Перейти к содержанию

Провинциальные страницы биографии автора песни «Священная война»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

9 мая 2020 года

Подобно многим самородкам, композитор Александр Васильевич Александров появился на свет в глухой провинции.

Рязань

В нынешней Рязанской области есть старинное село Плахино. Впервые "пустошь Плахина" упоминается в делопроизводстве XVI века. Некие писцы упоминали ее в вотчинных землях Богословского монастыря. Село достояло под средневековым названием до сего дня. Ныне оно относится к Захаровскому району.

Окраина села Плахина исстари носила название Озерки. По преданию, окрестные пруды, колодцы и речка родились от многочисленных подземных родников. Видно, эти родники и сохранились в поэтичном названии "микрорайона", уходящего в поля.

Именно здесь, на краю села, в Озерках, 1 (13) апреля 1883 года у крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны Коптеловых родился мальчик, которого весь мир знает как композитора Александра Васильевича Александрова. Генерал-майора, Народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских премий, дирижера, профессора Московской Государственной Консерватории, основателя и первого руководителя дважды Краснознаменного ансамбля советской Армии, автора мелодии песни "Священная война" и Гимна СССР.

Родители Саши прислуживали в Иоанно-Богословской церкви села Плахино, стоявшей примерно в километре от их дома (не сохранилась). На становление выдающегося композитора Александрова огромное влияние оказала музыкальная православная культура — но в советские времена об этом, понятно, не говорилось. Мальчик учился петь на духовных песнопениях, а также — на народных песнях и частушках. Еще мальцом Саша проявил абсолютный слух и звучный голос в тембре альта. Его часто приглашали петь как в церковном хоре, так и на народных гуляниях. В общем-то, с церковью Александров был связан с детских лет — и до советского времени.

В 1889 году Плахино посетил его уроженец Петр Алексеевич Заливухин, солист Петербургского церковного хора. Он услышал пение Саши и убедил родителей отпустить его в столицу — учиться. Бедная сельская семья использовала шанс. В том же году Саша переехал в Санкт-Петербург, стал певчим хора Казанского собора и прошел курс пения в Казанской певческой церковно-приходской школе. Также он отучился в регентских классах Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Как ни удивительно — но именно Александр Васильевич Александров был последним регентом Храма Христа Спасителя и последним исполняющим обязанности главного регента Русской Православной церкви в 1918-1922 годах. А среди тех музыкальных композиций, что он написал до революции, выделяется масштабная поэма "Христос воскрес" для хора, оркестра, органа и солистов. Были у него и другие духовные произведения. Но это уже финал карьеры регента. Началась она для Александрова в 1902 году. Почти двадцать лет выдающийся советский композитор отдал профессии регента.

После учебы в Петербургской придворной певческой капелле Александр Васильевич поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями стали величайшие музыкальные светила того времени, включая Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова. Но в 1902 году он из-за бедности вынужден был оставить блестящее учебное заведение — и поехать в Бологое: работать регентом соборного хора и преподавать хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах. Тут начался тверской период жизни Александрова.

О рязанском наследии Александра Александрова напоминает то, что в родном Плахине его именем названа школа — "наследница" той земской школы, куда ходил когда-то еще Саша Коптелов. В апреле 2003 года в школе к 120-летию со дня рождения знаменитого земляка был открыт музей в его честь.

По описаниям в сети, музей состоит из двух залов, охватывающих мегатемы "Жизнь и творчество А. В. Александрова" и "История села Плахино". В Александровском зале есть экспозиции, посвященные студенческим годам, образованию ансамбля, военным свершениям и гимну СССР и сыну Борису — продолжателю отцовского дела. В музее хранится более 320 подлинных реликвий, которых касались руки композитора, в том числе его личные вещи, дирижерская палочка и музыкальные инструменты. Большая часть экспонатов из этого количества связана с деятельностью Дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова или с жизнью и творчеством Бориса Александрова. Памятные вещи привезли в школьный музей из Москвы, из ансамбля. А в экспозиции по истории Плахина значительное место занимала страница Великой Отечественной войны и подвиг второго выдающегося уроженца села — летчика Анатолия Свистунова, Героя Советского Союза. В музее проводились экскурсии, памятные мероприятия к дням памяти А. В. Александрова, Дню Победы, Дню защиты детей и пр., встречи с интересными людьми, потомками композитора и летчика.

