Забайкальский омбудсмен поддержал запрет на ношение школьницами хиджабов

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

22 ноября 2013 года

Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае Николай Каргин поддержал решение директора школы N32 Читы, запретившего ученицам из семей, исповедующих ислам, носить на занятия традиционные мусульманские головные платки. Об этом говорится в информации, распространенной в пятницу пресс-службой омбудсмена.

«К омбудсмену обратилась читинка, которая заявила, что директор школы запретил ее детям посещать школу в традиционном исламском платке. Омбудсмен рассмотрел обращение совместно с Министерстве образования края и пришел к выводу, что директор не нарушил закон, но подобные вопросы надо решать лишь методами убеждения - без репрессивных методов», - сказано в сообщении, текст которого приводит РИА «Новости».

Заявительница - мать пятерых детей - в обращении к Каргину отмечала, что ее семья исповедует ислам, в связи с чем ее дочери обязаны ходить в платках. Одна из дочерей женщины уже отучилась в школе и, по ее словам, всегда ходила в платке. Вторая дочь учится сейчас. По словам женщины, директор школы собрал всех родителей, у кого дети посещают школу в платках, и заявил, что они не имеют на это права.

«Наши платки не закрывают лицо, они закрывают только уши, шею и волосы. Наш головной убор не вызывает агрессию, не угрожает жизни окружающих людей. Мы живем в демократической стране, где согласно конституции и конвенции «О защите прав человека и основных свобод», мы вправе исповедовать свою религию», - привели в пресс-службе слова заявительницы.

Омбудсмен, однако, отметил, что несмотря на понятное возмущение заявительницы, образование в России является светским.

«Краевым Минобразования утверждены требования к одежде школьников. Документ направлен на устранение признаков социального и религиозного различия между учениками. В приказе указано, что одежда школьника должна соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер», - сообщил аппарат омбудсмена.

Напомним, что тема ношения хиджабов в учебных заведениях обсуждается в российском обществе уже более года. К этому обсуждению подключился даже президент Путин.

Один из последних эпизодов возвращения к теме - намерение муниципального депутата московского района Якиманка Дмитрия Захарова обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой запретить ношение хиджабов в городе.

«Считаю неправильным, если какая-то религиозная формация требует к себе особого отношения. Собственно хиджаб - это внешнее проявление этого требования. Это плохо, и поэтому, я думаю, нужно запретить ношение этого предмета гардероба в общественных местах: на улице, в государственных и образовательных учреждениях», - заявил Захарова.

Он отметил, что даже в таких исламских странах, как Тунис и Алжир, хиджаб в госучреждениях и школах запрещен.

«Нам лучше последовать примеру сейчас, чем впоследствии получить еще большие проблемы. Хиджаб - только начало культурной экспансии», - полагает депутат.

По его мнению, хиджаб будет препятствовать интеграции людей.

«Скажем, если девочка носит хиджаб в школе, то, скорее всего, сверстницы с ней общаться не будут. И уж тем более она не сможет общаться с мальчиками. По окончании школы у нас будет не интегрированный в общество ребенок, а чужак», - заявил Дмитрий Захаров.

В сентябре вопрос о хиджабах был поднят на Валдайском форуме.

Выступивший на форуме первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамир Мухетдинов с сожалением отметил, что многовековая российская традиция фактически оказалась под запретом в современной школе.

«Платок на голове женщины - это исконная, многовековая традиция в России, причем она в одинаковой степени присуща как мусульманам, так и православным, а также и другим религиозным традициям», - заявил муфтий в своем выступлении.

«Разговоры об уязвлении хиджабом светского характера государства также не выдерживают критики, ведь противники хиджаба не выступают против храмов, часовен, молелен при государственных вузах, больницах, иных учреждениях», - приводит портал IslamNews.ru слова Мухетдинова.

«Любые аргументы о приоритете прав одних над другими на основании численности или хронологического первенства неизбежно разбиваются об историю и географию нашего государства, об объективные факты. Мало того, любые аргументы об ущемлении прав той или иной группы будут провоцировать контраргументы, и так мы скатимся до банальной межнациональной перепалки на уровне дворовых молодежных перебранок, в духе «кто главнее и сильнее», - сказал мусульманский деятель.

