Петербург: «новшества» в избирательных технологиях

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 сентября 2021 года

К результатам голосования во втором по значимости и числу избирателей российскому городу особое внимание с начала нулевых годов привлечено не потому, что это «северная/культурная столица». Или – «самый европейский город России». И уж тем более не из-за его псевдонима советских времен – «колыбель трех революций».

Во всем мире известно, что Ленинград – Санкт-Петербург –««Малая родина президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича». Хотя с каждой новой избирательной кампанией и по официальным результатам и по неофициальным данным о количестве нарушений при подсчете голосов петербургская статистика все ближе к цифрам Центризбиркома в целом по стране.

Общественная организация «Наблюдатели Петербурга» возникла в 2012 году на пике «белоленточного движения». В свою очередь, протестное движение стало ответом на массовые фальсификации при подсчете голосов во время думской кампании конца 2011-го и президентской – начала марта 2012. Само «белоленточное движение» осталось в прошлом, но «Наблюдатели Петербурга»как структура, действующая «на законных основаниях без государственной регистрации» (что подчеркивается на сайте НКО), действует по сию пору.

Красимир Врански: «Выборы не становятся честнее и демократичнее, а только все хуже»

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила координатора пресс-центра «Наблюдателей Петербурга» Красимира Врански, применялись ли в течение трех дней голосования в родном городе Владимира Путина какие-нибудь новшества в плане применения «черных избирательных технологий»?

«Технологии все старые, но на этих выборах основные фальсификации проходят через надомное голосование – на некоторых участках заявлено аномально высокое желание проголосовать на дому. По 100-200-300 голосов! Любой член комиссии вам скажет, что обойти за один день больше 20-30 адресов невозможно», – отметил гражданский активист.

По его словам, в первые два дня голосования на избирательные участки приходили члены комиссии, которых ранее никто не видел и никто не проверял, включая наблюдателей от политических партий. При этом, они возвращались в УИКи «с битком набитыми переносными урнами», – подчеркивает Врански. И при невысокой явке избирателей в первые два дня голосования заполненные неизвестно кем и при непонятно каких условиях бюллетени «превращаются в 30% голосов для конкретного кандидата, для конкретной партии и победа, что называется «в кармане».

Кроме того, по оценке Врански, «многодневное голосование позволяет ночами проводить манипуляции под видом работы на участках, т.е. “рисовать” и подбивать те результаты, которые нужны определенным лицам».

«А в остальном все по-прежнему – те же «карусели», вбросы, странные «качки», т.е. так называемые наблюдатели на участках, которые начинают провоцировать настоящих наблюдателей или независимых членов комиссии, мешая им нормально наблюдать. Или устраивают провокации, как в субботу было с Ириной Фатьяновой (бывшим координатором штаба Алексея Навального в Санкт-Петербурге), когда какие-то гопники устроили драку, и в полицию забрали и саму Ирину», – рассказывает координатор пресс-центра «Наблюдателей Петербурга».

И, подытоживая ситуацию, приводит ряд конкретных примеров: «Выборы, к сожалению, не становятся честнее и демократичнее, а только все хуже и хуже. Самые вопиющие случаи – это минирование участка в Пушкине в первый день голосования: понятно, что это было сделано для устранения независимых наблюдателей и кандидатов. В Красногвардейском районе обстреляли школу шариками из шарикоподшипников. Тоже странная ситуация – непонятно, зачем это было сделано. В Невском районе независимого кандидата схватили полицейские, душили его, избивали. Причем это было записано на камеру. Сегодня на Васильевском острове так председатель комиссии принял решение закрыть участок для какой-то «санитарной обработки». И это в тот момент, когда приехали 15 журналистов освещать нарушения на его участке. Через некоторое время удалось пробиться на участок, потому что там были и «карусели», люди обнаруживали чужие подписи в журналах около своих фамилий с какими-то ложными данными паспортов, аномально высокое надомное голосование».

Александр Шишлов: правоохранители не выполняют должным образом функции, связанные с защитой избирательных прав

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов оценил общую обстановку трехдневного голосования в городе словами: «Есть ситуации, которые связаны с совершением уголовных преступлений».