Мы посетили Плахино в майские праздники 2020 года. Карантин - не лучшее время для культурных экскурсий. Но хотелось посмотреть на место рождения композитора, на то, как на малой родине сохраняется его память.

Плахино производит довольно благоприятное впечатление. Это большое село, где несколько улиц даже асфальтированы. Дорога до села, правда, оставляет желать лучшего. В Плахине есть сельскохозяйственное производство, новая школа, дом культуры и площадь, посвященная истории села. С одной стороны центральной площади стоит "закладной камень" со словами из той самой писцовой выписи 1553 года, где впервые упоминалось Плахино; с другой — бронзовый бюст Александрова. Имена Александрова и Свистунова носят улицы села Плахино.

Более того — на Озерках сохранился памятный знак на месте дома родителей музыканта. Но найти это место без провожатого нелегко. Нам повезло: мужчина на "Жигулях" вызвался показать дорогу. От центра села в Озерки протянулась грунтовка. Точно по такой, наверное, Саша Коптелов уезжал некогда в Санкт-Петербург…

Памятный знак, немного похожий на надгробную плиту, стоит на самом краю села. За ним поле, а на горизонте уже другая деревня. Провожатый поделился местными преданиями: говорят. маститый композитор приезжал в отчий дом почти каждый год, пока был жив. Но дом утрачен так давно, что нынешние жители села его уже и не помнят. Мы собрались оттуда проехать в школьный музей Александрова, но абориген сказал, что тот сейчас не работает. Подробности мы хотели получить в школе.

Школьных зданий в Плахине оказалось даже два. Старое, живописное, с мозаикой советского времени, на котором висит мемориальная доска, что в этой школе обучался Александр Александров, сегодня — контора агропромышленного предприятия. Прямо около мраморной таблички с именем Александрова стояла девушка, погруженная в изучение телефона. Мы спросили ее насчет музея Александрова. Она ответила, что даже не знает, кто это такой. Но дорогу к новой школе показала. Это двухэтажное здание из красного кирпича, окруженное городского вида спортивной площадкой и металлической изгородью. Даст Бог, после праздника и карантина удастся посетить школьный музей.

В 2014 году в Рязани на улице Советской Армии поставили монумент Александру Васильевичу Александрову и эту зеленую зону назвали Сквером имени Александрова. Здесь композитор изображен дирижирующим оркестром.

Тверь

В Бологом Александр Васильевич работал несколько лет. Он пытался возобновить учебу в Петербургской консерватории, но помешала революция 1905 года. В 1906 году Александрова, уже ставшего отцом семейства, пригласили принять участие в конкурсе на место регента Спасо-Преображенского собора губернского города Твери. Александров был самым молодым на том состязании — но именно он и одержал победу, обойдя опытных хормейстеров из крупных городов.

Семье Александрова дали жилье в деревянном доме близ Спасо-Преображенского храма, в Соборном переулке Твери. Рассказывают, что этот деревянный дом вскоре стал музыкальным сердцем города. А соборный хор благодаря Александру Васильевичу стал лучшим в Тверской губернии, слушать его выступления приезжали даже из других городов. Слава Александрова облетела Тверь, и через несколько лет он вел хоровые занятия в реальном училище, в мужской классической гимназии, в женском коммерческом училище и в других учебных заведениях. По иронии судьбы, композитора "попросили" только из семинарии, потому что он разучивал с семинаристами светскую музыку. Одним из учеников регента Тверского соборного хора Александрова был… будущий председатель Верховного совета СССР, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) Андрей Жданов, студент Тверского реального училища. Есть легенда, что об этом Жданов напомнил композитору прямо в Кремле, вручая ему очередную награду.

