Дачники удачи

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

23 июля 2015 года

В Подмосковье продолжается обсуждение концепции Регионального стандарта содержания и благоустройства территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. А каждое СНТ тем временем живет по собственному разумению. Разница может быть колоссальной, даже если расстояние между поселками менее километра. Например, ситуация с товариществами «Вьюнка-1» и «Вьюнка-2» в городском округе Балашиха больше всего напоминает историю о двух соседях: ленивом и трудолюбивом. Проблемы одни и те же – близость свалки, ЛЭП на территории, высокие налоги. Но при этом «Вьюнки-1» – это цивилизованный поселок, а во «Вьюнке-2» – «жизни нет». Почему так происходит, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

Где эта улица, где этот дом…

– Свалка у нас под боком, вода некачественная, – буквально через несколько минут после знакомства начинает перечислять свои «головные боли» председатель СНТ «Вьюнка-2» Виктор Пургаев.

На посту председателя садоводческого товарищества он уже не первый год, а жизнь в поселке лучше не становится. Хоть тресни!

– Над нами проходит ЛЭП, есть даже работающая линия, потом услышите, как гудит. У народа под ней начинает болеть голова, – рассказывает председатель, пока мы идем по Яблоневой улице.

Кстати, название это – улица Яблоневая (как, впрочем, и названия всех улиц в СНТ) – на самом деле фиктивное. Настоящий адрес звучит так: деревня Русавкино-Романово и номер дома. Из-за несоответствия почта не доходит, «скорая помощь» тоже доезжает с большим трудом.

Для того чтобы улица Яблоневая стала «настоящей», необходимо провести геодезическую съемку и занести название в кадастр. До 2018 года сделать это можно за счет федерального бюджета.

– Надо встать на учет, дождаться очереди. А кто это делать будет? – пожимает плечами Пургаев.

Есть, конечно, возможность поступить проще – оформить за свой счет, но на это в «копилке» СНТ денег нет.

Один в поле не воин

Годовой взнос жителей поселка, состоящих в СНТ «Вьюнка-2», по нынешним меркам небольшой – всего 5 тыс. рублей. Он не повышается уже 4 года. По словам главы товарищества, бюджет поселения еле справляется с насущными задачами – оплатой счетов за электричество, очистку дорог зимой, срочный ремонт электрогенератора или общего водяного насоса.

Причина простая. Из 116 владельцев участков годовой мизер платит чуть больше половины.

Остальные хозяева либо неизвестно где, а участок стоит заброшенный и заросший травой. Либо просто игнорируют необходимость платить взносы. В итоге за год удается собрать чуть больше 250 тыс. рублей.

– Они говорят, что не понимают, на что сдаются деньги, раз кооператив не развивается, – сокрушается Пургаев.

В итоге часть улиц зарастает травой, мусор, видимо, скоро придется вывозить каждому жильцу самостоятельно, а электропробки едва не вылетают из-за включенного чайника (мощности подстанции не хватает).

Найди отличия

Есть такая игра на внимательность. Даются две, казалось бы, одинаковые картинки, но чем дольше смотришь – тем больше различий между ними находишь. «Вьюнка-2» отличается от «Вьюнки-1» так же сильно, как эти картинки.

– Какие проблемы? Нет у нас проблем, все хорошо! – таким категоричным заявлением встречает нас член правления «Вьюнки-1» Валентина Саунина. Она занята, времени на пустые разговоры нет. В правлении сегодня горячий день – жители приносят ежегодные взносы. Поток идет постоянно. Мы обмениваемся репликами в коротких перерывах.

– Да, рядом свалка, ЛЭП над нами. Сейчас довольно сильно подняли налог на землю, – начинает, наконец, «жаловаться» Саунина.

В процессе беседы выясняется, что беды у обеих «Вьюнок» общие. Только одним они жить мешают, а другие предпочитают обращать внимание на дела более насущные.

К примеру, дороги почти на всех улицах «Вьюнки-1» заасфальтированы. И довольно добротно. Работает уличное освещение. А на опасном повороте даже установлено специальное выгнутое зеркало – чтобы водители могли видеть и оценить ситуацию на соседней улице.

С миру по нитке

Всего в СНТ 11 улиц. Все имеют название и вписаны в план. Во всех домах газ и электричество.

– Мы еще собираемся водопровод провести, из-за свалки качество воды в скважинах страдает. Думаем вот, как это сделать, – делится планами председатель товарищества Мансур Фахрисламов. – А еще у нас есть пожарные водоемы, гидранты, летний водопровод…

Удивительно, но всего этого благополучия удалось добиться исключительно силами местных жителей.

– В 1991 году, когда здесь начали раздавать участки, на месте «Вьюнки-1» было поле… Кукурузное. Ни дорог, ни света. Надо было что-то делать, – вспоминает председатель. – И вот с миру по нитке – сначала дороги, потом свет. Это первоочередное. Потом образовался «костяк» инициативных жителей, и дела пошли быстрей.

Собственно, этот костяк и решил, что населенному пункту нужно свое правление. Организовали, наладили работу с остальными.

– Очень важно, чтобы люди понимали и видели, на что идут деньги. Надо с ними встречаться, объяснять, что от нас всех требуется и что можно сделать, – объясняет глава дачного поселка.

Демократия на примере СНТ

Откуда деньги на счастливую жизнь во «Вьюнке-1»? От самих жителей. Здесь разработана своя – весьма справедливая – система взносов.

Так, проживающие постоянно (а это почти половина) платят в общественную кассу чуть больше 12 тыс. рублей. Приезжающие на лето – 10 тыс. с копейками. С «голого» участка собирают 5200 рублей.

