Перейти к содержанию

Казанский цирк: единственный в России согласованный митинг оппозиции против репрессий не обошёлся без задержаний

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

15 февраля 2021 года

14 февраля 2021 года в Казани состоялся единственный согласованный в России митинг оппозиции «против задержаний и репрессий», который не обошёлся без этих самых задержаний и репрессий.

По следам акций 23 и 31 января, заявку на проведение митинга 2 февраля подали председатель татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин, бывший глава регионального отделения партии «ПАРНАС» Марсель Шамсутдинов и местный координатор «Левого фронта» Владимир Колодцев. Цели акции были заявлены следующие: «против задержаний и репрессий и изменения выборного законодательства в Госдуму».

В качестве места для проведения митинга с заявленной численностью в 200 человек были предложены несколько площадок, а именно: площадь перед театром имени Галиасгара Камала, сквер на площади Свободы, территория у памятника Муллануру Вахитову, площадь Тысячелетия у центрального стадиона.

В итоге, 5 февраля проведение митинга именно на площади Тысячелетия прямо напротив Казанского кремля было согласовано исполнительным комитетом города Казани, в котором отдельно предупредили организаторов о необходимости соблюдения дистанции между участника и выполнения санитарных требований. Данная акция оппозиции оказалась единственной согласованной в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

За несколько дней до митинга площадь его проведения была ограждена объёмными конструкциями из обычных полицейских железных ограждений, чего прежде не случалось на акциях протеста. По близлежащим улицам ограничили движение, а для автомобилистов закрыли парковку стадиона. В день самого митинга в 13 часов дня в казанском цирке должно было пройти представление, но оно было отменено — разумеется, «по техническим причинам».

На входе у заграждений установили рамки, через которые к 12 часам в день самого митинга полицейские пропустили положенное количество людей в 200 человек. Остальных в этот импровизированный загон-резервацию пускать отказались. Площадь была полностью оцеплена полицейскими и ОМОНом, там стояло и больше количество спецтехники, в том числе бронеавтомобили «Урал», автозаки и даже пожарные машины. Параллельно митингу на стадионе властями было организовано мероприятие для воспитанников спортивных школ под названием «Весёлые старты», доносящаяся с которых музыка заглушала выступления протестующих и оглушала их.

К началу акции митингующие стали активно разворачивать плакаты, самыми заметными из которых оказались транспаранты участниц движения «Социалистическая альтернатива». Специально приехавшие из Москвы феминистки развернули плакат с карикатурой на Путина и надписью «Новому царю — новый 1917», а также баннер с призывом к женской забастовке 5 марта «против режима, угнетения и нищеты», но тут же подверглись остракизму не только со стороны оставшегося неизвестным чиновника мэрии, но и от организаторов митинга. В ответ слова о том, что «у нас другая тема» и «у нас не женская забастовка», феминистки загнали мужчин в тупик: «А вы к женщинам не обращаетесь? Женщины — это половина рабочего класса! Мы думали, что по крайней мере на это мероприятие будет обеспечена свобода слова». В итоге сторонам удалось прийти к компромиссу и девушки заклеили дату забастовки.

Акция объединила представителей самых разных политических сил — от либералов и демократов, до либератарианцев и коммунистов. Представителей левых движений было чуть ли не большинство, и при этом с ними в одном ряду стояли монархисты с имперскими флагами. Неподалёку были замечены представители «Национально-освободительного движения» и «Коммунистов России», которые называли собравшихся «врагами народа».

Таким же широким оказался и спектр выступивших на импровизированной трибуне, сработанной из деревянных поддонов. Свои речи произнесли более 20-ти человек — от простых людей до известных в Казани общественников — каждому отвели не более двух минут. Высказались и организаторы. Шамсутдинов взял на себя роль оппозиционера федерального масштаба:

«Мы собрали этот митинг, чтобы защитить наших товарищей, которые сейчас сидят и платят огромные штрафы. Во-вторых, потребовать реформу судебной системы, выборного законодательства и меры по борьбе с коррупцией. Граждане Российской Федерации имеют вполне законное право гулять когда они хотят, где и сколько они хотят. Если это происходит без нарушения норм правопорядка. А нас арестовывали, хватали. Поэтому мы требуем немедленно прекратить административные производства и оправдать всех лиц, подвергшихся административным наказаниям 23 и 31 января. В Казани это 600 человек, а по всей стране 10 тысяч.»

Тематику отповеди властям продолжил и Зинатуллин:

«Сегодня мы можем наблюдать, как власть, изначально испугавшись, согласовала нам это место, которое до этого никогда не согласовывала. Но сегодня она испугалась во второй раз, когда поняла, что люди придут и будет им как–то неудобно перед Владимиром Владимировичем. Поэтому они включили нам тут «Веселые старты». Я думаю, что «Веселые старты» должны быть для Владимира Путина. Такой президент нам не нужен! Путин – не наш президент!»

