Зачем в Москве обвиняют Запад в попытке срыва выборов в Госдуму?

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

25 сентября 2021 года

Глава временной Комиссии Совета Федерации по защите суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов на заседании верхней палаты Федерального Собрания РФ заявил, что еще до начала голосования имели место «массовые призывы иностранных лиц и организаций к непризнанию итогов выборов», а также «ведение незаконной агитации со стороны зарубежных лиц, организаций — иностранных агентов, лиц и организаций, причастных к экстремистской деятельности» и «намеренные провоцирования противоправных действий включая призывы к беспорядкам и нарушения порядка голосования, изготовление разнообразных фальшивок для дискредитации российских выборов и их итогов».

А комиссия Государственной Думы, расследующая факты «внешнего вмешательства», передала в Генеральную прокуратуру имена тех, кто, по мнению членов комиссии, это вмешательство осуществлял.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в этой связи удовлетворенно заявила: «У нас есть аргументы для того, чтобы вести диалог с нашими зарубежными партнерами. И предъявлять им соответствующие претензии, чтобы не было никаких двойных стандартов по отношению к России».

Между тем, на этой неделе Генеральная прокуратура Германии заявила о расследовании деятельности приписываемой спецслужбам РФ хакерской кампании «Ghostwriter» накануне выборов в Бундестаг и земельные парламенты. По данным Генпрокуратуры ФРГ, кампания связана с российскими спецслужбами.

После этого 27 государств-членов ЕС опубликовали заявление, в котором, в частности, говорится о возможности введения против России новых санкций. А именно: «Европейский союз вновь рассмотрит этот вопрос на предстоящих встречах и рассмотрит дальнейшие шаги».

В свою очередь, российский МИД традиционно отверг обвинения в адрес России: «Наши партнеры в Германии не предоставили никаких доказательств причастности Российской Федерации к этим атакам», - заявила официальный представитель министерства Мария Захарова.

Корреспонденты Русской службы «Голоса Америки» обратились к российским и зарубежным экспертам с просьбой оценить очередную российскую кампанию по борьбе с «иностранным вмешательством».

Валерий Борщев: «Сейчас травля будет продолжаться»

В свою очередь сопредседатель Московской Хельсинской группы Валерий Борщев в комментарии «Голосу Америки» заметил, что для российских властей стало уже почти традицией во всем обвинять американцев. Правда, по его оценке, в данном случае они явно перегнули палку.

«Картина из-под их рук вышла чрезмерно пародийной и сюрреалистической, – подчеркнул собеседник он. – Во вмешательство извне в российские выборы мало кто верит даже в отдаленной глубинке. Но они, знай, гнут своё. Даже создали специальные комиссии при Думе и Совфеде для расследования того, чего нет в природе. Они пробили колею и идут по ней, не сворачивая, упоминая к месту и не к месту Запад. Это тот штамп, от которого им сложно отказаться, а ничего нового придумать не удается».

Вместе с тем правозащитник полагает, что это не такое безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. «Потому что в обществе, особенно в регионах, с маниакальной настойчивостью утверждается мысль, что все зло идет с Запада, что Америка только и думает, как бы нам навредить во всех сферах, – пояснил он. – Поэтому, дескать, и выборы – не исключение. В сознание людей внедряется, что мы живем в окружении врагов. Отсюда множится и число “иностранных агентов”. Как же без “пособников”. А делается это для того, чтобы списать на внешних врагов все наши беды. Сейчас травля будет продолжаться, вполне вероятно, что дело может дойти и до возбуждения уголовных дел. Границ они не знают».

При этом все прекрасно знают цену нынешним выборам, включая коммунистов и представителей других партий. «И все в один голос говорят, что выборы подтасованы. Понятно, что Запад тут абсолютно ни при чем, а все претензии – к власти. Коммунисты уж всегда готовы обвинить в чем угодно вашингтонский «обком», как они говорят. Но сейчас они протестуют, что у них отняли голоса, бросая камень совсем не в сторону Запада. Так что эта кампания, призванная еще и попытаться отвлечь внимание от внутрироссийских проблем, обречена на провал», – подытожил сопредседатель Московской Хельсинской группы.

