Екатеринбургскую художницу посадили на 5 суток за политический пикет
25 марта 2018 года
21 марта 2018 года судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Юлия Лобанова назначил художнице Елене Парий пять суток административного ареста. Такое наказание активистка получила за участие в одиночном пикете против решения коллеги Лобановой — судьи того же Ленинского районного суда Владимира Ушакова.
«Дело Парий» — часть противостояния последних недель между властями и екатеринбургскими оппозиционными активистами из движения «Стратегия-6». Конфликт связан с тем, что Министерство общественной безопасности Свердловской области фактически запретило проводить 6 марта 2018 года традиционный большой пикет в защиту политзаключенных в Екатеринбурге. Организаторы акции, которые до того с областной властью не конфликтовали, ответили судебными исками и серией одиночных пикетов в заранее запланированный день. На одном из них был задержан правозащитник и юрист Сергей Тиунов. Судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Владимир Ушаков назначил Тиунову 15 суток административного ареста.
Арест Тиунова привел к новому витку конфликта. Тиунов объявил протестную голодовку, которую продолжал до вечера 21 марта 2018 года, когда был отпущен по отбытию наказания.
16 марта 2018 года общественный защитник Тиунова Елена Парий встала в одиночном пикете у здания Министерства общественной безопасности Свердловской области. На развернутом ею у входа в здание Министерства плакате значилось: «9-е сутки голодает Сергей Тиунов арестованный по приказу сотрудников Министерства общественной безопасности!».
В суде Парий пояснила, что собственноручно изготовила плакат. Там же она объяснила почему считает, что Тиунов был арестован по приказу сотрудников Министерства. Оказывается, Парий видела как полицейские задерживали Тиунова. Один из полицейских, по словам Парий, по телефону получил указание от сотрудника Министерства общественной безопасности Свердловской области Олега Малишевского задержать Тиунова.
Видеосъёмку Парий на пикет 16 марта 2018 года вёл Рафаил Шепелев. Здесь же стояла журналистка Елена Шукаева, которая с ними разговаривала и брала этот плакат в руки. Одиночные пикеты в России никакого уведомления властей или согласования не требуют и вообще не регламентируются законом. В суде полицейские и сотрудники Министерства подтвердили, что активисты во время акции не нарушали общественный порядок и не мешали прохожим.
Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области сразу узнали активистов и потребовали, чтобы те разошлись. Те не подчинились, настаивая, что проходит одиночный пикет. Тогда сотрудники Министерства вызвали наряд полиции. Прибывшие полицейские отвезли всех троих на «гражданской» автомашине (без символики МВД) в отдел полиции № 5 города Екатеринбурга.
Протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении всех троих — Парий, Шукаевой и Шепелева. «Коллективного дела» не получилось. Елена Парий упала в обморок и была отвезена в больницу. Там ей поставили диагноз — «сотрясение мозга». Рафаил Шепелев на следующий день был оправдан «дежурным» судьей Ленинского районного суда города Екатеринбурга Юлией Лобановой. Елену Шукаеву судил тот же Владимир Ушаков, против действий которого она протестовала, назначил минимальное наказание — штраф в размере 10 тысяч рублей.
Плакат Парий был приобщён к материалам дела Шепелева. Копировать его суд не стал, поэтому дела Шукаевой и самой Парий пришлось рассматривать без этого доказательства.
23 марта 2018 года Елену Парий неожиданно выписали из больницы. Полицейские сразу доставили её в суд. Всё произошло настолько внезапно, что не успели прибыть даже защитники Парий — адвокат Ирина Ручко и общественный защитник Анатолий Свечников. Дело рассматривала судья Юлия Лобанова. Парий просила отложить заседание, чтобы подготовиться к делу, а также для того, чтобы прибыла адвокат Ручко. Срок давности по статье 20.2, которая вменена Парий, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Поэтому отсрочка в рассмотрении дела могла быть дана даже на месяц — срок давности от этого не истёк бы. Тем более, в деле уже был ордер адвоката Ручко.
Судья отложила рассмотрение дела на… 40 минут. Это время было предоставлено Парий, чтобы та нашла себе защитника. Так как за 40 минут защитника найти оказалось невозможно, то Лобанова постановила рассматривать дело без него. Судья пресекала все попытки некоторых зрителей помочь Парий в написании ходатайств. Адвокат Ирина Ручко позвонила Парий во время процесса, о чем последняя уведомила судью. Но Юлия Лобанова категорически запретила Парий отвечать на вызов адвоката.