Подробно освятил тему хиджабов президент Путин на прямой линии с россиянами, состоявшейся в апреле этого года.

Он, в частности, заявил, отвечая на один из вопросов, что ношение хиджабов в учебных заведениях не является традиционным для России даже в национальных регионах.

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии», - сказал российский президент.

«В нашей стране, в мусульманских регионах, никогда такой традиции небыло», - отметил он.

По словам Путина, в некоторых мусульманских государствах ношение хиджабов запрещено законом.

«Я считаю, что в нашей стране можно и нужно идти по пути возврата к школьной форме. Такая работа уже идет, рассчитываю, что в регионах она не будет забыта, заброшена, а будет активным образом внедряться», - заключил глава государства.

Поводом к широкому обсуждению вопроса о хиджабах послужил инцидент со школьницами из мусульманских семей в Ставропольском крае.

В октябре 2012 года ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых учениц на то, что девочкам около двух недель не разрешают посещать школу в хиджабах. Речь, в частности, шла о школе номер 12 в селе Кара-Тюбе, директор которой - Марина Савченко - выступила с подобной инициативой.

Впоследствии тема ношения хиджабов была вынесена на обсуждение на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин, комментируя 18 октября конфликтную ситуацию, заявил о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства.

В свою очередь губернатор Ставрополья Валерий Зеренков потребовал немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, регулирующего требования к одежде учащихся. Краевой суд со своей стороны в соответствии с Конституцией РФ постановил, что необходимо соблюдать конституционные права тех детей, которые посещают школу вместе с мусульманами, и напомнил о светском характере образования в России.

В декабре в ходе большой пресс-конференции в Москве президент Путин снова выступил против попыток навязать последователям ислама обязательное ношение хиджабов, в том числе в школах.

«Хиджабов нет в нашей культуре, в нашем традиционном исламе», - заявил тогда президент. «Зачем нам внедрять чуждые нам традиции? Надо опираться на представителей традиционного ислама. Это бесстрашные люди, которые порой ценой своей жизни защищают свои идеалы», - заявил глава государства.

Путин рассказал журналистам, как во время одного из заседаний Организации исламского сотрудничества, при которой Россия является наблюдателем, выступил авторитетный представитель исламского мира и назвал ошибкой навязывать ношение хиджабов. «Мы тем самым запрещаем людям учиться, сами создаем условия для отставания в нашем развитии», - привел президент слова мусульманского деятеля.

«Он же искренне говорил и публично, - подчеркнул Путин. - То есть в самом исламском мире говорят, что этого не надо делать, то есть внедрять чуждые традиции».

«В нашей культуре - когда я говорю в нашей, то имею в виду наш традиционный ислам, - никаких хиджабов нет», - заключил президент.

С 9 января 2013 года все школьники Ставрополья в соответствии с постановлением регионального правительства стали посещать занятия в форме.

В постановлении правительства Ставрополья указывается, в частности, что одежда должна быть классического образца: у девочек - без заниженной талии, без декольте. Не запрещается надевать школьницам брюки классического вида, также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года. Регламентом также вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.

Вместе с тем борьба за хиджабы в школах продолжается, и родители ставропольских школьниц отступать пока не намерены. Накануне адвокат родителей, оспаривающих запрет региональных властей, подал апелляцию в Верховный суд на решение краевой инстанции, оставившей ограничения в силе.

Московский адвокат Мусаев, представляя интересы трех жителей Ставрополья, подал иск в суд с требованием отменить постановление правительства края о введении с начала текущего года школьной формы. Однако краевой суд иск не удовлетворил.

«Через краевую инстанцию мы подали апелляцию в Верховный суд с требованием признать постановление правительства Ставрополья незаконным», - сообщил адвокат.

Отметим, что проблема ношения хиджабов в учебных заведениях коснулась не только Ставрополья.

В апреле Красноярская прокуратура признала запрет на ношение хиджабов несоответствующим закону об образовании. Внимание надзорного ведомства привлекло отчисление студентки из Красноярского государственного медуниверситета (КрасГМУ), носившей религиозный головной убор.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Забайкальский омбудсмен поддержал запрет на ношение школьницами хиджабов», опубликованной NEWSru.com и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.