Юрий Фёдоров: «Готовясь к политическому кризису, госбезопасность может развязать очередную «охоту на ведьм"»

Независимый политический и военный обозреватель Юрий Фёдоров полагает, что обращение в Генеральную прокуратуру РФ, Комиссию Госдумы и доклад члена Совета Федерации Андрея Климова нужно воспринимать серьезно.

«Такие кампании никогда не происходят в России по инициативе журналистов или депутатов парламента. За этим всегда стоит решение высших политических инстанций. Трудно сказать, насколько лично Путин отдал приказ начать такого рода кампанию, но я думаю, что без его согласия, или, хотя бы, молчаливого одобрения люди из его окружения вряд ли могли бы пойти на такие вещи», - отметил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Происходящие в России события, по мнению Юрия Фёдорова, дают основания говорить о начале политического террора в стране, хотя и не такого жестокого, как в 1930-е годы в СССР. Тем не менее, на лицо попытки подавить путем судебных преследований и действиями спецслужб проявления любой оппозиционной политической деятельности, и все идет к тому, что будет подавляться и политическое инакомыслие.

«Любой политический террор имеет свою логику, - поясняет Фёдоров. - И он имеет тенденцию к эскалации, что характерно для всех подобных режимов. Причин для этого много: это и наличие государственных ведомств, которые проводят такого рода политику и заинтересованы в ее продолжении для расширения своих полномочий и увеличения своей финансовой базы. Это и параноидальное восприятие того, что происходит в стране политической верхушкой. И, естественно, что спецслужбы подогревают подобные настроения в режиме, неподконтрольном различным представительным органам. Что и имеет место в России».

Кроме того, по мнению собеседника «Голоса Америки», в Кремле прекрасно понимают, что результаты прошедших неделю назад думских выборов были сфальсифицированы, и реальная поддержка режима существенно меньше, чем было объявлено при официальном оглашении данных избирательных комиссий. Поэтому, считает Юрий Фёдоров, российские власти опасаются, что в случае выхода ситуации из-под контроля, оппозиционные настроения у населения перерастут в реальную политическую деятельность.

«Спусковым крючком» для такой трансформации может быть и дальнейший рост заболеваний коронавирусом, и какие-либо крупные техногенные катастрофы, и развязывание новой войны. «Но я думаю, что наиболее вероятной причиной могут быть какие-то сюжеты, связанные с противоречиями в правящей верхушке. Потому что есть сигналы и появляются туманные намеки относительно того, что высших кругах политического руководства дела обстоят не так гладко, как хотелось бы российской политической элите», - продолжает он.

А основания для роста противоречий в высших политических кругах, по мнению Фёдорова есть: «Скажем, ситуация на международной арене складывается для Москвы достаточно неблагоприятно. И если эти противоречия выйдут за рамки, это может привести к серьезному политическому кризису. И готовясь к нему, те или иные структуры в России, в том числе и госбезопасность, и ее агентура в представительных органах и в средствах массовой информации, могут развязать очередную кампанию «охоты на ведьм"», - подытоживает Юрий Фёдоров.

Алексей Рощин: «Это то, что называется игрой с нулевой суммой»

Политолог и социальный психолог Алексей Рощин думает, что обвинения США во вмешательстве в российские выборы – постмодернизм в чистом виде. По его мнению, суть этой кампании в том, что в Кремле решили таким образом «отомстить» Вашингтону за обвинение Москвы во вмешательстве в американские выборы. «Вся разница в том, что в США для подкрепления своих обвинений создали комиссию во главе со спецпрокурором и доказали факт вмешательства документально, а кремлевские глашатаи всё взяли с потолка, – уточнил он в интервью «Голосу Америки». – Так что это больше тянет на дешевый троллинг. В России в последнее время очень часто действуют по такому клише, выдвигая обвинение на обвинение. Это то, что называется игрой с нулевой суммой».

