Силовые структуры Екатеринбурга устроили давление на фотографов в пользу промышленной корпорации

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

3 августа 2017 года

Одна из множества фотографий Центрального стадиона Владимира Задумина
Вокруг стадиона около 20 таких вывесок
КПП№2 ЧОПа на пересечении улиц Ключевской и Пирогова
С данной выдержкой знакомят всех фотографов Центрального стадиона

В течение текущего лета в Екатеринбурге произошло два похожих инцидента: в центре города, у здания строящегося к футбольному чемпионату мира стадиона «Центральный», были задержаны фотографы, пытавшиеся сфотографировать этот стадион. Один из задержанных — уральский корреспондент Викиновостей и активный википедист, победитель «цехового» конкурса «Вики-Урал» Леонид Макаров. Другой — фотограф с мировым именем Владимир Задумин, известный как ekamag. Леонид Макаров подготовил для Викиновостей оригинальный репортаж о произошедших с ним событиях, авторский текст которого (от третьего лица) мы приводим далее:

«Фотолетописец» городской жизни, фотограф с мировым именем Владимир Задумин, известный как ekamag, сам того не желая, столкнулся со сформировавшейся монополией на изображение реконструируемого Центрального стадиона города Екатеринбурга. Все региональные и федеральные СМИ не могут обойти вниманием грандиозную стройку, окончания которой с нетерпением ждут миллионы любителей спорта. Большеразмерные конструкции, которые быстрыми темпами растут на наших глазах, появляются во множествах репортажей и статей. Однако журналистская братия столкнулась с тем, что все видео- и фотоснимки объекта можно получить только в компании ООО «Синара-Девелопмент» (часть коммерческой промышленной группы «Синара»). Владимир Задумин с этим положением вещей не согласился и самостоятельно вёл съёмки стадиона, так как он традиционно занимается съёмкой городских видов, предоставляя свои работы СМИ.

7 июня 2017 года Владимир был остановлен сотрудниками ЧОП «Агентство профессиональной охраны» на улице Пирогова, что вблизи стадиона. Охранников возмутило, что фотограф проводил фотосъёмку стадиона, и, сославшись на облепившие стадион таблички, запрещающие проводить видео и фотосъёмку, они провели его задержание, сопровождавшееся изъятием паспорта и применением спецсредств (наручников). ЧОПовцы также вызвали наряд полиции, который доставил Владимира в отдел полиции №9, где с фотографа взяли объяснения и отпустили. Полиция не нашла в действиях Владимира состав административного или уголовного правонарушения. Сам Владимир пояснил, что претензии имеет только к охранникам ЧОПа, которые пресекли проведение фотографирования, провели незаконное задержание, изъятие паспорта и применение наручников. Также он пообещал, что продолжит фотографировать данный объект, так как этим он не нарушает закон.

24 июля 2017 года аналогичная ситуация произошла с фотографом-любителем Леонидом Макаровым. Охранники того же ЧОПа на том же месте — пересечении улиц Пирогова и Ключевской, — пресекли процесс фотографирования объекта. В этот раз охранники ЧОПа сослались не только на таблички, развешенные на заборах, но и устно довели до сведения фотографа следующую информацию:

«Обращаем Ваше внимание, что наш разговор фиксируется на диктофон. Хочу проинформировать Вас, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №485 от 20 мая 2015 года на Центральном стадионе г. Екатеринбурга и прилегающий к нему территории на время реконструкции введён особый режим охраны. Повышенные меры безопасности предлагают в том числе ограничения на фото и видеосъёмку строительной площадки. В связи с этим прошу Вас прекратить съёмку и удалить уже сделанные фото или видео. В случае отказа я буду вынужден проинформировать полицию о нарушении общественного порядка. Если Вы хотели бы произвести фото или видеосъёмку объекта Вам необходимо обратиться в Центр общественных связей Группы Синары, контактные данные Вы можете на сайте компании.»

Леонид согласился прекратить фотосъёмку, но не согласился удалить уже сделанные фотографии в их присутствии. После чего охранники довели до его сведения, что полицию они уже вызвали, и... удалились в свою будку. Ретировавшись метров на 50 от КПП, фотограф стал раздумывать о маршруте отхода, но бежать таки не решился. Со слов начальника КПП №2 и начальника смены ЧОП в это время шёл жесткий диалог с директором ЧОПа, который требовал немедленного задержания Леонида. Однако, охранники отказались выполнить устный приказ и сослались на отсутствие состава административного правонарушения со стороны фотографа и... самоустранились от дальнейших мероприятий. Кто нажал на «тревожную кнопку», так и не известно.

