Следствие: в банкира Андрея Козлова стреляли неприметные уголовники или наркоманы

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

25 сентября 2006 года

Дело об убийстве первого зампреда Банка России Андрея Козлова приняло к своему производству управление Генпрокуратуры по расследованию особо важных дел. Следователи, хотя и прорабатывают десятки версий, склоняются к тому, что преступление совершили бывшие уголовники или наркоманы, которых использовали втемную: они наверняка не знали, что их жертвой окажется высокопоставленный банкир. Возможный круг таких подозреваемых настолько широк, что разыскать убийц будет сложно. К тому же следствие не исключает того, что организаторы преступления уже избавились от исполнителей.

Как стало известно «Коммерсанту», расследование убийства Андрея Козлова и его водителя Александра Семенова возглавил первый замначальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Сергей Иванов. Оперативно-следственная бригада провела выемки документов из служебного кабинета Андрея Козлова в Центробанке (со дня его смерти кабинет был опечатан), а также из дома банкира. Участникам расследования ещё предстоит изучить изъятые бумаги, однако они не особенно рассчитывают найти в них ответ на вопрос, кто мог быть заинтересован в гибели Козлова.

Возможно, подозреваемые появятся после того, как следствие допросит руководителей банков, которые в последнее время были лишены Андреем Козловым лицензий. На ближайшую неделю запланированы допросы нескольких десятков банкиров. Но следствие может не уложиться в отведенное время: многие из руководителей ликвидированных банков могли сменить адреса или вообще уехать из страны, так что найти их будет непросто.

Пока же следствие в основном сосредоточено на поиске двух исполнителей убийства. При этом в описании подозреваемых, которым располагают сотрудники правоохранительных органов, нет ни одной четкой приметы.

Сначала предполагали, что исполнители были профессиональными киллерами. Полученные следствием от операторов сотовой связи данные о соединениях мобильных телефонов в районе футбольного манежа «Спартак», где было совершено преступление, показали, что подозрительных звонков ни в день убийства, ни до него не поступало. Поэтому возникла версия, что преступники намеренно не пользовались телефонами, поскольку по ним их можно было вычислить. Свидетели же сообщили, что видели в руке одного из убийц предмет, похожий на рацию. Переговоры по рации засечь и идентифицировать практически невозможно.

Осматривая лес возле манежа, оперативники нашли барсетку, в которой находилось 25 тыс. долларов. Возникло подозрение, что сумку с гонораром могли потерять исполнители, скрываясь с места убийства. Но по найденным в ней визитным карточкам и документам было установлено, что деньги принадлежат семье москвичей. В день убийства банкира между мужем и женой произошла ссора из-за покупки новой машины. Спорили они так, что глава семьи бросил в супругу барсеткой, а та, оскорбившись, подбирать её не стала. Источники издания в правоохранительных органах утверждают, что найденное возвращено законным владельцам.

Оружие киллеров - самодельный пистолет и переделанный для стрельбы боевыми патронами травматический, по данным экспертов, ранее не использовались при совершении преступлений. Как установили эксперты, оружие было настолько ненадежным, что профессионалы никогда не пошли бы с ним на дело. Во время нападения на Козлова и его водителя пистолеты дали сбой. При первом выстреле, направленном в водителя Александра Семенова, в самодельном пистолете заклинило патрон. Выщелкнув его, преступник дважды выстрелил в убегавшего водителя и смертельно ранил его в область сердца. Неисправность второго пистолета, как считают эксперты, не позволила другому исполнителю убить Андрея Козлова на месте (банкир умер в больнице). Выпустив две пули, которые попали Андрею Козлову в шею и голову, убийца не смог сделать контрольный выстрел — третий патрон заклинило. Он так и остался в стволе выброшенного пистолета.

По мнению некоторых участников расследования, выбор оружия, скорее всего, свидетельствует о том, что стреляли из него бывшие уголовники или наркоманы. Очевидно, этих людей использовали втемную, наняв за небольшую сумму денег. Поэтому киллеры и сэкономили на оружии. При этом они наверняка не знали, что их жертвой окажется высокопоставленный банкир.

Нападение на Козлова продемонстрировало слабость заявлений Путина о наступлении стабильности

Андрей Козлов был одним из самых высокопоставленных российских чиновников, убитых в посткоммунистический период, и его смерть потрясла российскую элиту. Заказные убийства бизнесменов были рутиной в начале 1990-х годов, когда капитализм в России только зародился, и многие думали, что они стали достоянием прошлого, пишет американская газета The Wall Street Journal.