Парий тщетно пыталась уговорить судью отложить рассмотрение дела до своего выздоровления. Судья только разрешила ей не вставать при даче показаний. Парий сообщила судье, что обратилась и в прокуратуру и к Уполномоченному по правам человека в Свердловской области. В связи с этим Парий просила подождать пока они не дадут ответ. Однако судья отказала.
Один из активистов Виктор Балдин незадолго до этого подал жалобу в прокуратуру Ленинского района города Екатеринбурга по делу Парий. Жаловался он на действия сотрудников полиции. Он прямо в зале суда позвонил туда, включив громкую связь. Однако ему ответили, что его жалоба переслана в… полицию Екатеринбурга. Балдин сообщил, что сейчас в Ленинском районном суде рассматривают дело доставленной из больницы избитой женщины. В связи с этим он поинтересовался у сотрудницы прокуратуры — будет ли направлен в суд прокурор. Однако ему ответили, что прокуратура — «не служба спасения какая-то». Прокурорский работник в суде не появился.
Елене Парий около 40 лет. Она по образованию художник. Специальность у неё имеет весьма длинную формулировку. Судья Лобанова, услышав её, спросила можно ли записать Парий художником. В ответ получила согласие.
Парий известна тем, что регулярно участвует в разного рода протестных акциях в Екатеринбурге. За последние двенадцать месяцев она привлекалась к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий не менее трёх раз. Один раз ей был назначен штраф в размере 10 тысяч рублей. Второй раз Парий получила 50 часов обязательных работ. Третий раз ей назначили административный арест в размере 9 суток. Последнее наказание она отбыла полностью. Штраф уплатила частично. При этом судья Юлия Лобанова выяснила, что деньги Парий перечислила не на тот счет. Обязательные работы Парий отбывает, убирая общественные места.
Рассмотрение дела заняло около пяти часов. Состав свидетелей обвинения был точно таким же как и на предыдущих процессах по делам Шепелева и Шукаевой: две сотрудницы Министерства общественной безопасности Свердловской области (Светлана Белоусова и Анастасия Харитонова) и трое офицеров из полицейского наряда (Сергей Карпеев, Владимир Чуваткин и Владислав Сергеев). От защиты были два свидетеля — Елена Шукаева и Рафаил Шепелев.
Обвинение поддерживала офицер полиции Анна Абрамовская. В делах об административных правонарушениях обвинителя нет и формально Абрамовская была в статусе свидетеля. Судья называла Абрамовскую: «лицо, составившее протокол об административном правонарушении». Фактически Абрамовская была обвинителем — допрашивала свидетелей и Парий, комментировала доказательство-видеозапись, участвовала в прениях в конце разбирательства. В общем Абрамовская в суде отработала около восьми часов.
Версия обвинения, изложенная Абрамовской, осталась прежней. По мнению Абрамовской, имел место групповой несанкционированный пикет в составе Парий, Шепелева и Шукаевой. На групповой характер акции, по мнению Абрамовской указывало то, что все участники были объединены одной идеей, хотя плакат был только один.
При рассмотрении дела Парий показала, что является художником. Ей пришлось лично вести допрос всех свидетелей. Для каждого из полицейских она начертила схему расположения здания Министерства общественной безопасности Свердловской области. Каждый из свидетелей-полицейских должен был указать на схеме Парий то место, где она стояла в день пикета. Полицейские выполнили это задание, но каждый из них указал разное место, где по его мнению стояла Парий с плакатом. Судья схемы Парий приобщать к делу отказалась, но не мешала ей экзаменовать стражей порядка.
Все полицейские были в форме, в том числе Сергей Карпеев, который ранее выступал в суде в футболке с портретом Иосифа Сталина. Карпеев запутался в федеральном законе № 54, регламентирующем проведение массовых публичных мероприятий. Собственно нарушение этого закона в настоящем судебном заседании вменялось в вину Парий. Карпеев рассказал суду много того, что в законе не написано. По мнению Карпеева, в этом законе написано: «один гражданин — один плакат». Карпеев и его напарник Чуваткин заявили, что на момент задержания у Парий был развернут плакат. Более осторожный командир наряда Сергеев заявил, что не помнит точно это обстоятельство.
