Судья в Екатеринбурге наказал журналистку за пикет против себя самого

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

21 марта 2018 года

21 марта 2018 года судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Владимир Ушаков назначил журналистке «Новой газеты» Елене Шукаевой административный штраф в размере 10 тысяч рублей. Корреспондентка получила такое наказание за участие в одиночном пикете против решения самого судьи Ушакова.

Возникновение «дела Шукаевой»

«Дело Шукаевой» — часть противостояния последних недель между властями и екатеринбургскими оппозиционными активистами из движения «Стратегия-6». Конфликт связан с тем, что Министерство общественной безопасности Свердловской области фактически запретило проводить 6 марта 2018 года традиционный большой пикет в защиту политзаключенных в Екатеринбурге. Организаторы акции, которые до того с областной властью не конфликтовали, ответили судебными исками и серией одиночных пикетов в заранее запланированный день. На одном из них был задержан правозащитник и юрист Сергей Тиунов. На следующий день судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга назначил Тиунову 15 суток административного ареста. Так в городе появился первый пикетчик «Стратегии-6», наказанный за нарушение порядка проведения массового мероприятия.

Арест Тиунова привел к новому витку конфликта. Тиунов объявил сухую голодовку, став первым активистом «Стратегии-6», прибегнувшим к такой радикальной форме протеста. Апелляция оставила решение по делу Тиунова без изменения и активист продолжал голодовку до вечера 21 марта 2018 года, когда был отпущен по отбытию наказания.

Судья Юлия Лобанова с плакатом Елены Парий

16 марта 2018 года общественный защитник Тиунова активистка Елена Парий встала в одиночном пикете у здания Министерства общественной безопасности Свердловской области. На развернутом ею у входа в здание Министерства плакате значилось: «9-е сутки голодает Сергей Тиунов арестованный по приказу сотрудников Министерства общественной безопасности!». Видеосъёмку Парий вёл Рафаил Шепелев. Здесь же стояла журналистка Елена Шукаева, которая с ними разговаривала и брала этот плакат в руки. Фактически Шукаева выступала против решения судьи Ушакова. Одиночные пикеты в России никакого уведомления властей или согласования не требуют.

Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области сразу узнали активистов и потребовали, чтобы те разошлись. Те не подчинились, настаивая, что проходит одиночный пикет. Тогда сотрудники Министерства вызвали наряд полиции. Прибывшие полицейские отвезли всех троих на «гражданской» автомашине (то есть без символики МВД) в отдел полиции № 5 города Екатеринбурга.

Протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении всех троих — Парий, Шукаевой и Шепелева. «Коллективного дела» не получилось. Елена Парий упала в обморок и была отвезена в больницу. Врачи дали понять, что продержат её в стационаре суток восемь. Рафаил Шепелев на следующий день был оправдан «дежурным» судьей Ленинского районного суда города Екатеринбурга Юлией Лобановой. На это решение уже подана апелляция со стороны полиции в Свердловский областной суд. На 21 марта 2018 года было назначено в том же Ленинском районном суде города Екатеринбурга рассмотрение дела Елены Шукаевой.

Личность Шукаевой
Елена Шукаева в суде

Елена Шукаева — филолог с высшим образованием. В настоящее время является журналисткой «Новой газеты». Корреспондент Викиновостей видел её большую статью, посвященную протестной акции Алексея Навального. Кроме того, Шукаева регулярно участвует в пикетах «Стратегии-6» в защиту политзаключённых и во многих других протестных акциях. Она отличается красноречием и эмоциональными выступлениями.

В местной полиции Шукаеву хорошо знают. Это подтвердил в суде офицер Владислав Сергеев. Однако до 16 марта 2018 года её не трогали и никаким административным наказаниям Шукаева не подвергалась.

Может ли судья объективно рассмотреть дело о протесте против себя?
Судья Владимир Ушаков

Материал на Шукаеву был передан судье Владимиру Ушакову, назначившему Тиунову 15 суток. Возникла проблема — может ли судья объективно рассмотреть дело в отношении журналистки, которая протестовала против него? В начале судебного заседания Шукаева заявила отвод Ушакову. Журналистка мотивировала свой отвод тем, что она протестовала против решения Ушакова. Кроме того, Шукаева сообщила Ушакову, что изготовила и распространяла листовку против его решения по делу Тиунова. По словам журналистки, решение Ушакова причинило ей «много боли и страдания». Поэтому Шукаева полагала, что Ушаков может поддаться соблазну её наказать, заявила журналистка.

Статья 29.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает отвод судьи, если он «лично, прямо или косвенно» заинтересован в исходе дела. Ушаков ответил Шукаевой, что помнит о своём решении по делу Тиунова, но отказался удовлетворить заявление о своём отводе. Ушаков пояснил, что КоАП РФ не уточняет, что считать заинтересованностью судьи в исходе дела. Также Ушаков отметил, что сейчас рассматривается дело не в отношении Тиунова, а в отношении Шукаевой. Сомнений в своей способности объективно рассмотреть дело Шукаевой судья Ушаков не высказал.

