В Москве судят банду родноверов, пытавшихся развязать гражданскую войну взрывами в храме и мечети

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

7 июня 2010 года

В Мосгорсуд переданы материалы громкого уголовного дела, по которому проходят неонацисты-родноверы. Возглавляемые студенткой и футбольной фанаткой «славянские сепаратисты» совершали зверские убийства, взрывы и диверсии на железных дорогах с целью дестабилизации обстановки в стране.

На скамью подсудимых садятся уроженцы Волгограда 18-летний Давид Башелутсков и 19-летний Станислав Лухмырин, пишет газета «Коммерсант». А заправляла делами в банде 19-летняя москвичка Евгения Жихарева, которая, по версии следователей, была идеологом боевой группы. Обвиняемые величают себя «славянскими сеператистами» и подозреваются в серии нашумевших попыток взрывов и многочисленных нападениях на гастарбайтеров. Вину националисты признают лишь частично, а Евгения Жихарева и вовсе отрицает свое участие в преступлениях.

Примечательно, что по этому же делу сначала проходил высокопоставленный сводный брат Давида - Петр Башелутсков, который работал начальником отдела стратегического анализа и выработки госполитики Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Однако его отпустили сразу после задержания.

Давид Башелутсков и Станислав Лухмырин были объявлены в федеральный розыск после того, как 20 июня 2007 года в Волгограде зверски зарезали 60-летнего местного жителя - уроженца Азербайджана: его буквально исполосовали ножом. По данным следователей, смертельный удар выходцу из Закавказья нанес Давид Башелутсков по прозвищу Мамбарез. После этого убийства преступники скрылись в Москве, перебравшись туда через Ставропольский край и Кабардино-Балкарию.

Башелутсков и Лухмырин были знакомы несколько лет, а жили на соседних улицах. В школах оба считались «тихими троечниками», писала газета «Известия».

«Есть такой тип людей, которым не доверяешь с первого взгляда, - рассказала классный руководитель Давида Александра Петровна. - Мама его часто звонила, как будто остерегалась чего-то, пыталась что-то предотвратить. И когда появилась информация, что Давид подозревается в убийстве человека, я не удивилась».

Мама Стаса Лухмырина сама преподавала в его школе ритмику. И тоже словно предчувствовала недоброе: когда сын закончил 9-й класс, она уволилась и говорила, что уедет работать за границу. Однако Станислав никуда ехать не собирался, поступил в техническое училище и учился на автослесаря. Тогда же он завел знакомство с футбольными фанатами, ходил на их тусовки, а потом исчез (после убийства азербайджанца).

Следователи установили, что незадолго до первого преступления Башелутсков и Лухмырин познакомились в Волгограде с почитателями культа «Родная вера» и прошли посвящение. По показаниям самих обвиняемых, постулаты родноверов они восприняли как призывы к «очищению России от инородцев», в том числе путем убийств. Этому не помешало даже то, что сам Давид Башелутсков по отцу был «кавказцем"-полукровкой.

В назидание отрезал ухо скинхеду-соратнику

В Москве родноверы сняли квартиру в Бирюлево, обзавелись паспортами на чужие имена и по ним устроились на работу. Как считают следователи, оба могли и не пойти на новые преступления, если бы в середине 2008 года случайно не познакомились с первокурсницей Академии водного транспорта Евгенией Жихаревой.

Троица познакомилась в метро, где Евгения расклеивала на остановках стикеры с призывами к убийствам на национальной почве: внимание девушки привлекла родноверская книга в руках одного из молодых людей. Как выяснилось, новая знакомая уже несколько лет входила в националистические объединения, образованные фанатами ЦСКА, неоднократно участвовала в митингах неонацистов. Кстати, она уже осуждена по другому делу и в настоящее время отбывает семилетний срок за соучастие в убийствах, совершенных группой Ильи Шутко.

Как считают следователи, под влиянием студентки 13 сентября 2008 года все трое в Бирюлево напали на уроженца Узбекистана, которому нанесли десяток ножевых ранений. Затем последовала серия нападений на гастарбайтеров, причем совершенных по одному сценарию: вечером у станций метро тройка выслеживала уроженцев азиатских республик, выбирая самых щуплых, и набрасывалась на них в безлюдных местах.

