Сергей Ревин: «Познание — это творческий процесс»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

6 июля 2018 года

Сергей Ревин входит в состав отряда Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. В 2012 году на транспортном пилотируемом космическом корабле «Союз ТМА04-М» отправился в космос и совершил полёт продолжительностью в 125 суток. Сергей Ревин, кандидат педагогических наук, принимает участие в организации Олимпиады на кубок им. Ю. А. Гагарина для детей и молодёжи, о которой рассказал в интервью.

Расскажите про фестиваль, который проводится в Уфе.

Сейчас у нас проходит первый образовательный экологический фестиваль, но, кроме того, у нас в Башкирии проходит интересная Олимпиада на кубок им. Ю. А. Гагарина.

Это многопредметная олимпиада, в которой ребята участвуют почти с детского сада и до старших классов. Так как она ориентирована на кубок Гагарина, то одним из попечителей должен быть космонавт. Я участвую в организации этой олимпиады, выполняю эпизодические функции, мои обязанности небольшие: награждение. Олимпиада стала достаточно известной, это «бренд Башкирии», внутренняя олимпиада, и уже шестой год более 120 тысяч человек со всей республики принимают в ней участие.

В прошлом году мы договорились с ректорами ведущих вузов — например, Авиационного, Госуниверситета, Уфимского нефтяного университета и других, о том, что победители этой олимпиады будут иметь некоторые преимущества при поступлении: им начислят небольшие баллы. Они привязываются к Башкирии, чтобы не уезжали в центральную часть России. Конечно, бывает, что они едут учиться в Москву, но мы хотим, чтобы они продолжали обучение здесь. В основном эта олимпиада ориентирована на инженерные, военные, технические вузы.

В любой науке нельзя обойтись без творчества. Наверно, без творческого подхода не будет науки?

Разумеется. Наука — это исследование, которое без творчества невозможно. Одна из задач олимпиады — творческий подход. Надеюсь, ребятам интересно участвовать в ней, выполнять задания, стремиться к результату и вообще познавать, так как в целом познание — это творческий процесс по определению.

Подготовка космонавтов — это очень сложный процесс, не все его выдерживают, не все проходят эту дистанцию. Были ли такие ситуации в космосе, когда требовались нестандартные подходы и решения?

Задача нашей профессии не допускать нестандартных, нештатных ситуаций, поэтому мы стремимся следовать инструкциям и тщательно отработать рекомендации. Хотя иногда бывают случаи, которые связаны не с причиной нашей деятельности, а из-за складывающихся обстоятельств. Таких ситуаций немного. В каждой экспедиции что-нибудь неожиданное происходит, в нашей в том числе. За два часа до старта мы разместились в ложементах. Я как бортинженер должен оценивать ситуацию на корабле. Ракета стоит перед отправкой два часа, мы собираемся, проверяем, что должно быть на данном этапе, при подготовительных операциях к полёту.

Например, есть формат с показателями содержания параметров атмосферы, и надо проверять отклонения. Воздух в атмосфере космического корабля должен прочищаться вентиляторами от углекислого газа через патроны очистки. Так устроена вентиляционная система.

Уровень СО2 должен понижаться, а он начал расти. Патрон очистки перестал функционировать. У нас заработала сигнализация: хорошо, что мы были на Земле. Не было большой опасности, но всё равно неприятно. Патроны очистки находятся под ложементами, и мы пытались дотянуться до них. Скафандры не позволили нам добраться до первого и второго патрона очистки. Металлическое кольцо застряло в щели между ложементами, и рука пролезла туда. Но само кольцо упёрлось в края ложемента, поэтому рукой невозможно было до него достать. Оказалось, что на патронах просто стоит заглушка, а её забыли снять: это уже человеческий фактор, который имеет место быть даже здесь. В такой аварийной ситуации запрещено стартовать, а если бы она возникла на первом и втором витке?

Как это — видеть Землю из иллюминатора? Какие ощущения и впечатления?

Земля прекрасна, и стоит отправляться в космос ради того, чтобы смотреть на нашу Землю. Лучше, конечно, летать подальше. Уже более пятидесяти лет мы летаем вокруг неё, но со времён Гагарина всё никак не доберёмся дальше, хотя британцы пытались, как я подозреваю. У нас большой потенциал, есть интересные проекты, в том числе «лунные», хотя пока что они не осуществляются. Но уже есть лунная база, осуществляется десантирование на поверхность Луны, так что, я надеюсь, мы будем принимать участие в этих интересных проектах. Надо отдаляться от Земли, осваивать новые планеты.

Если говорить об общем впечатлении, то при взгляде Землю возникает ощущение одиночества. Наша цивилизация уникальна, но одинока. На Земле это чувство одиночества, быть может, не так остро, понимаешь, что есть люди, которые находятся рядом. На Земле нет такого ощущения — одиночества во Вселенной. Когда летишь вокруг Земли, то при взгляде в её сторону понимаешь, что на её поверхности твой дом, а когда поворачиваешься в другую сторону и видишь там бесконечность, звёзды, но не мерцающие, космос, то осознаёшь, что мы — одинокая цивилизация. В космическом пространстве особенно остро это чувство одиночества. Нужно беречь Землю, нашу уникальную цивилизацию, потому что неизвестно, когда мы полетим на другие планеты.

А как космонавты проводят досуг?

Кто-то заходит в интернет, там есть доступ, а кто-то книги читает. Я, например, так и не заглянул в интернет. Там и так интересно, и интернет не нужен. Как и многие из нас, я увлекался фотосъёмкой Земли, акцентируя внимание на более интересных её местах, которые можно посмотреть из космоса: например, на Алтае. Мне интересна география, и периодически у меня возникает желание более подробно изучить материки. На тот момент я интересовался Австралией, бывал там. И, когда полетел в космос, взял с собой карту Австралии и отснял её поверхность: и Коралловый риф, и пустыню, и гору Улуру, и святую землю аборигенов, которая невооружённым глазом из космоса вообще не видна: просто я знал, где она, и сориентировался по карте, увеличивая в двести, в сто пятьдесят крат. Это научное оборудование, которое позволяет увеличивать с помощью объектива. Он позволяет хорошо рассмотреть определённую местность, однако она всё-таки мелкая и при таком увеличении. Нашу страну много снимал: Алтай, Каспий, Байкал, Дальний Восток.

Пытался также взглянуть на Анды, и думал — если бы я летел на инопланетном корабле, увидел бы я ориентиры в пустыне Наска, как это предполагают? Я, конечно, шучу. Я, конечно, не инопланетянин, и корабль у меня обычный, земной, поэтому я не увидел в этой пустыне никаких ориентиров.

Да, по этому поводу есть много гипотез. И Вы решили представить, пофантазировать?

Да. Хотя, может быть, я не до конца вошёл в роль инопланетянина.

Что Вы пожелаете нашим молодым читателям?

Я приведу одно высказывание, которое мне близко. В студенческие годы я зашёл в магазин на Арбате и увидел интересный плакат с фотографией и высказыванием известного космонавта, рекордсмена по количеству полётов Владимира Джанибекова: «Сомневайся и верь. Сомневайся, что все законы, звёзды, острова открыты. И верь, что тебе предстоит их открыть».

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Сергей Ревин: «Познание — это творческий процесс»», автор: Ревизор.ru, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.