В стране Джинновых глыб — часть 1

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

26 июня 2017 года

Уважаемая редакция! С интересом читаю в вашей газете дорожные заметки ваших корреспондентов, побывавших в Крыму, Калининградской области, странах Центральной Европы и Прибалтики. Недавно с семьей побывал в Иордании и тоже решил поделиться своими ощущениями.

Раньше с женой мы часто путешествовали, но после рождения ребенка о заморских приключениях пришлось забыть на несколько лет. Когда дочка подросла, я решил показать ей Красное море, которое в свое время произвело на меня, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений в жизни. Иордания — это территория, большей частью занятая горами и пустынями. На самом юге она имеет небольшое побережье вдоль Акабского залива протяженностью чуть более 20 километров. На этом участке, зажатом между Саудовской Аравией и Израилем (напротив виден берег Египта) расположены несколько отельных комплексов. В одном из них — бухте Тала-Бей — находился и отель, в котором нам предстояло провести две недели. Четыре часа в самолете — и мы из холодного подмосковного лета, больше напоминающего осень, попали в жаркий ближневосточный зной. Погода стабильная — дождей нет, днем плюс 40, ночью прохладнее «всего-то» 30. Но из-за низкой влажности жара не изнуряет. Если не находиться на открытом солнце, то даже в полдень чувствуешь себя комфортно. Именно из-за этого обстоятельства стоит выбирать место на пляже или у бассейна под зонтиком, а также регулярно обновлять на коже солнцезащитный крем. По той же причине купаться в море лучше в футболке: возвышающаяся над поверхностью воды обнаженная часть спины, к тому же мокрая от брызг, мгновенно обгорает.

Туристическая индустрия Иордании — отрасль сравнительно молодая. И уважительное отношение к природному достоянию — кораллам Красного моря — здесь устоялось тоже не так давно. Поэтому отельные пляжи при строительстве гостиниц расчищали от рифов, отсыпая в полосу прибоя булыжники и крупную гальку. Так что когда возникало желание увидеть кипучую подводную жизнь, приходилось уходить на несколько сот метров вдоль берега туда, куда не дотянулись руки горе-строителей. Впрочем, того великого разнообразия видов и размеров рыб и кораллов, которых вам, возможно, приходилось видеть в Египте, здесь нет. Но, надев маску с трубкой, скучать вы не будете. Пусть рифовый массив не идет сплошняком, но его фрагменты все же внушительны, и среди его обитателей можно встретить ­немало любопытных персонажей. На рифе много молоди стайных рыб, попадаются и относительно крупные одиночные экземпляры — все они не обращают на тебя внимания, пока ты не приближаешься к ним на расстояние вытянутой руки. Кораллов также немало — всех расцветок, форм и видов. Кстати, о кораллах. Эти полипы — не растения, как многие могут подумать, а представители царства животных. У них есть рот, желудок и даже выделительная система. То же относится и к гидрам и губкам, в изобилии обитающим на рифовой платформе. На небольшой глубине нередко встречаются актинии, в их полупрозрачных щупальцах прячутся самые известные благодаря мультику «В поисках Немо» рыбки южных морей — красноморские амфиприоны. Между прочим, Немо — вовсе не рыба-клоун, который является совершенно другим видом. Всегда плавающие парами рыбы-бабочки, крылатки (местные называют их чикен-фиш, то есть рыба-петушок), кузовки (они же рыбы-собачки), а также обитатели рифа «благородных фамилий» — драгоценные псевдантиасы, ренеканты Пикассо, расписные алутеры, зелено-голубые хромисы, рыбы-ангелы и спинороги — вот основное подводное население коралловых островков иорданского побережья Акабского залива. Когда плывешь среди всего этого природного великолепия, ощущения просто нереальные. Об опасностях. Все кораллы, гидры и медузы, а также многие губки покрыты стрекательными капсулами, так что лучше под водой ни к чему не прикасаться. В воду не стоит заходить босиком — для этого есть специальная обувь, которая спасет вас, если даже вы наступите на самую опасную рыбу Красного моря — бородавчатку. Или на черную диадему — морского ежа, контакт с которым малоприятен, хотя и не влечет летального исхода. Ночью купаться и вовсе нельзя — в темное время суток просыпаются и выходят на охоту совсем другие и отнюдь не такие милые обитатели рифа. В целом, если выполнять несложные правила поведения в море, отдых не будет омрачен неприятными происшествиями.

Русских на морских курортах Иордании много. Скажем, в отеле, где мы жили, соотечественников было процентов 80 от общего числа постояльцев. После запрета полетов в Египет большая масса наших любителей отдыха на Красном море направилась сюда. Много семей с детьми, хотя, признаться, местная гостиничная инфраструктура полностью не готова к приему малышей. Стали чаще ездить пенсионеры, и это тоже правильно: посмотреть мир, отличающийся от привычного нам, здорово. Да и время, проведенное в путешествии, как утверждает народная мудрость, в срок жизни не засчитывается. Что касается стоимости отдыха, то она, конечно, немаленькая, но и вовсе не заоблачная. Да и хотя бы раз в жизни стоит потратиться на такую поездку. Поверьте, впечатлений вам хватит надолго.

В Иордании есть чем заняться и помимо ныряния с маской и трубкой. Древний город Петра — один из известнейших археологических памятников мира. Массово принимать туристов он начал сравнительно недавно: лишь в 1985 году оттуда выселили бедуинов и привели город в порядок. Многие смотрели фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход», несколько сцен которого снимались в Петре. В общем, первым делом мы купили экскурсию именно туда. Путь от Акабы займет три часа, если ехать по Королевской дороге (трасса, соединяющая побережье и столицу государства — Амман). По Шоссе Пустыни можно добраться чуть быстрее. Пару слов о том, кто построил Петру. Это были набатейцы, цивилизация Древнего мира, сведения о которой крайне скудны. Никто не знает, откуда пришли эти люди, на каком языке они разговаривали и как строили свой фантастический город. Расцвет набатейского царства пришелся на II-III века до Рождества Христова, а в 300-х годах нашей эры после сильного землетрясения жители покинули Петру. После их исхода город заселили бедуины. На обширное плато, окруженное горами, можно попасть лишь одним способом — пройти через узкое ущелье, по обе стороны которого вздымаются отвесные скалы. Это и есть вход в Петру. Именно поэтому она ни разу не была захвачена врагами: даже самую большую армию можно было остановить малыми силами, заперев в ущелье, и уничтожить сверху — стрелами, дротиками, камнями. А покушались на Петру часто: набатейский город-государство был сказочно богат и процветал за счет торговли благовониями, тканями и прочими редкостями между Египтом и Персией. Грамм мирры, к слову, в то время стоил два грамма золота.

Виктор ШВЕДОВ, Тучково

Фото автора

Окончание следует

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «В стране Джинновых глыб - часть 1», опубликованной на интернет-портале Inruza.ru газеты «Красное знамя» и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.