В итоге за относительно небольшую плату (даже самый большой годовой взнос в итоге – это 1 тыс. рублей в месяц) жители получают воду, свет, газ, чистые улицы зимой и качественный асфальт летом.

– Мы сначала думали, что нам должна помогать местная власть, но потом решили, что все в состоянии сделать сами, – рассказывает Валентина Саунина.

Сейчас «Вьюнки-1», без преувеличения, напоминает почти образцово-показательный поселок. Что примечательно – взносы не платят всего четыре дома, их из товарищества планируют исключить.

Решают, что в поселении нужно сделать в первую очередь, жители тоже сами. Система простая – в правлении печатают бюллетени с вопросами, жильцы забирают их и возвращают уже заполненными. В ближайшее время планируют, например, установить новую детскую площадку.

Так что пока во «Вьюнке-2» за каждым забором живут своей жизнью и надеются на помощь властей, во «Вьюнке-1» организуется маленькое демократическое «государство».

На власти надейся, а сам не плошай

Члены СНТ «Вьюнка-2» уверены, что решать коммунальные проблемы в их поселке обязаны местные власти. На жителей СНТ надежды у председателя уже нет. Хуже будет, уверен Виктор Пургаев, после принятия единого дачного Стандарта. Хотя бы потому, что централизованный вывоз мусора (а это только один пункт документа) обойдется СНТ почти в 80 тыс. рублей. Что с годовым бюджетом в 250 тыс. – сумма немалая. По логике жителей «Вьюнки-2» получается так – раз они платят налоги, часть их должна уходить на содержание СНТ. С учетом того, что общей земли в поселке нет, а все, что за заборами, находится в муниципальной собственности городского округа Балашиха, претензии на первый взгляд звучат вполне логично. Только вот незадача – по федеральному законодательству местные власти помогать садоводам деньгами не должны. – После предоставления земельного участка садоводческому товариществу (или другому некоммерческому объединению граждан) вопросы использования земельного участка, в том числе распределения земель между членами СНТ, определения территорий общего пользования, вопросы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, застройки территории СНТ (в том числе территорий общего пользования), находятся в компетенции садоводческого товарищества и разрешаются в порядке, установленном уставом товарищества, решениями общих собраний членов СНТ, – объясняет заместитель руководителя администрации Балашихи Николай Скороход. Другими словами – «счастье» дачников в их собственных руках.

Компетентное мнение

На днях правительство Московской области обсудило предложенный ранее региональным Министерством ЖКХ Стандарт содержания и благоустройства территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Напомним, документ должен стать своеобразной «конституцией» дачников. О том, какие изменения грядут в жизни участников СНТ и ДНТ, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказал один из авторов Стандарта – заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

- Никита Юрьевич, чем обусловлена необходимость разработки и принятия дачного Стандарта?

- Впервые о необходимости этого документа заявили сами члены садовых и дачных товариществ на Форуме дачников, который состоялся в июне прошлого года в Подмосковье. Люди попросили разработать для них некий единый регламент, регулирующий вопросы, связанные с СНТ и ДНТ, потому как разобраться в огромном количестве нормативно-правовых актов им очень сложно. То есть Стандарт прежде всего призван облегчить жизнь дачникам в Подмосковье.

- Что в себя включает документ?

- Первая часть Стандарта - это общие требования к СНТ: обязанность регистрации как юридического лица и постановки на налоговый учет в Московской области, обязанность заключать договоры на вывоз мусора и на подключение к тепло-, электро- и газовым сетям. Вторая часть регламентирует вопросы безопасности и благоустройства: наличие ворот или шлагбаума на въезде в поселок, работающих фонарей, асфальтированной площадки для мусора, знака с названием СНТ, информационного стенда с телефонами экстренных служб. В документе также оговариваются требования к качеству дорог на территории СНТ, местонахождению туалетов. Подчеркну, что новых законодательных норм в Стандарте нет – документ лишь объединяет порядка 35 действующих федеральных и региональных законов. Причем все нормы диспозитивные – они не увеличивают ответственность, а просто разъясняют права и обязанности дачников. Фактически Стандарт – это «компас» в мире дачного законодательства.

- То есть дачникам не нужно бояться введения дополнительной ответственности за несоблюдение законодательства?

- Нет, никаких дополнительных санкций в Стандарте не прописано. Некоторые нормы, наоборот, смягчены. К примеру, по существующему законодательству туалет в частном секторе можно размещать не ближе чем в 12 метрах от дома соседей. В документе мы написали «не рекомендуется» вместо «запрещается». То же самое, кстати, в отношении забора высотой более двух метров. Его по закону строить нельзя совсем, а мы отметили, что можно, в случае если соседи не против.

- Стандарт предусматривает какие-то меры воздействия на так называемых «индивидуалистов» - дачников, которые отказываются участвовать в благоустройстве поселка?

- Пока нет, но в ближайшее время Союз дачников выступит с инициативой прописать дополнительно ответственность недобросовестных участников СНТ и ДНТ, которые отказываются платить членские взносы. А то получается, что, к примеру, из 100 членов товарищества 80 деньги сдают, а 20 - нет. Получается, что они живут за чужой счет.

- Должны ли, по вашему мнению, муниципалитеты принимать участие в благоустройстве дачных поселков?

- Безусловно, и новый Стандарт будет этому способствовать. Мы предложили муниципалитетам «премировать» образцово-показательные СНТ и ДНТ, софинансируя часть их программ по благоустройству. Три района поддержали инициативу – Мытищинский, Одинцовский и Зарайский. Они уже сейчас готовы выделить бюджетные средства на поощрение ответственных дачников.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Дачники удачи», опубликованной интернет-портала «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.