Весной 2004 года Центральный банк России начал наступление в борьбе против отмывания денег, отняв лицензию у одного из московских банков, который он считал рассадником финансовых преступлений. Но когда сотрудники регулирующего органа попытались взять под контроль его главный офис, охранники банка в черных костюмах их не впустили.

Последовали новые акции сопротивления. Демонстрации вкладчиков блокировали одну из самых оживленных магистралей Москвы, парализуя уличное движение. Объектом их гнева был Андрей Козлов, глава банковского регулирования в России. Это была первая стычка в ходе крестового похода с высокими ставками на российскую, непрозрачную и криминализованную, банковскую систему - проекта, лежащего в основе амбиций президента Владимира Путина модернизировать российскую экономику.

Козлов возглавлял не только наступление на отмывание денег. Его беспокоили не только грязные деньги, поступающие в систему, но и деньги, которые выкачивают из неё и используют в преступных целях. Российские чиновники, милиционеры и банкиры считают, что атака Козлова на систему стоила ему жизни.

Чтобы оценить масштабы проблемы, издание рассказывает историю небольшого банка «Арат», зарегистрированного в деревне у границы с Монголией, у которого Козлов отозвал лицензию в августе 2005 года. Регулирующие органы заявили, что банк, активы которого составляли всего 320 тыс. долларов, только в июне-июле прошлого года выдал 1,34 млрд долларов. Найти владельцев банка, ликвидированного в прошлом октябре, чтобы получить у них комментарии, не удалось.

Козлов боролся в одиночку. Многие считали его усилия тщетными - «черный нал» настолько присущ российской действительности, что без него экономика не может функционировать. «Он говорил, что знает об этом, - сказал Ричард Хейсуорт, глава местной компании кредитных рейтингов RusRating и друг Козлова. - Но он хотел вытащить проблему из банковской среды на политическую арену».

Отозвав лицензию у того или иного банка, его департамент регулярно передавал доказательства о его незаконных манипуляциях с наличными и отмывании денег в прокуратуру и милицию. Во многих случаях доказательства игнорировали.

Но это может измениться, считает WSJ: в числе мер, предложенных Путиным в пятницу, — создание рабочей группы по борьбе с преступностью в банковской системе. Впервые в комиссию войдут представители милиции и прокуратуры, а не только сотрудники регулирующих органов, и это предполагает более жесткое отношение к нечистоплотным банкам. (Полный текст на сайте Inopressa.ru (Архивная копия от 5 января 2010 на Wayback Machine).)

Нападение на Козлова продемонстрировало слабость заявлений Путина о наступлении новой эры стабильности. Несмотря на то, что политических вызовов власти Кремля становится все меньше, преступность и коррупция по-прежнему подрывают авторитет государства. Действительно, сам Путин в сентябре признал, что отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией - это одна из неудач его президентства.

Хотя следователи говорят, что у них мало зацепок в убийстве Козлова, Путин уже сделал свои выводы. На поспешно созванном совещании высокопоставленных чиновников в прошлую пятницу он заявил, что убийство продемонстрировало, что российская банковская система пронизана преступностью. Банки по-прежнему переводят миллиарды рублей в наличных платежах, которые используются для уклонения от уплаты налогов, «огромных взяток», финансирования терроризма и «наркомафии», заявил он.

WSJ: Козлов с самого начала знал, что может нажить врагов и в Центробанке

С самого начала Козлов знал, что может нажить врагов и в Центробанке и за его пределами. «За мной сейчас очень пристально следят», - заявил он в июне 2002 года в интервью The Wall Street Journal. Несколько «грязных нападок», сказал он, сделано через местную прессу — его обвиняли в том, что он берет взятки. «Они анализируют каждое мое слово», — добавил он.

Западные банкиры регулярно заходили с заезжими руководителями в его кабинет в Центробанке. «Всегда было удовольствием знакомить людей с ним, потому что он явно был тем, кто символизирует прогресс в России», — заявил Марк Робинсон, глава российского отделения Citibank Inc.

Назначенный главой регулирующего органа России, Козлов взялся за восстановление доверия к банкам страны, пробивая закон о страховании вкладов. Он возглавлял комиссию, которая решала, кто соответствует требованиям, и использовал процесс, чтобы «выполоть» самые нечестные российские банки. Закон давал ему большую свободу действий. В итоге 343 из 1270 соискателей провалились. Это вызвало ярость на рынке. Авторы статей в российской прессе утверждали, что за включение в программу банки должны были дать взятку в размере 150 тыс. долларов.

