Перейти к содержанию

Рекордный штраф дали члену Общественной наблюдательной комиссии за участие в акции Навального

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

24 октября 2018 года

24 октября 2018 года судья Кировского районного суда города Екатеринбурга Денис Абашев назначил члену Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Сергею Зыкову рекордно высокий по меркам Екатеринбурга административный штраф — 300 тысяч рублей. Это наказание было назначено за участие в акции сторонников Алексея Навального против пенсионной реформы 9 сентября 2018 года. Корреспондент Викиновостей посетил судебное заседание и переговорил с Зыковым.

Сергей Зыков и его политическая деятельность
Сергей Зыков в суде 24 октября 2018 года

Сергей Зыков — доцент Уральского федерального университета. Ему около 46 лет. Имеет двух малолетних (младше 12 лет) детей.

Зыков состоит членом государственной Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области. В этом качестве он посещает места принудительно содержания — камеры в отделах полиции, колонии и т. п. По итогам осмотра он и его напарник (члены Общественной наблюдательной комиссии могут посещать такие места только вдвоем) составляют отчеты с фиксацией выявленных нарушений.

Зыков активно участвует в оппозиционной деятельности. Он регулярно принимает участие (а иногда и был формальным организатором) ежемесячных пикетов в защиту политических заключенных в Екатеринбурге. Викиновости неоднократно писали об этих пикетах.

За нарушение порядка проведения уличных акций Зыков дважды привлекался к ответственности по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Последний раз он был оштрафован (на 20 тысяч рублей) за то, что подал заявку на шествие сторонников Навального, прошедшее 5 мая 2018 года в Екатеринбурге.

Викиновости сообщали, что Зыкова задержали прямо во время разрешенного пикета в защиту политзаключенных 6 июня 2018 года. Взяли его просто: подъехала гражданская автомашина. Из нее вышли несколько полицейских, скрутили Зыкова и увезли для составления протокола. В отделении полиции на Зыкова составили протокол.

Вина Зыкова тогда фактически заключалась в подаче уведомления в интересах большого шествия сторонников Навального в Министерство общественной безопасности Свердловской области (структура, согласующая все уличные акции на территории Екатеринбурга). Зыкову власти отказали в согласовании акции. Однако навальнисты все равно провели шествие.

По мнению властей, Зыков не заставил участников акции Навального 5 мая 2018 года разойтись. При этом Зыков не мог заставить собравшихся разойтись, так как не был фактическим организатором шествия сторонников Навального. Кроме того, Зыков вообще не был известен подавляющему большинству участников. Акцию 5 мая 2018 года фактически организовал штаб Навального, с которым Зыков никак не был связан.

По акции 5 мая 2018 года власти приняли простое решение — наказали и формальных организаторов-заявителей (Зыкова и его помощника Балдина) и фактических (представителей штаба Навального в Екатеринбурге).

Викиновости сообщали, что 9 сентября 2018 года власти в Екатеринбурге жестко разогнали акцию против пенсионной реформы. Были задержано более 180 человек. В отношении большинства из них были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — за нарушение порядка участия в несанкционированной уличной акции.

В течение первой недели после 9 сентября 2018 года прошла волна судов над теми активистами, кто ранее привлекался к ответственности за аналогичное деяние. По ее итогам пять человек были отправлены под арест — Ирина Норман, Елена Парий, Максим Фокин, Юрий Кузьминых, Виктор Балдин. Мужчинам дали по 25 суток ареста, женщинам — по 15 суток. Организатору Юрию Кузьминых назначили в общей сложности 35 суток ареста.

Сергей Зыков 9 сентября 2018 года был на акции сторонников Навального. Он надел светоотражающую жилетку с символикой движения «Екатеринбург за свободу» и вел видеозапись. Некоторые из носителей таких жилеток были задержаны полицией. В частности, Анатолий Свечников получил 10 тысяч штрафа. Однако Зыков не задерживался.

После акции Зыков поехал в УМВД России по городу Екатеринбургу. Там он вместе с другим членом Общественной наблюдательной комиссии Ольгой Вековшининой смог пройти на территорию Управления и осмотреть изолятор временного содержания. Однако в подвал, куда массово доставили задержанных на акции 9 сентября 2018 года, ни Зыкова, ни Вековшинину не пустили.

Зыков не успокоился. Совместно с Вековшининой они подали ряд жалоб на действия полиции. Кроме того, Зыков участвовал в качестве общественного защитника по делам задержанных 9 сентября 2018 года в Кировском районном суде города Екатеринбурга.

