Играем Достоевского

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

20 октября 2018 года

Ооох…, и тяжкая эта работа – исполнять на театре роли героев и персонажей нашего незабвенного Фёдора Михайловича! Сколько в каждом намешано-перемешано, всем и сочувствуешь, всех и жалеешь, и ненавидишь. А попробуй-ка сыграть мгновенные слёзы, а за ними – резкий переход на молчание или смех. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – такие слова были самого Фёдора Михайловича в письме к брату.

Вот пойди и найди таких актёров! Попробуй, сыграй капитана Лебядкина или изломанную судьбу Настасьи Филипповны! И всё же были и есть такие актёры. Сотрудники музея-квартиры Ф.М. Достоевского, отдела ГМИРЛИ имени В.И. Даля, сделали фотографическую ретроспективу театральных постановок романа «Идиот» на сценах России и зарубежья. Итак, занавес открывается: «Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» на театральной сцене».

Первые спектакли приходятся на рубеж IXI-XX веков — Императорский Малый театр и Александринский обратили свои взоры на знаменитый роман, за ними потянулись частные антрепризы Федора Корша и Константина Незлобина. Современным театралам театр Корша известен больше (сейчас в его здании располагается театр Наций). А между тем второй, «Незлобинский», тоже весьма примечателен. Создал его Константин Незлобин, русский актёр и антрепренер и режиссер, приглашавший коллег ставить спектакли. Антреприза Незлобина была театром режиссёрским. Константин Марджанов, Михаил Стрельский делали в нём свои первые шаги. С театром сотрудничали Борис Кустодиев и Николай Сапунов, Анатолий Арапов. Классика 19-го века и современная к тому времени драматургия ставили в антрепризе Константина Незлобина. В 1913 году Федор Комиссаржевский, брат знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской, поставил там и «Идиота». Театр Константина Незлобина располагался в центре Москвы, на Театральной площади. После революции театром одно время руководили Михаил Чехов и Иван Берсенев (МХАТ 2-й). После закрытия театра здание стало принадлежать Центральному детскому театру, в настоящее время — РАМТу.

В год начала Первой мировой войны к «Идиоту» обратился и венский Немецкий народный театр. Так, роман прочно обосновался на русских и зарубежных сценах. Характеры-то уж больно заманчивые, материал богатейший. После отгремевших войн начала ХХ-го спектакли шли не только в российских столицах, но Ярославле, Казани, Самаре, Воронеже, Харькове, а ещё в Риге, Милане, Париже, Кракове, Варшаве, Лондоне, Софии, Праге. Тем интереснее было увидеть фотоснимки спектаклей зарубежных театров.

Фонд Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля располагает редкими фотографиями спектаклей, поставленных в 1928 и 1934 годах в чешской столице. Выполнены они по эскизам выдающегося чешского художника-модерниста Властислава Гофмана (1884—1964), блестящего сценографа. Позже художник выполнит декорации к «Преступлению и наказанию» и «Братьям Карамазовым». Вот чешский актёр Вацлав Выдра (1902-1979) в облике купца Парфёна Рогожина. Лихой ухарь, как и есть. Западнославянская душа чутко уловила страстную больную, раздираемую противоречиями, восточнославянскую душу. Кстати, этот же актёр исполнял роль Бориса Годунова в одноимённой трагедии Александра Пушкина.

Представлены и очень интересные работы из фондов Саратовского драматического театра имени К. Маркса. В 1971 году роль Льва Мышкина играл (позже став известным актёром кино) Олег Янковский. Его князь — благороден, верит в человека, но всё же, всё же эта роль, возможно, не совсем подходит амплуа Янковского. Его Мышкин не по-достоевски слишком красив и утончён.

Но в истории советского театра был такой актёр, который возвёл исполнение характера Льва Мышкина на истинную высоту и, возможно, недосягаемость. В 1957 году Георгий Товстоногов поставил «Идиота» в Большом Драматическом театре. Князя тогда воплотил Иннокентий Смоктуновский. Не от мира сего, пришельцем в этот земной мир из мира небесного, страждущего всем помочь — вот каким сделал князя великий актёр, каким сделал его Георгий Товстоногов. И совсем неслучайно именно после данного спектакля, на который ломились со всего Советского Союза, он стал знаменитым. Да и сама постановка прослыла легендой. Евгений Лебедев (Парфён Рогожин), Владислав Стржельчик (Ганя Иволгин), Олег Борисов, сменивший Стржельчика, стали воплощением настоящих героев Достоевского.

И до сегодняшнего дня на всех театральных сценах живут бездны судеб героев Фёдора Михайловича. И с не меньшей трагичностью и обречённостью погибает «Князь Христос» во имя спасения души человеческой. Вглядитесь в образы современных актёров, и вы увидите это. Два года назад Геннадий Шапошников поставил на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. Н. Охлопкова ещё одну версию романа — религиозную драму. И пусть каждый спектакль нужно, конечно, видеть, но память, запечатлённая на фотоплёнке, хранится долго.

Выставка продлится до 6 ноября 2018 года.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Играем Достоевского», опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.