Михаил Кононов не любил своих героев – «начальника Чукотки» и Нестора Северова

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

25 апреля 2020 года

Артиста Михаила Кононова частенько путали с его самым, наверное, известным героем – учителем истории в вечерней школе Нестором Северовым. Так нередко происходит с выразительно сыгранными ролями. Немногие знали, как это раздражало Михаила Ивановича…

Михаил Кононов, говорят знавшие его люди, был антиподом своих классических экранных персонажей — слегка наивных, слегка застенчивых, оптимистичных, несмотря ни на что. Он был жестким и принципиальным человеком. В конце жизни принципиальность вышла ему боком — несмотря на то, что долгие годы актерская карьера складывалась удачно. В 1999 году Кононов получил звание Народного артиста России. По иронии судьбы, играть в этом статусе ему довелось намного меньше, чем когда он был "просто артистом".

Михаил Иванович Кононов родился 25 апреля 1940 года в Москве в семье самой простой, из обслуги. Во время Великой Отечественной войны недолгое время провел в деревне у родни. Когда Москву освободили, мальчика привезли назад в столицу. Началась учеба в школе, которая для Миши шла параллельно с постижением азов актерской профессии. Она притягивала парня с детства.

Миша Кононов занимался в местном Дворце пионеров и в нескольких драмкружках. В художественной самодеятельности познакомился и подружился с Андреем Смирновым, будущим известным режиссером. Миша даже писал сценарии для школьных праздников. После десятилетки для него другой дороги не было, кроме как в театральный институт.

До 1963 года Михаил Кононов учился в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина на одном курсе с Виктором Павловым, Виталием Соломиным и Олегом Далем, другом юности Михаила. В дебютном фильме — "Наш общий друг" Ивана Пырьева 1961 года — Миша Кононов снялся еще студентом, сыграл Витьку и не ударил в грязь лицом перед уже звездными партнерами Натальей Фатеевой, Сергеем Филипповым и Юрием Беловым.

Судя по всему, с первого фильма режиссеры заметили обаятельного, симпатичного паренька. Это в какой-то мере, как ни парадоксально, подпортило карьеру Михаила Кононова. Он после окончания училища попал не куда-нибудь — в Академический Малый театр. Но сосредоточиться на игре на знаменитой сцене мешали предложения от кинематографа. С другом Олегом Далем они сыграли в фильме Исидора Анненского "Первый троллейбус". 1966 год оказался для Михаила Кононова звездным: он снялся сразу в двух судьбоносных для него лентах. Одна была комедией Виталия Мельникова "Начальник Чукотки" об установлении советской власти в тундре. Кононову выпала главная роль комсомольца, брошенного на ответственное дело — руководить чукотским стойбищем по новым законам. Неопытность, незнание местных традиций и деловой стороны вопроса юнцу подменяет комсомольский энтузиазм. Чиновник Тимофей Иванович, занимавший этот пост с царских времен, всячески гадит комсомольцу Алексею Бычкову. Но обстоятельства складываются так, что прогрессисту и ретрограду с крупной суммой в долларах приходится бежать в Америку, которая отсюда куда ближе, чем Москва, и возвращаться на Чукотку через весь свет.

Эту роль обожали все зрители Советского Союза — и не выносил ее исполнитель. Забегая вперед: Кононова всю жизнь раздражало, что ему предлагают, основываясь на внешности, роли таких вот жизнерадостных энтузиастов. Он мечтал о серьезной драматической роли. И она досталась 26-летнему актеру: образ монаха Фомы в культовой исторической драме Тарковского "Андрей Рублев" в том же 1966 году. Всю последующую жизнь Михаил Иванович говорил, что наибольшее признание в профессиональных кругах принесла ему небольшая, в сущности, роль Фомы.

Звездный час в кино компенсировался неудачей в театре. Из Малого Кононову очень скоро пришлось уйти. Почему так, мнения разнятся. Кто считает, что руководству Малого театра не нравилась постоянная занятость Михаила Ивановича на съемках. Кто говорит, что Кононов со своим характером спровоцировал некий скандальчик неосторожными словами. Так или иначе, от театра он "освободился", как показало время, навсегда. С 1968 года Михаил Кононов стал работать на Киностудии имени М. Горького. Его регулярно приглашали на съемки. Казалось бы, живи и радуйся — но артист негодовал от того, что ему постоянно предлагали однотипные роли простых парней из народа. Он очень придирчиво относился к режиссерским предложениям, часто отказывался от ролей. Тем не менее, все же выбрал себе роли Семенова в драме "В огне брода нет", лейтенанта Малешкина в комедии "На войне как на войне".

В 1972 снималась знаковая для советского экрана четырехсерийная комедия Алексея Коренева "Большая перемена". Роль Нестора Северова, молодого аспиранта, из-за личной и профессиональной драмы ушедшего с кафедры работать учителем истории в вечернюю школу для рабочих, центральная в этом калейдоскопе лиц и судеб, "срослась" с Михаилом Ивановичем на всю оставшуюся жизнь. Излишне повторять, что Кононова это бесило.

Позволю себе несколько личных слов о комедии "Большая перемена". У меня теплое отношение к этому фильму. Мы с ним, можно сказать, ровесники. Премьера "Большой перемены" состоялась на телеэкранах страны в те же майские праздники 1973 года, когда я родилась. Фильм я считаю одним из успехов советского кинематографа: в нем, несмотря на комедийность, много жизненной правды и мало, к счастью, плакатности, ходульности, официоза. В лице Нестора Петровича и его взрослых разбитных и опытных больше своего "книжного" преподавателя учеников ненавязчиво обыграна вековая российская драма непонимания интеллигенции и народа. Сценарий построен так, что обе стороны постепенно проникаются пониманием друг друга и взаимным уважением.

