Перейти к содержанию

Годовщину Большого террора в Екатеринбурге встретили полузаброшенным мемориальным комплексом

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

11 августа 2018 года

В Екатеринбурге помянули жертв Большого террора на полузаброшенном мемориальном комплексе. Корреспондент Викиновостей посетил мероприятие и убедился, что федеральные, региональные и местные власти меньше, чем за год почти полностью потеряли интерес как к мемориалу, так и к планам по увековечиванию памяти жертв сталинских репрессий.

Торжественные обещания чиновников по увековечиванию памяти жертв репрессий
Анна Пастухова оклеивает постамент памятника «Маски скорби: Европа — Азия» портретами Эрнста Неизвестного

Викиновости сообщали, что 20 ноября 2017 года в Екатеринбурге состоялось выездное заседание Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, реализующей Концепцию госполитики по увековечению жертв политических репрессий.

В связи с этим в Екатеринбург прибыла внушительная делегация московских чиновников: члены Совета Федерации России, Председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и многие другие.

Власти Свердловской области спешно выделили 25 млн рублей на церемония открытия памятника жертвам репрессий «Маски скорби: Европа — Азия» (автор — Эрнст Неизвестный). Этот монумент более 25 лет хотели установить в Екатеринбурге, но его создание всё время откладывали.

Мемориал установили на 12-м километре Ново-московского тракта — там в Екатеринбурге располагается мемориал, посвящённый памяти жертв советских политических репрессий 1930-х — 1950-х годов. На этом месте в 1930-х годах, как предполагаю, хоронили казненных по приговорам «троек». Само место располагалось вдали от городских жилых кварталов в лесу.

19 ноября 2017 года высокие московские гости совместно с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым открыли памятник. На церемонии много звучало слов о примирении жертв и палачей. Затем в Ельцин-центре было проведено открытое заседание Комиссии по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

Церемония открытия и заседание Комиссии показали, что её члены и прибывшие чиновники не желают общаться с местными общественниками и родственниками жертв, чью память должна Комиссия увековечить. На церемонии не было предоставлено слово ни одному из общественников или кому-либо из незаконно репрессированных. На заседании комиссии общественники должны были сидеть в качестве зрителей. Михаил Федотов подчеркнул, что вопросы они задавать не могут.

Губернатора Свердловской области комиссия особо не заинтересовала. Он посидел в качестве председателя её заседания около получаса и отбыл. За ним ушли почти все журналисты. Заседание далее провел Михаил Федотов. При нём общественница Татьяна Знак подошла к столу и стояла в одиночном пикете пока её не выслушали. Более никому слова получить не удалось.

Итоги заседания Комиссии позволяли надеяться, что мемориальный комплекс под Екатеринбургом будет развиваться. В частности, Михаил Федотов предложил провести раскопки на этом месте. Мысль разумная — до сих пор на этом месте найдены только несколько десятков скелетов, а официально считается, что там закопаны тела примерно 18 тысяч казнённых. Не обнаружено ни одного документа, который позволяет точно сказать, где хоронили тела казненных в 1930-е годы. Поэтому неизвестно кому принадлежат найденные останки. Также неизвестны границы захоронения.

Директор Музея истории Екатеринбурга, на балансе которого с декабря 2016 года находится мемориальный комплекс, заявил, что до него не ходит ни один общественный автобус и поставил вопрос о том, что проблему нужно решить. Предложение было мягко отвергнуто Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Татьяной Мерзляковой. Омбудсмен заявила, что не надо в решении рабочей группы «на уровень России» выносить вопрос о «транспорте». Мол на месте решим.

Реализация обещаний чиновников по увековечиванию памяти жертв репрессий в Екатеринбурге
Анна Пастухова с сотрудником Музея истории Екатеринбурга 5 августа 2018 года

5 августа 2018 года корреспондент Викиновостей смог убедиться, что спустя 8 месяцев после официальных мероприятий мемориал стоит в полузаброшенном состоянии и почти ничего не сделано из намеченного. Общество «Мемориал» организовало в очередную годовщину Большого террора выезд на мемориальный комплекс.

