было связаться, не помню уже. И вот тяну, дрожу и думаю, хоть бы не попало в меня ничего. Подползаю, а передо мной командир, орет благим матом. Оказывается, сделала круг и вернулась. Пришлось ползти снова.

А еще как-то по недосмотру, уже в санчасти, чуть не отравилась таблетками.

- Захотелось сладкого, а пилюли в моей дурной голове как-то вдруг стали карамелью. Благо санитары вовремя подоспели, спасли.

Отругали тогда Анну знатно. А потом всем медкорпусом скинулись и отдали по куску сахара из пайки.

- Сказали больше таблетки не есть, а себя держать в руках изо всех сил.

Мир и труд

Закончилась военная эпопея Анны Степановны в мае 1945-го. В Моравско-Остравской наступательной операции.

- Тогда мы и думать не думали, что через 4 дня объявят о капитуляции. Раненых нашему полевому врачу подносили, как на конвейере, а он, чтобы не спать, вкалывал себе морфин.

За несколько дней до объявления победы в полк пришло письмо от отца. Он просил отправить Анну (ей к тому времени исполнилось 15 лет) домой.

- Я вернулась, а в Москве Победа. Все радуются, но надо как-то жить дальше, - Талызина качает головой и достает свою трудовую книжку. В ней синими чернилами: каменщик, строитель, инженер.

До последнего времени Анна Степановна не переставала работать: приложила руку к строительству высотки МГУ на Воробьёвых горах и района Черемушки в столице. Потом прокатилась по всему Дальнему Востоку, осела было на Новой Земле. Но в 1970-х вынуждена была покинуть Север. Так и оказалась в Видном.

- Я хожу по городу и вижу дома, которые строила, - улыбается дочь полка, строитель, ветеран. – У человека должно быть дело, каким бы героем он ни был. Работать надо всегда. Иначе пропадешь.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Ветеран из Видного Анна Талызина ребенком воевала от Харькова до Чехословакии», опубликованной интернет-портала «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.