Жалобы Зыкова не остались без ответа. 17 октября 2018 года ему позвонил майор полиции Владимир Чуваткин и сообщил, что по обращению Зыкова идет проверка. Как предположил Зыков в суде — протокол от 24 октября 2018 года стал ответом на его, Зыкова, жалобы.

Зыков рассказал корреспонденту Викиновостей следующую историю. Около полудня 24 октября 2018 года Зыков ехал на велосипеде в один из судов Екатеринбурга. Внезапно его «подрезала» серая автомашина. Из нее выскочили трое полицейских и забрали его с собой.

Велосипед тоже взяли. Брали «жестко» — в рапорте полицейского потом сообщалось, что к Зыкову применили «физическую силу». В общем задержание было похоже на то, что было в отношении Зыкова 6 июня 2018 года: люди в полицейской форме скрутили руки и посадили в серую гражданскую автомашину.

Зыкова привезли в подвал УМВД России по городу Екатеринбургу. Там в отношении него лейтенант полиции Юлия Линдт (со слов Зыкова, по устному инструктажу старшего по званию офицера) составила протокол по части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за повторное нарушение порядка организации или участия в уличной акции. Норма эта весьма суровая — максимальное наказание по ней до 30 суток ареста.

Корреспондент Викиновостей поинтересовался каким образом екатеринбургские полицейские узнали 24 октября 2018 года по какому маршруту будет передвигаться Зыков. Общественник ответил, что не публиковал в свободном доступе информацию о местах своего передвижения. Однако в социальной сети имеется закрытый чат, в котором он об этом сообщил. В этом чате есть случайные люди. Кроме того, Зыкова 24 октября 2018 года видел перед его отъездом один из офицеров полиции.

Зыкова доставили в Кировский районный суд и заблокировали в коридоре на первом этаже. Все его попытки покинуть здание суда со ссылкой на то, что уже прошло более трех часов с момента его доставления в полицейскую автомашину, пресекались полицейскими. Прибывшие в суд общественники и юристы тщетно пытались уговорить сотрудников полиции пропустить Зыкова и выяснить у них является ли он задержанным.

В коридоре суда был представитель Министерства общественной безопасности Свердловской области Владислав Щетинин. Он вел видеосъемку всех собравшихся. Ни сотрудников суда, ни судебных приставов видно не было.

Спустя некоторое время к Зыкову подошла группа судебных приставов. Один из них, Руслан Мансуров, предъявил Зыкову постановление об его принудительному приводе, датированное 24 октября 2018 года и подписанное судьей Кировского районного суда города Екатеринбурга Денисом Абашевым. В постановлении значилось, что Зыков подлежит приводу, так как не является по вызовам судьи. Общественника тут же отвели в зал судьи Абашева, расположенный прямо по коридору на том же этаже.

Судья Денис Абашев и навальнисты
Судья Денис Абашев 24 октября 2018 года

Денис Абашев, который рассматривал дело Зыкова, является молодым человеком. Абашев уже успел рассмотреть целый ряд дел в отношении задержанных на акции сторонников Навального 9 сентября 2018 года. По всем делам Абашев назначил административные штрафы. Среди них был инвалид II группы по шизофрении, задержанный в костюме кота (об его инвалидности Абашев ничего не знал из материалов дела). Судья дал инвалиду штраф в размере 10 тысяч рублей.

Абашев судил по простой схеме: не вызывал по ходатайству защитников свидетелей и рассматривал каждое дело за одно заседание. Если привлекаемое лицо не являлось, то рассматривал в его отсутствии. При этом зрители в зал по таким «заочникам» не допускались.

Корреспондент Викиновостей тщетно дважды говорил секретарю Абашева, что хочет присутствовать на заседании по делу неявившегося навальниста. Но та не впустила никого из зрителей. Потом было объявлено, что дело неявившегося рассмотрели в тот день в открытом судебном заседании и назначили штраф в размере 10 тысяч рублей.

Корреспондент Викиновостей написал по составу судьи Абашева несколько жалоб. Они частично помогли — уволили сотрудника суда, отвечавшего за размещение информации о заседаниях по делам в составе судьи Абашева. 24 октября 2018 года корреспондент Викиновостей убедился, что в расписании дел Абашева стали размещать информацию о заседаниях заблаговременно.

Отказы в отводах и в удовлетворении ходатайств
Общественный защитник Зыкова Анатолий Свечников. 24 сентября 2018 года Абашев устно напомнил, что привлек его за акцию сторонников Навального, прошедшую 9 сентября 2018 года

Сергей Зыков сразу заявил отвод Абашеву, отметив, что видел как тот рассматривал дела других задержанных. Зыков отметил, что доверяет всем судьям Кировского районного суда города Екатеринбурга кроме Абашева. Судья отвод брать отказался.