Чтобы придать больше правдоподобности версии о западном вмешательстве во внутренние дела России, созданы разные комиссии, которым тоже надо отрабатывать свой хлеб, констатировал Алексей Рощин. По его словам, приказано им найти иголку в стоге сена – найдут. «При этом основные закоперщики идеи, сидящие в Кремле, даже не считают особо нужным заботиться о здравом смысле, о том, как всё выглядит со стороны,– утверждает он.–Таков их менталитет. Но, если с точки зрения кремлевских небожителей это своего рода хохма, то для обслуживающего персонала, силовиков и законодателей, уже руководство к действию. Раз начальство сказало, что есть враги, которые хотят испортить нам выборы, значит, мы их отыщем, проследим связи и примерно покараем».

Поэтому вполне возможно, что в ходе «охоты на ведьм» пострадают конкретные люди, а кто-то, допустим, из низовых активистов получит «двушечку», а может, и того больше, резюмировал политолог.

Пеэтер Тайм: «Все подобные заявления - просто забалтывание аудитории и отвлечение внимания»

В докладах, которые рассматривают Совет Федерации, Госдума и Генпрокуратура, в качестве центров, где проживают ведущие «подрывную деятельность» российские политэмигранты, фигурируют Тбилиси, Прага и Вильнюс.

Между тем, недавно в Таллинне проходил очередной форум имени Леннарта Мери, где, в частности, выступала Любовь Соболь. Кроме того, в Эстонии проживает немало российских оппозиционеров.

В этой связи корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась мнением эстонского политолога Пеэтера Тайма (Peeter Taim), чем может быть вызвана такая активизация в поиске «внешних и внутренних врагов»?

В ответ он рассказал, что в начале первой президентской каденции Путина при Тартусском университете был создан Академический балтийско-российский институт с целью изучения перспектив двустороннего сотрудничества. Сам Пеэтер Тайм внимательно просматривал новостные передачи российского телевидения, но довольно быстро убедился, что они, как правило, посвящены Путину, и в меньшей степени, российскому премьер-министру. До тех пор, пока правительство на четыре года не возглавил сам Путин - тогда перевес в новостийных сюжетах оказался в пользу премьера. В конце концов, сотрудники этого института пришли к выводу, что изучать нечего.

Эксперт также привел несколько примеров из недавних передач российского телевидения, где обсуждались перспективы деятельности «Братства православных следопытов», или рассказывалось о том, как лучше уличить супругов в неверности. «Просматривая такие сюжеты и читая такие новости, кажется, что российская власть под руководством господина, который не называет фамилию «Навальный», просто сошла с ума. Но с другой стороны, анализируя недавние факты, приходишь к выводу, что нынешняя российская власть очень четко, определенно и сознательно занимается троллингом и над собственным народом, и над, как они любят говорить, «иностранными партнерами"», - оценивает ситуацию Пеэтер Тайм, заочно солидаризировавшийся таким образом с Алексеем Рощиным.

И продолжает, что исходя из этого он просто не может серьезно относиться к сюжетам российского телевидения, «где говорилось о том, что было сделано порядка миллиона электронных атак из-за рубежа, и из них - 50% из США». «И все подобные заявления, это просто такой прием забалтывания аудитории и отвлечения внимания, когда громко кричат: «да это же меня обманули, меня бьют, меня обокрали!». И эта логика используется в государственном управлении России. Это очень печально», - заключает эстонский политолог Пеэтер Тайм.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Зачем в Москве обвиняют Запад в попытке срыва выборов в Госдуму?», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Анна Плотникова, Виктор Владимиров.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.