Почин Шамсутдинова в виде лозунга «Путин — не наш президент!» был активно подхвачен собравшимися и неоднократно скандировался, равно как и речёвки «Свободу политическим заключенным!», «Любовь сильнее пыток», «Против фальсификаций выборов», «Нет нарушения прав и свобод граждан», «Россия будет свободной», «Это наша страна!».

Спустя два часа, после того как высказались все желающие, участники митинга единогласно приняли резолюцию из семи пунктов-требований:

  1. Свободу всем, без исключения, политическим заключенным.
  2. Прекращение административных производств и отмена всех обвинительных судебных решений в отношении участников акций 23 и 31 января 2021 года.
  3. Расследование всех случаев отравления граждан России по политическим мотивам. Ликвидация центра «Э» как структуры политического сыска и давления.
  4. Реформа судебной системы и обеспечение выборности судей.
  5. Ратификация в полном объёме 20-й статьи Конвенции по борьбе с коррупцией ООН, а также статей об ответственности юрюдических лиц, механизме изъятия имущества посредством международного сотрудничества, возвращения активов и распоряжения ими.
  6. Роспуск существующих избирательных комиссий: ЦИК России, ЦИК регионов, ТИК, УИК. Формирование новых по принципу представительства от каждой партии.
  7. Реформа избирательного законодательства: выдвижение кандидатов в Госдуму по одномандатным округам путем внесения 1 млн рублей залога, выдвижение путем сбора 1 тысячи подписей, отмена графологической экспертизы подписей в пользу выборочных опросов, увеличение возможности сбора электронных подписей до 100 %, ограничение голосования по всем выборам одним днем.

Ещё одно прозвучавшее предложение не вошло в итоговую резолюцию, но было с одобрением встречено собравшимися. В нём предлагалось устроить «народные санкции», то есть абсолютно ничего не покупать у компаний, аффилированных с чиновниками и олигархами.

В условиях минусовой температуры на акцию собралось порядка тысячи человек, но до конца продержались не все. Митинг закончился мирно, но и тоже не для большинства. Неожиданное продолжение получила история с заклеенным баннером, причём на порядочном расстоянии от места проведения митинга. Отряд из 20-ти ОМОНовцев встретил 9-х сторонников «Социалистической альтернативы» на улице Баумана, как раз у здания Академии наук, где в прошлый раз полицейские валяли людей по снегу.

Московские феминистки и сопровождавшие их парни, покинувшие митинг со своими плакатами и уже собиравшиеся расходиться по домам, были тем не менее задержаны. Полицейские действовали жёстко, некоторым заламывали руки и возили по тротуару, что попало на видео. Задержанным сказали, что их везут в 12-й отдел полиции, а в итоге привезли в 16-й («Япеева»). Там им пригрозили отобрать все вещи, заковать в наручники и закрыть по камерам на ночь.

Спустя несколько часов шестерых отпустили без составления протокола. Двум другим активисткам Анастасии Пузаковой и Ксении Безденежных выписали протоколы по части 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях («нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») и доставили в Вахитовский районный суд, который назначил обеим по 10 тысяч рублей штрафа.

В «Социалистической альтернативе» пояснили, что активистов на митинге попросили закрыть дату забастовки на баннере, что «они и сделали сразу после этого требования». Однако, затем полицейские стали утверждать, что сотрудник мэрии «ультимативно требовал» свернуть баннер, который якобы «не соответствует официальной цели проводимого публичного мероприятия».

На третьего активиста Джавида Мамедова также составили протокол, но уже по статье 19.3 КоАП («неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»), а затем оставили под арестом до утра в отделе полиции — ему грозит штраф или административный арест до 15 суток.

15 февраля ему дали 7 суток ареста и добавили ещё 10 тысяч штрафа за раздачу листовок на митинге.

В министерстве внутренних дел по Республике Татарстан задержания официально никак не комментировали. В провластных и государственних СМИ меж тем отмечали, что активистов задержали как раз за то, что они «использовали баннер», назвали «непрошеными гостьями», которые вообще «не проживают в Татарстане и прибыли в Казань из Москвы для организации провокации».

По словам антрополога Александры Архиповой, команда которой провела опросы на митинге, средний возраст демонстрантов составил 25 лет, что сделало казанский протест самым молодым в России. Большая часть опрошенных показала, что причиной их выхода на митинг стали отсутствие политических свобод, несменяемость власти, полицейский произвол, репрессии, о чём, по словам Архиповой, «говорили много и с горечью».

Довольно своеобразный итог в своём Telegram-канале подвёл министр по делам молодёжи Республики Татарстан Дамир Фаттахов, ранее неоднократно пытавшийся наладить диалог с протестующими:

«Знаю, что многие регионы России следили за тем, как в Казани пройдёт согласованный митинг. Люди собрались, выступили, все было мирно, цивилизованно. Да, это возможно! Не люблю крайности, в том числе, идеалистические, но могу сказать — рад, что шаг за шагом мы находим тот самый диалог.»

Вопреки заявлению министра, митинг оказался согласованным не для всех, равно как и диалог.



Источники

[править]

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.