Параллельно с преподавательской деятельностью Александр Александров ставил в Твери оперы. Инсценировал "Пиковую даму" и "Евгения Онегина" Чайковского (сам спел Ленского), "Фауста" Гуно, сцены из "Ивана Сусанина" Глинки и "Русалки" Даргомыжского. В постановках Александров участвовал "един в трех лицах" — как режиссер, и хормейстер и дирижер, не говоря уже о вокальных партиях.

В Твери же Александров создал свои первые авторские произведения: трехчастную симфонию, собственную оперу "Русалка" и увертюру-поэму "Смерть и жизнь". Писал он и оперу "Смерть Иоанна Грозного". Биографы Александрова отмечают, что эту работу приветствовал и просил поскорее закончить сам Федор Шаляпин. Но почему-то оперу о первом русском царе Александр Васильевич не завершил. Да и другие его ранние партитуры не сохранились.

Именно в тверской период жизни Александр Александров продолжил консерваторское образование, но выбрал Московскую консерваторию — она была ближе. Александров устроился преподавать музыку в железнодорожное училище, чтобы бесплатно ездить в Москву. Дни работы в Твери он чередовал с днями занятий в Москве. В таком сумасшедшем ритме прошло пять лет. Зато по окончании Московской Консерватории Александрова пригласили стать солистом Большого Театра. Но, судя по всему, композиторская деятельность, дирижирование и преподавание были ему ближе. Александр Васильевич продолжал вести хоры в различных тверских учебных заведениях, включая основанное им в 1916 году музыкальное училище, и покинул город на Волге лишь в 1918 году, получив приглашение преподавать в Московской консерватории.

В апреле 2018 года, к 135-летию со дня рождения народного артиста СССР, на его тверском доме открыли мемориальную доску.

Дальше была Москва. Период московской жизни и всенародной славы Александра Васильевича Александрова широко изучен. В 1928 году ему предложили стать музыкальным руководителем Ансамбля красноармейской песни при Центральном доме Красной Армии. На плечи Александрова легла вся подготовительная работе по подбору "красноармейских" песен и разучивании их с вокалистами. Для ансамбля Александр Васильевич сделал обработки песен времен гражданской войны: "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Слушай, рабочий", "Наш паровоз", "Там, вдали за рекой", "По долинам и по взгорьям" и многих других. Первое выступление прошло в октябре 1928 года с большим успехом. С 1 декабря 1928 года ансамбль, в котором было поначалу чуть более десяти человек, зачислили в штат Центрального дома Красной армии. В первые пять лет работы ансамбль объездил всю страну, выступая перед военными и снискав и у них заслуженную популярность. А в 1933 году коллектив (уже разросшийся) был впервые представлен руководству страны. В том числе — и самому Сталину. В семье композитора берегут рассказ о том, как Сталин первый раз позвонил на квартиру Александрова среди ночи, чтобы попросить его спеть на правительственном концерте русскую народную песню "Калинушка". Концерт был назавтра. "Просьба" вождя была равнозначна приказу. Александров экстренно готовил песню с хором, но не посрамил себя. С тех пор Сталин не позволял ни одному правительственному концерту обойтись без выступления ансамбля Александрова, а лично его звал на кремлевские застолья.

Вскоре ансамбль выделили в самостоятельную творческую единицу, а Александра Васильевича назначили его художественным руководителем. В 1937 году красноармейский ансамбль участвовал во Всемирной выставке в Париже от Советского Союза. Хор оправдал политические упования Советского правительства — но и покорил сердца европейских меломанов качеством исполнения песен, среди которых бравурные маршевые композиции чередовались с партиями из опер и песнями на французском языке.

Вскоре после того триумфа, в 1939 году, Александр Васильевич написал музыку "Песню Партии Большевиков" на слова Лебедева-Кумача. Лучший друг советских композиторов Иосиф Сталин, услышав впервые песню на кремлевском концерте, предложил Александрову сделать мелодию медленнее. Совет оказался здравым, песня зазвучала более торжественно и величаво. Сталин признал, что теперь мелодия достойна стать "Гимном партии большевиков". Именно эта музыка легла в основу мелодии Гимна Советского Союза спустя четыре года.