В выезде приняли участие около 30 человек. Ни историков, ни учителей, ни чиновников среди них не было. Единственным исключением стала Татьяна Мерзлякова, которая прибыла своим ходом.

Траурное мероприятие вела руководитель «Мемориала» Анна Пастухова. Оно было бесплатным для всех желающих.

Автобусной остановки или пешеходного перехода на мемориальном комплексе по-прежнему нет. Поэтому возить туда экскурсии невозможно. Здание музейной экспозиции (сооружено в 1990-е годы) по-прежнему закрыто. Поэтому посетить выставку, связанную с террором, не удалось. На встрече присутствовал один из сотрудников музея (не из руководства), который выступил, но показывать экспозицию не стал. Молодой человек выступал в шляпе как будто находился не на захоронении (возможно символическом), а на светском мероприятии.

«Мемориальцы» идут поминать жертв политических репрессий

Скульптура Неизвестного за 8 месяцев покрылась зелёными пятнами. По паутине на ней можно было понять, что статую давно не чистили. На скульптуре не было таблички с именем её автора и названием. В этом плане памятник напоминал бронзовую безымянную городскую скульптуру, образцов которой немало на улицах и в торговых центрах Екатеринбурге.

Раскопки, которые анонсировал Михаил Федотов и поддержал директор музея, так и не начаты. Как сообщил корреспонденту Викиновостей один из сотрудников музея, у организации нет разрешения на раскопки. Поэтому в 2018 году их, скорее всего, не будет.

В Свердловской области основной рабочей силой на раскопках являются студенты вузов, отрабатывающие обязательную археологическую практику. Поэтому основной сезон раскопок очень короткий — с конца июня по начало сентября. За оставшиеся недели августа организовать археологическую экспедицию невозможно.

Единственное, что удалось сделать с ноября 2017 года для увековечивания памяти жертв политических репрессий — продолжить работу над сборником интервью репрессированных, которую ведёт Музей истории Екатеринбурга после получения мемориального комплекса. Однако на издание этой книги денег не выделено.

Активисты «Мемориала» провели траурный митинг. Постамент памятника обтянули портретами Эрнста Неизвестного, чтобы было ясно кто автор скульптуры. Возложили цветы. Было несколько выступающих. Причём, в отличие от официальной церемонии открытия памятника, выступить мог любой желающий. Повод был действительно значимым — годовщина начала Большого террора в Свердловской области.

Правда говорили с трибуны совсем не то, что на официальных мероприятиях. В частности, вместо призывов к прощению палачей было предложение наказать доносчиков и не прощать их если они сами не желают каяться.

Галина Бастрыгина рассказала, как в Министерстве общественной безопасности Свердловской области, структуре, согласующая все уличные акции в Екатеринбурге, встретила знакомую. Бастрыгина пришла подавать уведомление на пикет в защиту политзаключенных. Знакомая была сотрудницей Министерства и Бастрыгина обняла её по-приятельски. Это увидел министр. Он вызвал подругу Бастрыгиной к себе и сурово отчитал, напугав подчиненную.

Татьяна Знак рассказала о том, что в Свердловской области здания, использованные для казней в период Большого террора, по-прежнему используются правоохранительными органами.

Мероприятие показало, что тема поминовения жертв репрессий в Екатеринбурге неинтересна областным властям — ни одного федерального, регионального и муниципального чиновника на комплексе не было. Не было и журналистов официальных СМИ. Неухоженный вид мемориального комплекса показывал, что после отъезда московских гостей в Екатеринбурге никто и не пытается в официальном порядке увековечить память жертв репрессий. А родственники репрессированных вовсе не желают мириться с палачами, как их к тому призывают чиновники.

Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.