На поступивший вызов от ЧОПа примчались два экипажа вневедомственной охраны в полной выкладке — в бронежилетах, в касках и автоматами. Получив разъяснения о том, что фотограф проводил фотосъёмку с 50 метров от забора на любительский фотоаппарат, сотрудники ОВО были сильно озадачены. Но, проконсультировавшись с начальником смены ОВО, они всё-таки объявили фотографу о задержании по причине проведения антитеррористической операции. Полностью основание так и не было объявлено. Как и никто не счёл уместным представиться. Более того, на фотографа надели наручники на руки за спину, и, усадив в патрульную машину, продержали так целый час. Фотограф неоднократно просил ослабить наручники. На что получил только одно: «Можете жаловаться кому хотите». Через час фотограф, перестав чувствовать ладони, попросил вызвать «скорую помощь» или ослабить наручники. Силовики решили вызвать «скорую помощь», но в итоге минуты через три были ослаблены наручники; более того, они были перенадеты на руки вперёд. Леонид, увидев свои запястья, понял, что озабоченность состоянием рук была не ложной. За это время один из сотрудников ОВО обменивался персональными данными фотографа (ФИО, прописка, работа и другими данными) с частным лицом (сотрудником ЧОПа). Обмен происходил посредством внутренней радиосвязи ОВО без опасений, что эфир записывается, а также возле патрульной машины в присутствии напарника.

Через час после задержания прибыла полиция, пост патрульно-постовой службы №18-893, который принял решение провести ряд мероприятий на месте: обыск и изъятие фотоаппарата. Это заняло целый час. Обыск и изъятие происходили в КПП№2 ЧОПа при ведущейся видеозаписи со стороны ЧОПа и при участии двух понятых из числа рядовых охранников ЧОПа, одного сотрудника вневедомственной охраны и троих сотрудников ППС. Был изъят паспорт и фотоаппарат. Фотоаппарат Panasonic DMC-FT4 был запечатан в конверт, конверт заклеен, и на нём были поставлены подписи всех присутствующих. Наряд ППС после мероприятий уехал.

Только через 2,5 часа после задержания сотрудники вневедомственной охраны приняли решение доставить фотографа в отдел полиции №9, где, выслушав рапорт вневедомственной охраны, начальник дежурной смены в резкой форме потребовал снятия наручников и возвращения фотоаппарата и паспорта. В течение следующих 1,5 часов в отделе полиции была проведена полная дактилоскопия, объёмное фотографирование и подробный опрос Леонида. После чего он был отпущен. В действиях фотографа-любителя как и в случае с Владимиром Задуминым, не был обнаружен состав административного или уголовного правонарушения.

Вышеописанные инциденты с задержаниями фотографов вызвали заметный общественный резонанс. Например, о задержании Владимира Задумина сообщил телеканал «Лайфньюз». Корреспондентам «Екатеринбургского телевидения» в полиции назвали данное задержание «перестраховкой». Популярное екатеринбургское издание E1 попыталось взять комментарий в компании «Синара», но ему не ответили.

О задержании Леонида Макарова, в свою очередь, сообщили уральские издания Tochkanews.ru, «Ведомости-Урал» и «Интермонитор.ру», также ситуации уделил внимание известный блоггер, «посол ЖЖ на Урале» Илья Будкевич. Корреспонденту Tochkanews.ru в полиции подтвердили факт доставки Леонида в отделение №9 и сообщили, что не сделали ему ничего плохого — «Опросили, установили личность, технику не изымали и ничего не удаляли. После чего отпустили». Различные пользователи соцсетей, комментировавшие инциденты, многократно указали на то, что наручники были применены незаконно, и инцидент заслуживает обращения в прокуратуру. Инциденту уделили внимание не только уральские издания: об этом написала «Роскомсвобода», сайт Каспаров.ру и Фонд защиты гласности.

Ситуация также вызвала реакцию на форуме Русской Википедии. Участники этого проекта сошлись во мнении, что подобный запрет на фотографирование (в центре города в оживлённом месте) абсурден и незаконен, следовательно, аналогично следует оценивать и действия силовиков. Участница Fleur-de-farine, занимающася в проекте искусствоведением, усмотрела на кадрах Леонида (которые он выложил на Викисклад) признаки «преступления против культуры и истории Российской Федерации», так как стадион строится путём радикальной переделки старого здания стадиона, которое является объектом культурного наследия РФ. Более того, стадион уже ранее перестраивался, что сопровождалось финансовыми скандалами, а весной 2016 года за предполагаемые махинации при подготовке стадиона к чемпионату был арестован министр госимущества Свердловской области Алексей Пьянков.


Источники[править]

Оригинальный репортаж
Оригинальный репортаж Викиновостей

Эта статья опубликована в Викиновостях и содержит эксклюзивный репортаж и исследования, написанные одним из участников нашего проекта специально для Викиновостей.

Если автор репортажа не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал эту статью, из истории статьи: тот, кто её внёс эту правку, и является автором статьи. Если у вас есть замечания или предложения, первым делом напишите о них на странице обсуждения. Если у автора имелись в распоряжении не все факты, дополните статью известной вам информацией. Если с течением времени ситуация изменилась, напишите о новых фактах в новой статье. Если у вас есть вопросы к участникам русских Викиновостей, напишите на форум.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.