Козлов отмахивался от такой критики. Анатолий Аксаков, член банковского комитета российского парламента, однажды поздно вечером встретил его после целого дня скрининга банков для новой системы. «Он шел мимо Большого театра из Центробанка, и я спросил: «Как получилось, что у вас нет телохранителя?» Он засмеялся и сказал: «А зачем? Я законопослушный гражданин».

В 2004 году Козлов начал следующий этап своего крестового похода — наступление на криминальные банки. В мае он в срочном порядке собрал журналистов в элегантном главном офисе Центробанка, чтобы объявить, что он отозвал лицензию у Содбизнесбанка, учреждения средней величины, зарегистрированного в Москве. Это был исторический момент: власти впервые применили недавно принятый закон, направленный против отмывания денег, чтобы закрыть банк. По словам Дворковича, Кремль полностью его поддерживал.

Регулирующий орган обвинял Содбизнесбанк в ряде финансовых нарушений. Он отмечал, что банк, зная об этом, управлял выкупом, полученным в ходе громкого похищения человека, а в 2003 году выдал более 1 млрд долларов наличными, что составило около 9% всех подобных сделок, осуществленных в том году банковской системой. Банк, заявил Козлов журналистам, сочетал сомнительные операции с активной кампанией по привлечению вкладчиков.

Содбизнесбанк нанес ответный удар. Его президент Роман Петров назвал действия Козлова «полным произволом» и оспорил их в суде. На протяжении двух недель охранники не давали уполномоченным администраторам Центробанка войти в помещение. В итоге им, чтобы войти, понадобилось милицейское сопровождение.

Тем временем руководство Содбизнесбанка мобилизовало сотни клиентов на акции протеста у здания банка. Они блокировали одну из самых оживленных улиц Москвы, обвиняя Козлова в попытке украсть их сбережения. В российских СМИ началась злобная атака на банкира.

Финансовый чиновник намекнул, что и у других банков могут скоро отобрать лицензии. Ударившись в панику, банки перестали кредитовать друг друга, спровоцировав тяжелую ситуацию с ликвидностью. Встревоженные клиенты стояли в очередях у банкоматов, чтобы забрать свои сбережения, и у некоторых банков кончились деньги.

Козлов утверждал, что банковский кризис организовали умышленно, чтобы дискредитировать правительство. Многие в банковском секторе требовали его отставки. Игнатьев и Кремль были на его стороне. «Было ясно, что причина неразберихи — это фундаментальные проблемы в банковской системе, — заявил Дворкович. — Не было смысла винить одного человека».

У скандала вокруг Содбизнесбанка был страшный эпилог в октябре прошлого года, когда бизнесмен Александр Слесарев, которого многие считали подлинным хозяином банка, был убит. Преступники, вооруженные автоматами Калашникова, поравнялись с его двигавшимся на большой скорости автомобилем Mercedes в пригороде Москвы и изрешетили машину пулями, убив бизнесмена, его жену и старшую дочь.

Война Козлова против таких компаний, как Содбизнесбанк, сделала его очень уязвимым. Министр финансов Алексей Кудрин сказал, что банкир «часто посягал на интересы нечистоплотных финансистов» и преступных группировок. Его департамент закрывал примерно два банка в месяц, и у Козлова не было недостатка во врагах. Коллеги говорят, что ему многократно грозили смертью. «Его могли убить коммерческие организации, пытавшиеся отмыть деньги через банки, не обязательно сами банки», — заявил бывший глава Центробанка Виктор Геращенко.

Некоторые другие его планы, если бы они осуществились, принесли бы Козлову ещё больше врагов. «Последнее, о чем Андрей говорил мне перед гибелью, было то, что его следующий крупный проект — это поиск способов реформировать сам Центробанк», — сказал Хейнсуорт из RusRating. Простор был огромный: банкиры говорят, что в некоторых региональных отделениях Центробанка процветает коррупция, что он требует огромные взятки, чтобы сделать такие рутинные вещи, как регистрация увеличения капитализации.

Источник в Центробанке отказался комментировать обвинения в коррупции. Он заявил, что Козлов никогда публично не обсуждал планы чистки Центробанка, а он не может комментировать частные беседы банкира.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Следствие: в банкира Андрея Козлова стреляли неприметные уголовники или наркоманы», опубликованной NEWSru.com и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.