Поправки к закону «О полиции» и российские силовики

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

9 декабря 2020 года

В России идут активные дискуссии по поводу поправок в закон «О полиции», значительно расширяющих полномочия полицейских. Накануне Госдума одобрила документ в первом чтении.

В соответствии с законопроектом, сотрудники правоохранительных органов, в частности, получают право не представляться при задержании, могут вскрывать частные автомобили и не нести при этом ответственности за повреждения.

Российское гражданское общество особенно обеспокоено тем, что для полицейских расширяются возможности по применению штатного огнестрельного оружия. Согласно предложенной в поправках расплывчатой формулировке, они вправе открыть стрельбу на поражение – например, в случае если кто-то совершит «действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». По мнению правозащитников, это положение можно при желании трактовать как угодно.

Поправки в закон были инициированы правительством Российской Федерации.

Илья Шаблинский: поправки вносятся, чтобы полицейский мог стрелять, когда заблагорассудится»

Заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ, профессор Илья Шаблинский в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» отметил, что поправки расширяют «пространство для произвола» силовиков. По его мнению, то, что полицейские перестанут представляться, проводя задержание, –никуда не годная норма.

«Так не должно быть, – подчеркнул юрист. – Когда представитель государства называет себя, он берет на себя определенную ответственность за свои действия и их последствия, это может его хоть как-то удерживать от того, чтобы хватать всех без разбора – так, на всякий случай».

Любое расширительное толкования права на применение полицейскими огнестрельного оружия – крайне опасная вещь, подчеркивает эксперт. «Особенно – в предложенной формулировке, которая может повлечь за собой очень тяжелые последствия, – уточняет он. – При том, что сейчас нет никаких оснований для расширения того перечня прав (на использование оружия), которые прописаны в действующем законе «О полиции». Читайте статью 23. Там все очень четко и конкретно прописано – просто исчерпывающе. К этому нечего добавить. Получается, что поправки вносятся для того, чтобы полицейский мог стрелять, когда ему заблагорассудится. Это чревато скатыванием к полнейшему произволу».

По данным СМИ, только в прошлом году полицейские применяли огнестрельное оружие около тысячи раз, из которых неправомерными признано лишь три случая. В результате погибли 26 человек.

Предоставление возможности полицейским вскрывать автомашины граждан и не нести при этом ответственность за повреждения полностью противоречит конституции страны, констатирует Шаблинский. «Выходит, что государство на самом деле может делать с человеком все, что угодно. Почему именно сейчас принимаются такие поправки, нетрудно догадаться. Это делается под впечатлениями событий в Беларуси. У меня на этот счет нет никаких сомнений», – резюмирует заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ.

Марк Фейгин: «Это очередной этап наступления полицейского государства на права граждан»

Общественный деятель и юрист Марк Фейгин согласен с тем, что новая законодательная инициатива усилит произвол силовиков. Правда, оговаривается он, полиция и прежде не рефлексировала из-за отсутствия тех положений, которые вводятся сегодня.

«На самом деле сотрудники правоохранительных органов и прежде редко представлялись при задержании и не сильно ограничивали себя в применении огнестрельного оружия и досмотре машин, – напоминает собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Были совершенно вопиющие случаи. А на политических акциях – мало того, что никто из правоохранителей никогда не представлялся, так они еще и цепляли на себя фальшивые опознавательные жетоны. Силовики просто произвольно выдергивали протестующих и без лишних слов грузили их в автозаки. Действующие предписания закона цинично, в открытую игнорировались».

Нынешние поправки будут приняты и получат повсеместное распространение, убежден Фейгин. По его словам, в контексте нововведений меняется лишь то, что сотрудники полиции будут действовать уже без всякой оглядки на закон.

«Сейчас элементарно легализуется тот стандартный набор инструментов, которые и раньше активно использовались, – поясняет юрист. – А конституционные права на неприкосновенности имущества просто будут смыты в унитаз. В стране создается атмосфера, при которой сотрудники полиции могут сделать все, что захотят. Законодатели же действуют в интересах правоохранительной системы, но не (в интересах) своих сограждан».

«Для чего это делается?» – спрашивает эксперт. И подчеркивает, что не видит в стране разгула преступности, сравнимого, например, с 90-ми годами прошлого столетия.

«Какая же необходимость предоставлять полицейским практически неограниченные возможности? Никаких оснований, кроме политических, здесь не просматривается. Это очередной этап наступления полицейского государства на права граждан», – убежден Марк Фейгин.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Поправки к закону «О полиции» и российские силовики», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Виктор Владимиров.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.