Новый Гарри Поттер: о демонах прошлого и трудностях взросления

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

1 октября 2016 года

“Гарри Поттер и проклятое дитя” взорвал фан-мир, только поступив в продажу, и тут же разделил его на два лагеря: тех, кто бесконечно рад новым сюжетам, и тех, кто просит оставить кумира их детства в покое. Вопрос остается открытым: стоит ли тратить время на восьмую книгу или не имеет смысла портить доброе впечатление от саги?

Джоан Роулинг переступила через обещание десятилетней давности — на пушечный выстрел не приближаться к Гарри Поттеру и тут же получила заслуженное “наказание” — очередной всплеск мировой славы. Воплощением задумки “Мальчик, который выжил: двадцать лет спустя” занялась команда профессионалов: драматург Джек Торн, режиссер Джон Тиффани и сама “мама” волшебника. Коллективное творчество объясняет и стилистические отличия новинки от классического цикла, и негодование фанатов по поводу книги, и восторженные отклики критиков на спектакль в лондонском “Palace Theatre”. Стоит уточнить: “Гарри Поттер и проклятое дитя” изначально задумывался как пьеса с массой отсылок к старым сюжетам. На первый взгляд, авторы не предлагают ничего нового — те же лица, события, знакомые обстоятельства. Что же тогда всколыхнуло фан-сообщество по всему миру?

Сегодня время требует иных героев и воплощений. Именно поэтому центром повествования становится не постаревший, погрязший в семейных проблемах Гарри, а его сын Альбус Северус. Именно поэтому действие вершится на театральной сцене, а не на страницах романа или киноэкране. Авторы осваивают новые пространства, перенося привычный мир замков, мифических существ и колдовства в совершенно иную плоскость. В результате билеты на спектакль раскуплены на два года вперед. Такого фурора, кажется, не ожидала даже Роулинг.

Что касается сюжета, он прост, как уравнение для пятого класса. Правит бал конфликт поколений. Гарри Поттер обзавелся тремя детьми, рутинной работой в Министерстве магии и ворохом проблем. Кризис среднего возраста не щадит даже бывших героев. Средний сын Альбус Северус, замкнутый слизеринец, обремененный славой отца, награжденный громкими именами Дамблдора и Снейпа, — слишком обыкновенен, чтобы вписаться в ряд знаменитых волшебников. В мире маглов родители просто откупились бы от парня планшетом или айфоном, а тут надо общий язык искать. Не объяснишь же подростку, что любят его не за достижения и победы.

Сын Гарри превзошел в упрямстве отца: Альбус, обиженный на весь мир, и его неунывающий лучший друг Скорпиус Малфой решаются перекроить родительское прошлое. Вооружившись краденным из кабинета министра магии маховиком времени, мальчишки берут в напарницы таинственную синеволосую Дельфи и отправляются прямиком в сюжет четвертой книги — про кубок огня. Главная беда текста, что в пестром событийном винегрете абсолютно теряется классическое гриффиндорское трио: обрюзгший балагур Рон, канцелярская крыса Гермиона, размазня Гарри — становятся плоскими и безынтересными. Характеры и образы узнаваемы только благодаря читательским ассоциациям и воспоминаниям. В печатном варианте пьесы не остается живых эмоций. Унылую картину украшает остепенившийся отец-одиночка Драко Малфой. Трудно себе представить, что этот заносчивый парень с возрастом будет над каждым вздохом сына трястись, как осиновый лист! В общем, некогда яркие герои стали просто дядями и тетями с земными проблемами. Пришло время молодых, а сорокалетних отодвинули на второй план.

На протяжении повествования старшее поколение занято возвращением детей из временной петли. Излюбленный сценаристами “Эффект бабочки” проявил себя во всей красе: прошлое невозможно изменить, а настоящее — награда, которую непросто заслужить. Ни одна из попыток изменить ход “Турнира трех волшебников” не увенчалась успехом, зато, выпутываясь из неприятностей, юные герои узнали истинную цену дружбы, силу родительской любви и терпкий вкус потерь, без которого немыслимо взросление.

Драматургия требует накала — каждый эпизод должен держать зрителя в напряжении. В книге этого достичь трудно, зато на сцене режиссеры сделали все возможное, чтобы публика как можно чаще вздрагивала от неожиданных поворотов сюжета. Первое потрясение — Гермиона. Простите, советуясь с какими темными магистрами, режиссер утвердил на роль темнокожую актрису? (Гермиона, зачем ты пила оборотное зелье с волосом Опры Уинфри?!) Никто не умаляет достоинств Номы Думезвени, но привычный образ, созданный Эммой Уотсон, стал каноном, рушить который в погоне за толерантностью просто глупо.

Из других забавных изгибов сюжета: у Волан-де-Морта есть дочь. Та самая Дельфи, с которой связался наивный Альбус. Вопрос: откуда она взялась? Может, Белатрисса Лестрейндж и родила ее незадолго до битвы за Хогвартс (во что верится с трудом, когда знаешь сюжет от и до) — ни что человеческое даже темному лорду не чуждо. Но почему бы ему и не наколдовать себе чадо? Чем дочь хуже крестража? А главный вопрос, кто же это “проклятое дитя”, так и повисает в воздухе. Дельфи? Альбус? Гарри? Или читатель, упорно цепляющийся за прошлое?

Пьеса получилась отнюдь не детской. Ее главные зрители — те, кто все эти годы взрослел вместе с героями и уже успел столкнуться с похожими проблемами. Фанаты упорствуют, говоря, что постановка убила их идеалы. А ведь новая история как раз о том, что мир меняется и рисует совсем другие ориентиры. Прошлое осталось в прошлом, Хогвартс всегда был просто школой, а не раем на земле. Воспетые храбрецы оказались просто постаревшими мальчиками и девочками, которым не досталось любви. Если бы Лили и Джеймс остались живы, Гарри, взрослея в тени харизматичного отца, вряд ли стал бы лучше замкнутого Альбуса. Настоящее — в руках мальчиков-слизеринцев, вооруженных не слепой отвагой, а хитростью и фантазией. Река меняет русло, мы следуем за ней.

Новая история хороша тем, что ненавязчиво показывает, как время перекраивает не только героев, но и читателей. Это необходимый процесс, каким бы обременительным он ни казался. В юности мы уничтожаем одних демонов, но совсем другие подстерегают нас в будущем. Ни распределяющая шляпа, ни мода, ни правительство, ни что-то, столь же сильно довлеющее над человеческими умами, не могут выбирать, что каждому из нас отстаивать: зло или добро, искренность или лживость, ненависть или преданность. “Мы не можем уберечь детей от вреда. Боль должна прийти, и она придет”, — эту истину нам еще предстоит усвоить. Если не в этой, так в следующей истории.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Новый Гарри Поттер: о демонах прошлого и трудностях взросления», автор: Олеся Харченко, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.