Петербургский омбудсмен напомнил, что в уголовном кодексе РФ есть четыре статьи, связанные с нарушением избирательных прав граждан: «Это принуждение к голосованию, незаконная выдача и получение избирательных бюллетеней – что относится и к самим «карусельщикам», и к членам избирательных комиссий, выдающим им бюллетени. Это относится и к незаконному изготовлению избирательной документации. И, наконец – нарушения при подсчете голосов. Т.е. существует целый «букет» статей Уголовного кодекса с весьма серьезными наказаниями – до пяти лет лишения свободы. Причем срок давности по этим преступлениям – шесть лет, и те, кто сейчас вовлекает людей в преступную деятельность и рассчитывает на гарантированную безопасность и безнаказанность, могут в какой-то момент оказаться в положении «стрелочников», на которых переведут ответственность. Шесть лет – это большой срок, сменится власть, сменятся интересы, и те люди, которые участвовали, и, возможно, еще будут участвовать в преступных нарушениях избирательных прав петербуржцев, должны понимать, что могут нести уголовную ответственность», – предупреждает Александр Шишлов.

Он также подчеркивает, что ЦИК РФ держит Санкт-Петербург на особом счету, из-за чего в адрес Горизбиркома неоднократно звучали довольно резкие оценки его деятельности, а во время нынешней кампании в город была направлена специальная комиссия из Москвы, возглавляемая членом ЦИК Николаем Левичевым. «Потому что, как опыт показал, петербургские правоохранители, к сожалению, не выполняют должным образом функции, связанные с защитой избирательных прав, и сообщения о преступлениях, которые они получают, не находят должного ответа и по ним не проводятся соответствующие проверки», – констатировал уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Борис Вишневский: в демократической стране партия, которая это организовала, лет на десять лишилась бы перспектив

Из всех примеров так называемого «черного пиара», которые были применены в России в ходе последнего этапа избирательной кампании по выборам в федеральный и местные органы законодательной власти, самую громкую огласку получил случай смены имен и фамилий двух кандидатов с тем, чтобы они совпали с анкетными данными известного в городе оппозиционера. В результате конкуренцию депутату-яблочнику Борису Вишневскому составили его новоявленные тезки и однофамильцы, отличающиеся от оригинала только отчествами. И лишь для того, чтобы в избирательных бюллетенях быть впереди оригинала.

Кстати, настоящий Борис Вишневский возглавил городской список партии «Яблоко» на выборах в Законодательное собрание. Вторым номером в этот список был включен Александр Шишлов, а третьим – руководитель его аппарата Ольга Штанникова.

Комментируя для Русской службы «Голоса Америки» ситуацию с выборами в Санкт-Петербурге, Вишневский отметил, что во время трехдневного голосования власти повторили прием, опробованный год назад во время голосования по поводу поправок в Конституцию РФ, позволяющих Владимиру Путину еще дважды баллотироваться на президентских выборах.

А именно: «Бюллетени, которые заполнены днем, почти не защищены от подделки ночью, когда они в полном распоряжении тех людей, которые выбегают из окон с мешками бюллетеней, переписывают протоколы, нагло врут в глаза журналистам, задающих неудобные вопросы, и не реагирующих на избиения журналистов и избирателей, и так далее. И именно потому, что многодневное голосование дает возможность для фальсификаций, оно используется для голосования за депутатов в Государственную думу и Законодательное собрание. Чтобы фальсификаторам было легче».

Вишневский привел конкретные примеры по своему избирательному округу: «Вдруг почему-то люди из избиркомов находятся ночью на избирательных участках. Гаснет свет, непонятно, что происходит с сейфами, где хранятся бюллетени. Какие-то непонятные люди находятся около избирательных участков, заходят внутрь. Мы не можем быть уверены, что сохранность бюллетеней гарантирована в течение первых двух ночей. И это, безусловно, ноу-хау этой избирательной кампании. Все остальное уже было, за исключением того, что «двойники» не меняли имена и фамилии. Это – политическое изобретение, за которое надо наказывать, потому что в любой демократической стране за такое мошенничество партия, которая это организовала, наверно, лет на десять понесла бы такие репутационные потери, что лишилась бы всех перспектив», – подчеркивает политик.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Петербург: «новшества» в избирательных технологиях», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Анна Плотникова.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.