Абашев принял меры по сокращению числа зрителей и ограничению видеосъемки. Тех зрителей, кому не хватало мест, приставы вывели из зала суда. Галину Королеву, которая отпустила реплику по ходу опроса Зыкова, Абашев велел вывести и более ее не впускали в зал судебного заседания.

Видеосъемку Абашев сначала разрешил всем, но потом вдруг уточнил свое решение: снимать можно только представителям СМИ, а всем остальным (включая самого Зыкова) запрещается. И тут же дал указание приставам проследить, чтобы никто не снимал (кроме прессы). Журналистам Абашев не препятствовал в их работе.

Адвокат Елена Макарова

Абашев категорически отклонил ходатайства защитников Зыкова (адвокатов Елены Макаровой и Ирины Ручко, а также общественного защитника Анатолия Свечникова) об истребовании каких-либо доказательств по делу. Были отклонены все ходатайства о вызове и допросе свидетелей по делу.

При этом защита указывала, что сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области Владислав Щетинин и Олег Малишевский, чьи объяснения находились в деле Зыкова, пришли в суд и находятся в коридоре. Абашев заявил, что позиция должностных лиц, которые составляли документы, приобщенные к материалам дела, «зафиксирована в материалах дела».

Более того, Абашев отказался вызывать и допрашивать тех свидетелей-очевидцев, которые явились в суд и ожидали вызова в коридоре — члена Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Ольгу Вековшинину и Анну Пастухову. Это было неожиданностью — в практике судов Екатеринбурга всегда суд первой инстанции допрашивает уже явившихся свидетелей.

Со стороны обвинения была лейтенант полиции Юлия Линдт, которая составила протокол на Зыкова. По делам об административных правонарушениях в России нет государственного обвинителя. Поэтому фактически привлекаемое лицо должно доказывать свою невиновность перед судьей (мировым судьей).

Иногда в качестве фактического обвинителя участвует должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении. В этом случае процесс становится состязательным, так как должностное лицо допрашивает свидетелей, участвует в судебных прениях и высказывает свое мнение по ходатайствам и отводам. Именно эту функцию в процессе Зыкова выполняла Линдт. Зыков ходатайствовал о том, чтобы обвинителем вызвали работника прокуратуры, но в этом суд отказал.

Абашев заставил секретаря вести протокол. Это был важный момент, так как в России ведение протокола судебных заседаний по таким делам необязательно. Защитники Зыкова тщетно пытались выяснить на основании чего Абашев вынес постановление о принудительном приводе их доверителя.

Адвокат Елена Макарова заявила, что при ознакомлении с материалами дела Зыкова не нашла в них постановление Абашева о принудительном приводе. Судья ей показал постановление, пояснив, что оно будет приобщено к делу после его рассмотрения.

Адвокат Ирина Ручко

Адвокат Ирина Ручко заявила отвод Абашеву на том основании, что он вынес постановление о приводе без нее, хотя в деле Зыкова имелся адвокатский ордер Ручко. Корреспонденту Викиновостей Ручко пояснила, что ее допустили до защиты Зыкова в УМВД России по Екатеринбургу сразу же, как она приехала туда. Под «сразу» имелось в виду, что ее впустили «сразу» в общечеловеческом понимании.

Дело в том, что понятие «сразу» при допуске адвоката имеет разное понимание в зависимости от города России. Московская коллега говорила корреспонденту Викиновостей, что в Москве считается «сразу допустили», если адвокат был допущен к клиенту через полчаса после того, как пришел в отделение полиции. В Екатеринбурге «сразу» означает, что адвоката вообще не заставили ждать в приемной.

Отвод, заявленный Ручко, имел свои основания. При корреспонденте Викиновостей Ручко неоднократно до судебного заседания пыталась пройти в зал судьи Абашева, но натыкалась на закрытую дверь. Корреспондент Викиновостей следил за дверью кабинета Абашева и не видел, чтобы секретарь кого-то приглашала на судебное заседание по Зыкову.

Абашев поступил проще — спросил секретаря. Та ответила, что вызывала по делу Зыкова, но мол явилась только Линдт. Тогда Абашев отклонил свой отвод.

Суд - «не Голливуд»
Андрей Трусов, волонтер штаба Навального на процессе по делу Сергея Зыкова

Абашев быстро провел рассмотрение дела. На ознакомление с материалами он дал 10 минут. Защитники успели за этот короткий срок выявить ряд нарушений. В частности, постановление о передаче дела в суд не было датировано, как и ряд других документов. Сам материал по делу был оформлен неряшливо: без оглавления и нумерации листов. Это мешало защите ссылаться на конкретные листы дела.