Обычно, по версии следствия, Давид Башелутсков первым наносил удар ножом в шею, после чего раненого добивали, повалив на землю. На теле одной из жертв националистов, уроженца Узбекистана Кунгерова, убитого в Филевском парке 14 января 2009 года, эксперты насчитали 168 ранений. Среди потерпевших по делу числится и идейный соратник националистов: 17 октября 2008 года Мамбарез увидел на улице Медынской спящего мертвецки пьяного бритоголового подростка, по внешнему виду похожего на скинхеда. Решив, что такое поведение соратника позорит всех нацистов, родновер отрезал у подростка ухо и забрал у него мобильный телефон. Пострадавший даже не проснулся во время экзекуции.

Хотели стравить христиан и мусульман

Желая прославиться, беглые волгоградцы со временем решили перейти к более громким акциям. Скачав в интернете схему самодельной бомбы, родноверы купили на рынках необходимые компоненты и соорудили ее на съемной квартире. Первой пробной акцией стал подрыв 4 ноября 2008 года железнодорожных путей в районе станции Булатниково. На следующий день экстремисты уже собрались пустить под откос поезд Москва - Баку, но перепутали пути, и в результате диверсии никто не пострадал.

Раздосадованные отсутствием интереса к их акциям, следующую бомбу родноверы принесли в церковь Николая Чудотворца в столичном районе Бирюлево-Западное. Однако и в этот раз чудесным образом трагедии не случилось: одна из служительниц вынесла подозрительный дымящийся пакет из храма и потушила петарду, использовавшуюся в качестве запала. При этом прихожанка получила ожоги.

Вскоре родноверы увидели в теленовостях сюжет о приговоре петербургским националистам, взорвавшим бомбу в кафе McDonald's на Невском проспекте, после чего им пришла в голову идея действовать аналогичным образом. В качестве цели они выбрали ресторан быстрого питания в Кузьминках. Но вновь Фортуна изменила расистам-родноверам: при входе в кафе экстремисты случайно разбили банку, в которой находилась взрывчатка, и взрыва не последовало.

Следующей акцией родноверов, уже начавших именовать себя «славянскими сепаратистами», стало, по версии следствия, убийство в Филевском парке уроженца Узбекистана. На его теле преступники оставили написанную от руки записку с нарисованной свастикой: «Мы не простим. За наших братьев. Это война. Славянские сепаратисты» (по данным следствия, таким образом обвиняемые намеревались спровоцировать межнациональные столкновения в Москве).

Кроме того, злоумышленники приступили к подготовке взрыва мечети на Поклонной горе. При этом они намеревались оставить на месте теракта записку, из которой следовало бы, что акция является местью за теракт в храме Николая Чудотворца. Этот взрыв не состоялся: всех троих задержали неподалеку от мечети 17 января 2009 года.

В итоге молодым людям было предъявлено обвинение в терроризме, незаконном изготовлении и хранении взрывчатых веществ, а также 12 убийствах гастарбайтеров.

Студентке Жихаревой, как отметил ее адвокат Геннадий Хакимов, обвинения в терроризме не предъявлены. «Свою вину в других инкриминируемых ей преступлениях моя подзащитная не признает», - добавил адвокат. Родноверы Башелутсков и Лухмырин, по словам их адвокатов, вину признают частично, категорически не соглашаясь с квалификацией их действий по ст.205 УК РФ (терроризм).

Скрываться помогал брат, работавший в правительстве

Петр и Давид Башелутсковы являются братьями по матери, причем у них разница 12 лет. Примечательно, что младший Давид не взял фамилию своего отца-армянина, который тоже по какой-то причине сменил ее на Башелутсков.

Петр родился в 1979 году, но спустя пару лет его родители Павел и Лидия Башелутсковы развелись. Лидия уехала из Волгограда, снова вышла замуж и родила Давида. Маленький Петр большую часть времени проводил с бабушкой. Когда в 2005 году Лидия вернулась, ее бывший муж стал в городе известным человеком, заняв пост депутата областной думы, а также руководя ликеро-водочным заводом.

Петр окончил Волгоградскую академию госслужбы по специальности «государственное и муниципальное управление», а затем работал у отца на заводе. При этом отец не поощрял общение сводных братьев и запрещал сыну встречаться с Давидом. Но, похоже, Петр пошел наперекор воле родителя: одноклассники Давида вспоминают, что старший брат заменил ему отца.

Через некоторое время старший брат уехал в Москву и устроился на работу в Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Он возглавил отдел стратегического анализа и выработки госполитики. Поспособствовало ли этому покровительство отца или ему удалось пробиться самому - не ясно. Но карьера стала для Петра Башелутскова превыше всего. Исключением оставался лишь младший брат.