Свидетели защиты — Шепелев и Шукаева — отрицали вину Парий. Шукаева показала, что у полицейских было только одно требование — проехать в отдел полиции № 5.
Суд просмотрел видеозапись без звука, предоставленную Министерством общественной безопасности Свердловской области. Сторонники Парий подготовили видеозапись её задержания (со звуком), на которой было видно, что активистка исполнила требования полицейских. Также эта запись подтверждала, что в момент задержания Парий у неё плакат был свернут. Однако не успели подготовить диск. Поэтому Парий ходатайствовала о просмотре видеозаписей защиты на мобильных устройствах своих сторонников. Судья в этом отказала.
Парий свою вину категорически отрицала, утверждая, что участвовала в одиночном пикете. В своей последней реплике она жестко критиковала российскую власть (полицию, Министерство общественной безопасности и суды) и упрекала судью Лобанову за то, что та отклонила все её ходатайства. Она прямо заявила, что офицер полиции Владислав Сергеев лжет. Парий отметила, что ни один сотрудник полиции не смог точно указать место, где её, Парий, задержали 16 марта 2018 года. Парий размахивала руками и сыпала эмоциональными высказываниями вроде: «В какой стране мы живем!», «мы не люди в этой стране!». Резкость речи Парий потрясла даже её сторонников, которые то и дело шептали ей укоризненно «Лена!». После Парий выступила Абрамовская. Оказывается обвинитель внимательно следила за речью Парий и в своем выступлении её цитировала. Последней реплики Парий не дали.
Судья выслушала обвинительную речь Парий молча и ушла в совещательную комнату. Во время перерыва Парий и её сторонники активно дискутировали с многочисленными судебными приставами. Судья пробыла в совещательной комнате около часа.
По возвращению Лобанова зачитала полный текст своего решения, назначив Парий пять суток ареста. Формально это наказание можно считать мягким — в прошлый раз Парий получила девять суток ареста. Лобанова посчитала, что имел место пикет из двух человек — Шукаевой и Парий. Также Лобанова отвергла показания Шепелева и Шукаевой, заявив, что эти лица хотят помочь Парий избежать ответственности. В основу решения легли показатели свидетелей обвинения и видеозапись, представленная Министерством общественной безопасности Свердловской области.
Судья нашла в деле Парий весьма странное смягчающее обстоятельство — наличие у художницы постоянного места жительства. Именно это обстоятельство Лобанова подчеркнула в своем решении. Как этот фактор смягчает вину Лобанова не пояснила.
Вот так художницу прямо из больницы посадили на пять суток за протестный пикет. Впрочем, время пребывания в суде было засчитано Парий в срок ареста.
Источники
[править]Эта статья создана в рамках проекта «Стань частным корреспондентом!» |
Комментарии[править]
Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.
Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.
Несколько советов по оформлению реплик:
- Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
- Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
- Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
- Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.
Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.
- 25 марта 2018
- Новости 2018 года
- 2018
- 25 марта
- Март 2018
- Оригинальные репортажи Ивана Абатурова
- Оригинальные репортажи
- Статьи проекта «Стань частным корреспондентом!»
- Азия
- Анастасия Харитонова
- Анатолий Свечников
- Анна Абрамовская
- Виктор Балдин
- Владимир Ушаков
- Владимир Чуваткин
- Владислав Сергеев
- Голодовки
- Протесты
- Протесты (2018)
- Протесты в России
- Протесты в России (2018)
- Екатеринбург
- Елена Парий
- Елена Шукаева
- Ирина Ручко
- Иосиф Сталин
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Ленинский районный суд города Екатеринбурга
- МВД России
- Министерство общественной безопасности Свердловской области
- Общество
- Общество в России
- Олег Малишевский
- Пикеты
- Политика
- Политика России
- Политические заключённые
- Права человека
- Право
- Право в России
- Преступность и право
- Прокуратура Российской Федерации
- Прокуратура Свердловской области
- Рафаил Шепелев
- Свердловская область
- Свердловский областной суд
- Светлана Белоусова
- Сергей Карпеев
- Сергей Тиунов
- Стратегия-6
- Уполномоченный по правам человека Свердловской области
- Юлия Лобанова
- Опубликовано
- Россия в марте 2018 года