Перемены в политическом ландшафте Чехии не сулят Москве приятных сюрпризов

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

11 октября 2021 года

Государственная избирательная комиссия Чешской Республики 11 октября утвердила результаты выборов в нижнюю палату национального парламента – Палату депутатов.

Голосование проходило 8 и 9 октября, и первые итоги стали известны уже вечером в субботу. После подсчета всех голосов выяснилось, что победителем стала коалиция SPOLU («Вместе»), объединившая Гражданскую демократическую партию, Христианско-демократическое движение и движение TOP 09. Они набрали 27,79% голосов чешских избирателей и получили 71 место в новом составе палаты депутатов. SPOLU представляет праволиберальный спектр чешской политики.

На втором месте центристское движение ANO, благодаря победе которого на прошлых выборах премьер-министром страны стал Андрей Бабиш. Сейчас это движение набрало 27,12% голосов, но благодаря чешской системе выборов, получило на один мандат больше, чем коалиция SPOLU. Тем не менее, Бабиш поздравил с победой лидера SPOLU Петра Фиалу, который с большой вероятностью станет новым главой кабинета министров.

Третье место заняла леволиберальная коалиция в составе Пиратской партии и движения «Старосты и независимые». У них 15,62% голосов, что означает 37 депутатских кресел. И четвертой политической силой в Чехии, прошедшей в Палату депутатов парламента, стало право-популистское движение «Свобода и прямая демократия», за которое проголосовали 9,56% избирателей, что обеспечило движению 20 мандатов.

О том, какие изменения могут ожидать внешнюю и внутреннюю политику Чешской Республики после подведения итогов выборов в нижнюю палату парламента, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с живущими в Праге экспертами.

Международный обозреватель чешской газеты Hospodářské noviny Ондржей Соукуп (Ondrej Soukup) считает, что положение дел в стране изменится коренным образом. «Закончилась эпоха, когда Андрей Бабиш – “Берлускони чешской политики” – был абсолютным гегемоном политической сцены. В результате возникли две коалиции, которые объединяло неприятие Бабиша. Но самому Бабишу, в отличие, например, от Виктора Орбана в Венгрии, не удалось захватить всю инфраструктуру государства, и, прежде всего – правоохранительные органы, судебную власть и общенациональные СМИ. И теперь более-менее ясно, что он уходит с поста премьер-министра. Вопрос в том, что он будет делать.

Конечно, не исключены какие-то сюрпризы, связанные, прежде всего с президентом Милошем Земаном, который заранее говорил, что он даст мандат на формирование правительства председателю крупнейшей партии, и получается, что это Андрей Бабиш, потому что победитель – коалиция, а не одна партия. Но проблема в том, что президента подводит здоровье», – подчеркивает Ондржей Соукуп.

И действительно, сразу после встречи с Бабишем Милош Земан был госпитализирован в очередной раз. А пока еще действующий премьер после этой встречи просто удалился, не сделав никаких заявлений для прессы.

Политолог Иван Преображенский констатирует: «Состав парламента Чехии уже изменился, состав правительства может измениться как полностью, так и приблизительно наполовину. Все зависит от того, останется ли премьер-министром Андрей Бабиш, или будет утвержден другой премьер, и партия Бабиша ANO в принципе не войдет в правящую коалицию.

Из парламента уже вылетели коммунистическая партия и социал-демократическая партия, чего не было очень давно. Социал-демократы когда-то оставались за пределами парламента, а коммунисты с 1925 года были представлены в нижней палате парламента как Чехословакии, так и Чешской Республики», – отметил эксперт в своем комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Отвечая на вопрос, могло ли обнародование данных «Досье Пандоры», где рассказывалось и о финансовых махинациях Андрея Бабиша, повлиять на снижение рейтинга ANO, Преображенский сказал: «Полагаю, что немножко – да. И отставание менее, чем на один процент от коалиции SPOLU, как раз то, что он (Бабиш) потерял. Я не думаю, что публикация этого досье привела к падению рейтинга ANO больше, чем на 1%–2%, поскольку все привыкли к тому, что Андрей Бабиш обвиняется в коррупции, он признан Европейским Союзом человеком, присвоившим европейские дотации, которые полагались чешскому малому и среднему бизнесу, а вовсе не его фирмам. Но, тем не менее, за него все равно голосуют, и я полагаю, что с большой долей вероятности многим его избирателям абсолютно нет дела до подобных сообщений. А вот среди неопределившихся (чешских избирателей), которых было достаточно много, 1%–2% вполне могли отказаться от выбора между ANO и SPOLU, и проголосовать за SPOLU», – уточняет собеседник «Голоса Америки».

Обозреватель издания Novinky.cz Александр Митрофанов назвал предстоящие изменения в составе Палаты депутатов «кардинальными и в чем-то эпохальными».

Вслед за Иваном Преображенским, он обратил особое внимание, что впервые за последние 96 лет в чешском парламенте не будет коммунистов. «Это весьма значительно событие в чешской политической жизни», – подчеркивает Митрофанов. И продолжает: «Во-вторых, в нижней палате будет всего четыре политических субъекта, что тоже необычно. Причем, там будут два движения и две коалиции, то есть если разбирать коалиции на составные части, то субъектов будет больше. Но эти коалиции были созданы перед выборами, и избиратели именно так за них и голосовали. Теоретически эти коалиции могут распадаться, но пока оставим это в стороне, потому что в настоящий момент этого не наблюдается».

