Гражданам Казахстана запретили пользоваться «Живым журналом»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

5 сентября 2011 года

Другие новости Казахстана

<dynamicpagelist> category = Опубликовано category = Казахстан count = 6 orcer = addcategory suppresserrors = true namespace = Main </dynamicpagelist>

Месторасположение Казахстана

Карта, показывающая месторасположение Казахстана

Казахстан
Другие новости интернета

<dynamicpagelist> category = Опубликовано category = Интернет count = 3 order = addcategory suppresserrors = true namespace = Main addfirstcategorydate = true </dynamicpagelist>

Другие новости компьютерных технологий

<dynamicpagelist> category = Опубликовано category = Компьютерные технологии count = 5 notcategory = Интернет order = addcategory suppresserrors = true namespace = Main </dynamicpagelist>

Казахстанцы уже более двух недель не имеют доступа к крупнейшей русскоязычной блог-платформе «Живой журнал» (LiveJournal). С 19 августа зайти на страницу сайта пользователям услуг большинства казахстанских интернет-операторов является невозможным. Несмотря на то, что премьер-министр страны Карим Масимов публично пообещал разобраться в ситуации с ЖЖ еще 19 августа, никаких разъяснений интернет-пользователи до сих пор не получили. Единственное, что известно общественности — это то, что доступ к платформе был закрыт решением суда в связи с «пропагандой терроризма».

«Доступ к сайту закрыт решением Сарыаркинского суда Астаны», — сообщил со своего Twitter-аккаунта министр связи и информации Казахстана Аскар Жумагалиев в тот день, когда многочисленные пользователи ЖЖ в Казахстане не смогли зайти на страницу сервиса онлайн-дневников и еще некоторых популярных сайтов. Позже представители городского суда Астаны заявили казахстанским СМИ, что «решение о закрытии сайтов было вынесено по ходатайству прокурора города 5 августа», так как они «предоставляют свободный доступ… к материалам, содержащим признаки пропаганды терроризма и религиозного экстремизма, публичные призывы к совершению актов терроризма и изготовлению взрывных устройств».

Известный казахстанский блогер Rosvet, комментируя создавшую ситуацию для Русской службы «Голоса Америки», отмечает, что подобные меры напоминают охоту на ведьм.

«Обвинение ЖЖ в терроризме и блокировка всего ресурса из-за одного блога плохо влияет в первую очередь на саму власть, — считает Rosvet. — Появляется много вопросов: знают ли прокурор и судьи о том, что можно заблокировать один блог? Знают ли они вообще, что такое Интернет? Что такое анонимайзеры? Это был акт беспомощности и признание того, что в стране есть терроризм, только с ним не знают, как бороться. Это очень грустно. Если прокурор города Астаны считает, что астанчанам терроризм грозит только с экранов мониторов, то это грустно и страшно».

Напомним, что нынешнее закрытие доступа к «Лайф Джорнал» имеет место в Казахстане уже во второй раз. Впервые неофициальная блокировка продлилась в течение двух лет, начиная с октября 2008 года. Тогда основной версией недоступности одного из крупнейших блог-сервисов СНГ было присутствие среди пользователей ЖЖ опального экс-зятя президента Казахстана. В ноябре прошлого года аккаунт Рахата Алиева был заморожен администрацией «Живого журнала», но накануне саммита ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года казахстанские интернет-пользователи снова смогли активно и официально публиковаться на сайте, а также читать посты других юзеров. Однако не прошло и года, как ситуация повторилась. Причем, как и в прошлый раз, виной тому стал один отдельно взятый аккаунт.

Региональный редактор всемирной сети блогеров и гражданских журналистов Global Voices Online Адиль Нурмаков считает, что закрытие доступа к ЖЖ было необоснованным и демонстрирует системные проблемы.

«Произвольно было принято решение о блокировке самой популярной русскоязычной блог-платформы (и еще одной менее известной, но тоже довольно густонаселенной — Liveinternet), без участия ответчиков — будь то в лице администрации сайтов или владельцев проблемных блогов. Несмотря на заявление министерства о том, что якобы ими предпринимались попытки досудебного урегулирования с администрацией сайта, больше доверия вызывает официальный ответ ЖЖ, в котором говорится, что контактов не было», — делится своим мнением Нурмаков.

«Возможно, наши чиновники написали не туда, — продолжает редактор Global Voices Online. — Вообще, ситуация с повторной блокировкой ЖЖ не только негативно отразилась на имидже Министерства связи и информации, которое под нынешней командой стяжало было славу технократов, но и обнажила те самые вещи, на которые указывали наблюдатели несколько лет назад при принятии пресловутых поправок „об Интернете“ в закон о СМИ. А именно — расплывчатость формулировок, открывающая простор для произвольных решений; недостаток компетенции у надзорных органов; непрозрачность процесса (пользователи даже не были должным образом извещены о закрытии доступа к их личным дневникам); отсутствие четких и обязательных механизмов этапа досудебного урегулирования».

Пока премьер-министр пытается разобраться в ситуации, казахстанские блогеры постигают новые пути обхода постановления суда. Большая часть из них все также продолжает пользоваться ЖЖ, но уже при помощи специальных сайтов, позволяющих скрыто попасть на любой сайт без ограничений. С течением времени использование анонимайзеров для казахстанского интернет-сообщества становится привычной практикой.



Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи ««Живой журнал» вне зоны доступа», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Жамиля Гафур.