Рыбинск

В этом ярославском городе Александр Александров не жил и не работал, разве что с концертами бывал. Но Рыбинск упоминается в истории знаменитой песни "Священная война", которую называли музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

По рассказу внука композитора Евгения Александрова, с началом Великой Отечественной войны руководство ансамбля переехало жить в ЦДКА, и однажды Александрову политработник показал новые стихи Василия Лебедева-Кумача. Композитор с газетой, где были напечатаны стихи, приехал домой и принялся за написание мелодии. К вечеру она была готова, а ночью Александров отрепетировал ее с артистами ансамбля. То, что не сохранилось черновиков партитуры, близкие объясняли просто: Александр Васильевич чертил для хористов ноты мелом на доске. На следующее же утро "Священная война" начала выполнять воинский долг. Ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт на Белорусском вокзале. Солдаты молча и стоя слушали песню, а потом наградили певцов громом аплодисментов. Песню просили петь снова и снова. Она стала неофициальным гимном Великой Отечественной войны.

Примечательно, что как вспоминал сам Александров, помимо "Священной войны" в первые боевые дни он создал еще несколько песен на стихи советских поэтов: "В поход! В поход!", "Вставай, разгневанный народ" и "За великую землю Советскую". Но лишь "Священная война" так легла на душу народа.

Краснознаменный ансамбль разделили на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Всего за время войны он дал около полутора тысяч концертов. В них неизменно звучала "Священная война". В 1945 году Ансамбль песни и пляски дал концерт для участников "Большой тройки". За концертную деятельность Александр Васильевич получил вторую Сталинскую премию 1-й степени. В одной из концертных поездок на территории Чехословакии Александров решил доехать до Берлина и увидеть поверженный рейхстаг. В пути он скоропостижно умер от разрыва сердца.

"Рыбинский след" состоит вот в чем. В 1990-х годах появилась версия (озвученная, в частности, "Независимой газетой"), что Василий Лебедев-Кумач использовал для текста "Священной войны" чужие слова, слегка их подредактировав. По мнению журналиста, стихи написал Александр Боде, обрусевший француз, житель Рыбинска, преподаватель словесности, латыни и иностранных языков в гимназии, еще в Первую мировую войну, в 1916 году. Информация шла от правнука, тоже Александра Боде. Тот со слов старшей родственницы, Зинаиды Александровны, говорил, что Александр Боде в 1916 году исполнял песню на собственные слова и мелодию, написанную в подражание "Мазурки" М.И. Глинки, в одном из концертов в честь раненых на германском фронте русских солдат. А в декабре 1937 года он будто бы отправил Лебедеву-Кумачу заказное письмо с текстом песни и даже нотами — не совсем понятно, для чего, вроде бы в знак уважения. После чего Лебедев-Кумач якобы присвоил стихи, а потомки Боде долгое время боялись об этом упоминать публично. В этой картине событий большинство "шишек" падало на Василия Лебедева-Кумача, но и Александр Васильевич опосредованно оказывался под ударом.

В 1999 году внучка Лебедева-Кумача М.Г. Деева обратилась в суд с иском к изданию о защите чести, достоинства, деловой репутации ее деда. Суд решил: признать несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство поэта В.И. Лебедева-Кумача сведения, опубликованные в "Независимой газете", и обязать редакцию опубликовать опровержение данного материала. Автор статьи и вся редакция должны были извиниться перед Марией Деевой и выплатить ей компенсацию морального вреда. Потомки Александрова, насколько можно судить по материалам дела, в том процессе не участвовали. Но бытование отличной от официальной версии бросало тень и на его доброе имя и профессионализм. Судебное решение сняло все подозрения с Александра Васильевича. Теперь уже об этой загадке можно говорить лишь в прошедшем времени, как об одном из казусов истории русской культуры.

Москва

"Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье", - писал Александр Васильевич Александров на склоне лет. Пусть эти слова послужат примером будущим поколениям.

Источники

[править]
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Провинциальные страницы биографии автора песни "Священная война"», автор: Елена Сафронова, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.