Вместо портрета Сталина — мундир капитана полиции
Полицейский Сергей Карпеев в форме капитана полиции. 21 марта 2018 года

Со стороны обвинения в суде выступали те же лица, что и по «делу Шепелева». Это неудивительно, так как Шукаеву и Шепелева привлекали за одно мероприятие. Отличие заключалось в том, что обвинитель по «делу Шепелева» офицер полиции Анна Абрамовская на этот выступала в качестве свидетеля. В «деле Шукаевой» Абрамовская только давала показания и не вела допрос привлекаемого лица и свидетелей. Так что «дело Шукаевой» шло без обвинителя.

Защиту осуществляли адвокат Ирина Ручко и общественный защитник Анатолий Свечников. Таким образом состав защиты был идентичен тому, что был по «делу Шепелева». Разница была лишь в том, что теперь Шепелев был свидетелем защиты.

В ходе допроса свидетелей и самой Шукаевой, стала ясна роль журналистки в пикете 16 марта 2018 года. В этот день Шукаева пришла на пикет Парий позже всех. Сотрудник Министерства общественной безопасности Свердловской области Анастасия Харитонова заявила, что выходила и просила Шукаеву прекратить пикет, но безрезультатно. Шукаева настаивала, что никогда с ней «девушка по имени Настя» не разговаривала. Тогда сотрудники Министерства вызвали наряд полиции.

Полицейские потребовали от пикетчиков разойтись и убрать плакат. Шукаева подчинилась. По словам офицера Владислава Сергеева, Шукаева говорила Парий, чтобы та сворачивала плакат и предлагала уйти. Плакат свернули, но после этого всех троих активистов задержали и отвезли для составления протоколов.

17 марта 2018 года по аналогичному делу Шепелева выступал полицейский Сергей Карпеев. Тогда он был в футболке с парадным цветным портретом Сталина на груди. На этот раз Карпеев пришёл в форме капитана полиции. Он подтвердил, что Шукаева действительно предлагала Парий прекратить проведение мероприятия. При этом Карпеев подчеркнул, что пикетчики «вдруг обеспокоились» исполнять требование о прекращении пикета только тогда, когда были предупреждены о том, что будут доставлены в отдел полиции.

В «деле Шукаевой» адвокат Ручко вновь задала вопрос Карпееву о том, почему его рапорт имеет те же орфографические ошибки и фразеологические обороты, что и рапорта двух других полицейских. Карпеев задал встречный вопрос: «Где это прописано, что рапорта должны различаться?». При этом полицейский расскрыл загадку идентичности рапортов. Оказывается все трое стражей порядка печатали свои рапорта на одном рабочем компьютере. Карпеев пояснил, что ему рапорт составил его коллега Владимир Чуваткин. Сам Карпеев прочитал текст Чуваткина, внёс коррективы, и подписал.

Карпеев проявил находчивость в ответах и на другие вопросы. Защитник Анатолий Свечников спросил его что он скажет, если имеющееся видео опровергнет показания Карпеева. Офицер полиции тут же ответил, что мол «видео не видел».

Исправленное доказательство и итоговое решение

В судебном заседании разрешилась судьба еще одного доказательства — «скрин-шота» со страницы Елены Шукаевой в «Фейсбук». При рассмотрении «дела Шепелева» офицер Абрамовская категорически отказалась сообщать суду, кто сделал этот скрин-шот. На этот раз Абрамовская сообщила, что акт о снятии скрин-шотов был составлен 18 марта 2018 года, то есть уже после вынесения решения по делу Шепелева.

Судья отказался смотреть видео, предоставленное защитой, и обозрел только запись с камер видеонаблюдения Министерства общественной безопасности Свердловской области. Запись была составлена из нескольких фрагментов и не имела звука. Однако это не смутило судью.

Защитники Шукаевой ходатайствовали о признании рапортов полицейских с учётом выявленных обстоятельств их составления, недопустимыми доказательствами. Также было заявлено ходатайство защиты о признании недопустимым доказательством заактированного задним числом «скрин-шота». Судья пообещал рассмотреть оба ходатайства при вынесении решения. Затем Ушаков выслушал позицию защитников и самой Шукаевой, просивших о прекращении дела за отсутствием состава правонарушения. Тут же, не удаляясь в совещательную комнату, огласил решение — назначить журналистке минимальный штраф в размере 10 тысяч рублей.

«Дело Шукаевой» несомненно получит общественный резонанс — в зале суда было 13 зрителей и съемочная группа эстонского кинорежиссера Марианны Каат.


Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.