Лейтенант полиции Юлия Линдт заявила, что нарушения при оформлении произошли «в связи со спешкой», так как стремились не допустить превышение нормативного трехчасового срока задержания Зыкова.

Защита Зыкова указывала, что был превышен нормативный срок составления протокола в отношении Зыкова. Согласно статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В деле был рапорт майора полиции Светланы Бабиновой, в котором та сообщала, что обнаружила правонарушение Зыкова 11 октября 2018 года.

Абашев просмотрел полицейскую видеозапись акции 9 сентября 2018 года, обнаружив на ней Зыкова, ведущего видеосъемку. Комментировать видео защитникам Зыкова фактически запрещалось. На просьбу Зыкова остановить кадр при воспроизведении судья ответил: «Не вы здесь распоряжаетесь!». Зыков попросил секретаря повернуть изображение на видео. Однако судья ответил, что «здесь не Голливуд».

Неожиданно мягкое решение
Лейтенант полиции Юлия Линдт, составившая протокол на Сергея Зыкова

Все зрители в зале и сам Зыков рассчитывали на длительный (суток 25) арест. В деле было важное смягчающее обстоятельство — Зыков недавно перенес операцию и нуждался в особом питании. Судья не стал истребовать медицинские документы Зыкова и сообщил, что верит ему на слово. Формально состояние здоровья (кроме случаев инвалидности) не запрещает назначать привлекаемому лицу арест.

В практике Кировского районного суда города Екатеринбурга в сентябре 2018 года назначили Ирине Норман за участие в акции Навального арест, а потом после вмешательства Европейского суда по правам человека были вынуждены ее досрочно отпустить. Тем не менее друзья Зыкова подготовили сумку с едой. К аресту подготовились сотрудники полиции — к крыльцу суда прибыл наряд для доставления Зыкова в спецприемник.

Однако Абашев всех удивил. В своем решении он заявил, что наказание можно назначить Зыкову «без изоляции от общества» в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей. То есть максимально возможного штрафа. По меркам Екатеринбурга это рекордный штраф, назначенный гражданину за участие в уличных акциях.

Тем не менее наказание обрадовало сторонников Зыкова. Основания для ликования были. Во-первых, Зыков может подлечить свою пищеварительную систему в течение ближайших нескольких месяцев. Во-вторых, максимальное наказание за уклонение от уплаты штрафа — до 15 суток ареста. При этом суд не может заменить штраф арестом в пределах санкции соответствующей статьи, то есть дать Зыкову 30 суток. 15 суток — не 30 суток.

Наконец, в Екатеринбурге сложилась практика компенсации штрафов назначенных лицам, которых задержали на акциях Навального, из средств местного штаба Навального. Корреспонденту Викиновостей известны несколько таких случаев выплаты компенсации за последний год. В зале суда по делу Зыкова были представители штаба Навального, в том числе один из руководителей — Андрей Трусов.

Вероятно рекордный штраф Зыкову компенсируют и он фактически не понесет никакого наказания.


Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.
  • о, и здесь Макарова--Леонид Макаров (обсуждение) 02:57, 25 октября 2018 (UTC)
  • откуда у такой шпаны такие дорогие адвокаты?--Леонид Макаров (обсуждение) 04:55, 25 октября 2018 (UTC)
    • Макарова приехала сама и в коридоре суда возмущалась действиями полицейских в отношении Зыкова. Потом она сама вошла в это дело и стала защищать Зыкова. А что Макарова известный адвокат? Иван Абатуров (обсуждение) 06:19, 25 октября 2018 (UTC)
      • Категория:Елена Макарова. [1] Может это однофамильцы? Но в реестре второй не значится. Так то одна - гламурная девочка, а по твоим фоткам не скажешь.--Леонид Макаров (обсуждение) 06:33, 25 октября 2018 (UTC)
      • [здесь она прикольно выступила. "Сама вошла"? мимо шла и вошла. Мне кажется, твоё бесплатное волонтёрство в Википедии деформировало твоё сознание. Бесплатных заведующих адвокатских контор нет, у них дел хватает, + дети, мужья не дают скучать.--Леонид Макаров (обсуждение) 06:46, 25 октября 2018 (UTC)
        • Это только Абатуров вошел специально, снял Соколовского и повесил его фото. Странно, что эта уважаемая госпожа случайно не зашла на процесс к тому, кто нуждается в помощи. Иван Абатуров (обсуждение) 11:17, 25 октября 2018 (UTC)