Когда Давид и Стас, скрываясь от милиции, приехали в Москву, Петр Башелутсков не бросил их на произвол судьбы. При этом он наверняка знал о совершенном убийстве, поскольку их общение выходило далеко за рамки «телефонного трепа», писала газета «Известия». Но скорее всего в дела младшего брата Петр не вникал.

Так или иначе, следователи сочли возможным оставить Петра на свободе.

Лучшая подруга - из Казахстана

В отличие от своих подельников Евгения Жихарева была примерной ученицей и выросла в благополучной семье.

«Женечка хорошо училась, - с ходу заявила журналистам ее классная руководительница Валентина Виноградова, - в аттестате Жени всего три тройки - по алгебре, геометрии и физике. Она очень старательная, никогда не прогуливала, участвовала во всех внеклассных мероприятиях: пела, танцевала».

Примечательно, что на школьных фотографиях родного для Жени класса то и дело мелькают ребята «кавказской внешности» с грузинскими и армянскими фамилиями. После разговора с учителями недоумение только усиливается.

«Она очень дружила с ними со всеми, - всплескивает руками Валентина Виноградова. - Лучшую подругу Жени зовут Гуля. Полное имя Гульнара, она из Казахстана. Девчонки были не разлей вода!"

Мама Евгении была председателем родительского комитета, «активно интересовалась судьбой дочери, по первому же вызову приходила в школу».

«А знаете, ведь Женя хотела в институт МВД поступать, - продолжает ее учительница. - Даже характеристики собирала. Потом передумала, пошла в Московскую академию водного транспорта. Буквально за несколько дней до задержания Женя звонила мне, рассказала, как ей нравится учиться, как сдала уже почти всю сессию».

Когда и почему Женя превратилась в лидера бомбистов, сказать теперь не может никто. Одноклассники полагают, что это произошло в тот момент, когда девчонка связалась с футбольными фанатами. На лестничной площадке у Жениной квартиры даже нацарапано «ЦСКА - чемпион». Однако вряд ли это все объясняет.

Нацизм для дураков

Те, кто хорошо знал Женю Жихареву, не верят в то, что она возглавила группировку террористов. «Она попала под чье-то влияние», - в один голос утверждают учителя.

В свое время Евгения проходила по делу тех, кто взорвал Черкизовский рынок. В черкизовском деле «кукловодов» установили: неонацистами руководил прапорщик ФСБ Сергей Климук и глава военно-патриотического клуба «Спас» Николай Королев. Но ни Женя, ни Лухмырин с Башелутсковым в этот клуб не входили.

Зато доказано, что вся троица входила в секту славянских язычников-родноверов. Это довольно новый вид националистов, которые ранее не были замечены в кровавых преступлениях. «Родноверы - движениесравнительно молодое», - объясняет специалист по неоязыческим сектам Олег Асеев, доцент кафедры общегуманитарных наук Московского регионального института высшего социально-экономического образования. По его словам, оно зародилось в конце 80-х годов прошлого века на Украине. А в России у его истоков стоял небезызвестный ныне лидер движения противодействия нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов.

Родноверы исповедуют культ рода, верят в то, что предки стали богами, стараются восстановить дохристианские верования и обычаи. Адепты этого движения делятся на представителей мирного направления и радикалов. При этом радикалы верят в особую роль белой расы, разделяют арийскую теорию, что сближает их с фашистами.

Сейчас родноверие стремительно набирает популярность у молодежи. Эта секта становится прибежищем для тех, кто хочет верить в собственную избранность, но не может отождествлять себя с немецкими фашистами.

Как правило, местом встреч, знакомств и обмена информацией становится интернет. Впрочем, устраивают родноверы сборища и вне Всемирной паутины. Они ездят на кладбища, отмечают языческие праздники.

По словам Олега Асеева, в последнее время у родноверов появляется все больше радикальных группировок. При этом они крайне отрицательно относятся к христианской церкви. «По их убеждению, церковь запятнала себя связьюс «еврейскими пророками и апостолами», - говорит Олег Асеев.

Именно поэтому одна из бомб чуть было не взорвалась в православном храме Николая Чудотворца.

Возможно, после задержания Евгения Жихарева поняла, в какую «засаду» она угодила. Уже из камеры следственного изолятора Женя написала письмо одноклассникам. Рассказала о своем быте, о сокамерницах - осетинке и азербайджанке, а также о том, как сильно она сожалеет о случившемся. Последняя фраза этого письма: «Я больше не верю русским».

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «В Москве судят банду родноверов, пытавшихся развязать гражданскую войну взрывами в храме и мечети», опубликованной NEWSru.com и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.