Еще одной особенностью нового состава Палаты депутатов Александр Митрофанов считает то, что там вообще не будет представительства левых сил. А занявших четвертое место представителей партии «Свобода и прямая демократия» обозреватель Novinky.cz считает ксенофобами и националистами.

Выборы в странах Центральной и Восточной Европы традиционно привлекают не слишком большое внимание российской прессы. Однако, нынешнее голосование за депутатов нижней палаты чешского парламента стало своего рода исключением, о чем можно судить хотя бы по заголовкам российских СМИ – от нейтрального «Выборы в Чехии завершились победой коалиции из трех правых сил», «креативного» – «“Вместе” весело шагать: выборы в Чехии принесли большинство либералам», и до откровенно тенденциозных – «Русофобская власть Чехии на выборах потерпела разгром» и «Выборы в Чехии: страна может скатиться к пещерной русофобии».

Возможно, поводом для пары последних заголовков стало то, что 14 мая этого года правительство России утвердило «перечень недружественных стран», где Чехии отведено второе место. Причем, ответственность за это, по мнению российских властей, целиком лежит на чешской стороне.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила своих собеседников, изменятся ли, по их мнению, взаимоотношения Праги и Москвы после этих выборов? И если да, то в какую сторону?

Александр Митрофанов полагает, что говорить об этом сразу после подведения итогов голосования преждевременно. «Пока остается старое правительство, но на сколь долгий срок – неизвестно. Так же непонятно, как у нас будут обстоять дела с президентом (Милошем Земаном). И даже если президент будет в состоянии заниматься работой по составлению правительства – неизвестно, как он себя поведет. Он полностью игнорирует Конституцию и в состоянии держать это правительство до конца своего срока в 2023 году. Это, конечно, теоретически, но все же возможно. И Кремлю тоже выгодно, если будет нестабильная Чешская Республика, а он (Земан) – большой друг и в какой-то степени агент влияния Кремля.

Но, в конце концов, здесь будет правительство, которое составят те две коалиции, представители которых уже встретились и выпустили совместный меморандум. И когда это правительство будет сформировано, она по отношению к России будет гораздо более жестким, чем то, которое было до этого», – прогнозирует Александр Митрофанов.

У Ивана Преображенского нет уверенности в том, что по итогам выборов отношения между Россией и Чехией испортятся еще больше, поскольку пока неизвестно, как будет выглядеть поствыборная коалиция, и кто получит МИД Чешской Республики. «Но если партия ANO уходит из правительства, то ни в победившем блоке SPOLU, ни в их потенциальном младшем партнере для формирования правительства – Пиратской партии и партии мэров и старост небольших городов – нигде нет сил, которые выступали бы за улучшение отношений с Россией, и тем более – в нынешней ситуации.

Поэтому в случае, если правящую коалицию сформирует победившая оппозиция, отношения с Россией наверняка ухудшатся. В случае, если Андрей Бабиш формирует правительство меньшинства, либо вступает в коалицию с кем-то из парламентских партий, а выбор у него там очень небольшой – он может договориться либо с партией мэров, либо с партией Гражданских демократов, но и те, и другие отягощены коалиционными обязательствами со своими партнерами. Но в любом случае он будет вынужден сам отказаться от поста премьера и отдать МИД (партнерам по правящей коалиции). Бабиш никогда не интересовался этим министерством, его интересуют экономические ведомства, которые он и в прошлом правительстве забирал под свою партию. Тогда пост министра иностранных дел был у социал-демократов, они в парламент не прошли, так что в любом случае их политика продолжена не будет. И если, в конце концов будет коалиция Бабиша с партией мэров, либо с Гражданскими демократами, то в этом случае, я думаю, что отношения с Россией будут, скорее, ухудшаться. Короче говоря: может плохо, или очень плохо», – оценивает ситуацию Иван Преображенский.

В свою очередь, Ондржей Соукуп считает, что отношения Праги и Москвы особо не изменятся. «Потому что на самом деле опыт последних двух лет показывает, что для отношений должно быть двое. А Москва – несмотря на то, что президента Милоша Земана явно невозможно записать в какие-то там “русофобы”, а премьер-министру Андрею Бабишу вся внешняя политика не особо интересна – умудрилась свести отношения к тому, что их, собственно, уже нету.

Милош Земан назначил своего директора департамента иностранных дел своей администрации (Рудольфа Йиндрака) главным по переговорам (с Россией), и, казалось бы, Москва могла с ним хотя бы пару раз встретиться, подписать какие-нибудь декларации, или хоть что-нибудь – нет, с ним никто не разговаривал вообще. Соответственно, раз нет никакого диалога, и отношения меняться особо не будут», – резюмирует международный обозреватель чешской газеты Hospodářské noviny.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Перемены в политическом ландшафте Чехии не сулят Москве приятных сюрпризов», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Анна Плотникова.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.