Удивительно — но сценарий Кононову первоначально не понравился!.. Хорошо, что он не читал первоисточник. Одноименная повесть Георгия Садовникова куда скучнее, дидактичнее и риторичнее фильма. По-видимому, основная заслуга в разработке фееричного комедийно-лирического сюжета принадлежит режиссеру Алексею Кореневу, хотя писатель и режиссер называются соавторами сценария.

По воспоминаниям Михаила Ивановича, когда он прочел сценарий "Большой перемены", то просто ужаснулся. Но его подкупило то, какие звезды собрались в будущем фильме: Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев, Савелий Крамаров, Светлана Крючкова, Наталья Гвоздикова, Людмила Касаткина… В общем, вспоминал Кононов, он сказал себе: "Если я это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актер". К чести Михаила Ивановича, он всегда считал, что справился с ролью лишь благодаря поддержке блистательных коллег.

Во второй половине 1970-х Михаил Кононов "увлекся" работой в детском кино. С его лицом неразрывно связаны сказки "Финист — Ясный сокол", "Кольца Альманзора" и развернутое фантастическое полотно "Гостья из будущего" по роману Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Кононов гениально сыграл космического пирата Крыса — на пару с не менее талантливым исполнителем роли второго злодея, Весельчака У, Виталием Невинным. Несмотря на отрицательность этого персонажа, дети, да и взрослые в него влюбились. Но всенародную любовь Михаил Кононов всегда воспринимал "от противного"… Он не был доволен ролью Крыса, как и ранее упомянутыми своими "бенефисами". В 1987 году Миххаил Иванович снялся еще в одном детском музыкальном фильме "Она с метлой, он в чёрной шляпе" в роли волшебника. К сожалению, фильм не "прошумел" — может быть, потому, что был довольно сумбурным.

В 1980-х годах у Кононова было несколько ролей эксцентричного плана: пройдоха Алексей в ретрокомедии "Проделки в старинном духе", бывший сыщик Погилевич в черной комедии "Первая встреча, последняя встреча", сумасшедший слушатель в суде в драме "Христиане", директор санатория в фильме-разоблачении "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" 1989 года. "Наверху" творческие заслуги Кононова отметили: в 1989 году присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Но уже не за горами были "лихие девяностые", когда Кононов практически потерял все.

В 1990-е годы Михаил Кононов стал чаще отказываться от предлагаемых ролей. В одном из изданий приводится его прямая речь на эту тему — крик души: "Видите ли, я воспитан несколько по-иному: я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области "ужастиков"! Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. <…> На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, "входя в образ", а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения. И от роли отказался, хотя там предлагали большие деньги. Нельзя выходить на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне».

В конце 1990-х Михаил Иванович продал квартиру в Москве и переехал в домик в деревне Бутырки Истринского района — в 50 километрах от столицы. Дом был столетний, артист его перестраивал, но денег не хватило. Десять лет проведя в деревне, пожилой уже Кононов вернулся в Москву. Его ближайшее окружение состояло из одной лишь супруги Натальи Павловны — на девять лет моложе. Отца Кононов потерял в детстве, мать — и это было еще одной драмой артиста — покончила с собой вскоре после женитьбы сына. Молодая жена буквально вытащила Михаила Ивановича из депрессии. Детей у них не было, несмотря на почти сорок лет брака.

В последние годы жизни Михаил Кононов сыграл всего пять ролей: три в фильмах девяностых годов и две — в "нулевые". Заключительной ролью стал для него старик зэк в сериале "В круге первом" Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына. Он работал дворником и безнадежно ждал писем от дочери. На этих съемках с Кононовым познакомился Евгений Миронов — и потом говорил, что благодарен судьбе за эту единственную встречу с большим артистом. Кстати, по словам Миронова, с ним Михаил Иванович держался дружелюбно и откровенно.

В старости Михаил Кононов написал книгу воспоминаний о себе и актерской биографии. Он мечтал ее выпустить, чтобы поделиться опытом с молодыми артистами. Но издательства почему-то этим трудом не заинтересовались… А собственных средств, чтобы издать книгу, у Кононова не было — поздние его годы прошли фактически в нищете. Возможно, это стало для него очередным ударом… К тому же одна за другой валились болезни: Михаил Иванович перенёс инфаркт, страдал тяжелой формой тромбофлебита, был признан инвалидом II группы.

За две недели до смерти Кононов с пневмонией попал в больницу. Но там… требовалось приобретать лекарства, а у него не было денег. Как писала тогда пресса, пенсия Михаила Ивановича составляла 3 тысячи рублей. Соседи Кононова по палате собрали небольшую сумму, чтобы купить любимому артисту лекарства. Но было поздно: вечером 15 июля Кононов впал в кому, его перевели в отделение кардиореанимации, на следующий день, 16 июля 2007 года, он скончался. Ему было 67 лет.

Михаил Кононов завещал, чтобы его кремировали. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Вскоре после кончины Михаила Ивановича ВГТРК подготовила о нем документальный фильм "Последний звонок Нестора Петровича". А в 2010 году, к 70-летию со дня рождения, Первый канал снял фильм с пронзительным названием "Михаил Кононов. Весь мир против меня". К сожалению, честные, порядочные, принципиальные люди часто оказываются в такой невыигрышной жизненной диспозиции…

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Михаил Кононов не любил своих героев – "начальника Чукотки" и Нестора Северова», автор: Ревизор.ru, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.