Перейти к содержанию

Сырьевая экономика — ресурсное проклятие и голландская болезнь

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

20 апреля 2019 года

18 апреля 2019 года в «Точке кипения−Екатеринбург» в рамках экономических лекторий состоялась открытая дискуссия с доцентом УрГЭУ Константина Юрченко на тему «Сырьевая экономика: ресурсное проклятие, голландская болезнь и ловушки для экономического развития».

В ходе четвёртого научного баттла Константина Юрченко с участниками коворкинговой сети «Агентства стратегических инициатив» в Екатеринбурге был продемонстрирован мировой опыт исследований количественных изменений и качественных трансформаций сырьевых экономик. Константин показал тенденции развития в странах, значительную долю экспорта которых составляют сырьевые ресурсы, зарождение и стремительное развитие голландской болезни и ухудшение делового климата.

На примере современных работ экономистов Константин отвечал на вопросы: Неизбежно ли ресурсное проклятие в богатой полезными ископаемыми стране? Как развитые страны преодолевали соблазн тратить сырьевые доходы? И что делать экономике с развитой добывающей отраслью? Как преодолеть экономические проблемы в стране, оказавшейся в эпицентре голландской болезни? Что ожидать от государства в сфере макрорегулирования ресурсной экономики?

Экономическая модель в работе Макса Кордена и Питера Нири описывает падение «торгуемого» сектора и деиндустриализацию страны в ресурсозависимых странах. Ричард Аути (англ. Richard Auty) указывает на низкие темпы экономического роста и уровня жизни в таких странах. Парадокс в следующем: «высокие экспортные цены в странах-экспортёрах укрепляют национальную валюту и сокращают чистый экспорт и инвестиции из-за эффекта вытеснения. Высокая доходность от сырьевого сектора нивелируется за счёт потери конкурентоспособности несырьевого сектора. Экспорт ресурсов с параллельным замещением отечественного производства импортом приводит к уменьшению реального потенциала страны-экспортера. А последующее снижение цен на экспортируемый ресурс в такой ситуации приводит к резкому ухудшению платёжного баланса и создаёт валютный кризис».

Однако, исследования Джеффри Сакса и Эндрю Уорнера (англ. Andrew Warner), Алана Гельба (англ. Alan Gelb) выявляют, что вообще то нет зависимости экономического роста от ресурсообеспеченности. Криста Брунншвейлер (англ. Christa Brunnschweiler) отмечает, что многие из сегодняшних стран-лидеров (США, Великобритания, Канада, Австралия) начинали свое развитие в условиях ресурсообеспеченности и не только успешно преодолели ресурсное проклятие в конце XIX — начале XX века, но и показали высокий уровень экономического развития. Выход из парадокса в следующем: «на самом деле важны уменья и способность распоряжаться полученными доходами и грамотно их реинвестировать. Становятся важны сформированные в стране институты, качественные и сильные. Качественные институты поддерживают добывающую отрасль и создают перерабатывающую, формируют равномерное распределение дохода в обществе».

Слабые институты не способны сами стимулировать устойчивое развитие, направить экспортные доходы на инвестирование. В таких странах происходит лишь попытки сдерживания притока валюты и усиливается накачивание экономики деньгами. При падение экспортных цен в экономике возникает кризис. Экономическое чудо не происходит — недостаточно иметь ресурсную базу и развитость технологий. Этому препятствуют некачественные институты («грабберы»). Хальвор Мелум (англ. Halvor Mehlum), Карл Моэн и Рагнар Торвик (англ. Ragnar Torvik) описали этот феномен: «в условиях слабых институтов формируются квазиинституты, которые реализуют свои краткосрочные цели, их ориентир — быстрая монетизация полезности имеющихся ресурсов. «Грабберы» сильнее и адаптивнее «производителей» и их удельный вес в экономике растёт, мешая развитию последних. По мере уменьшения числа «производителей» «грабберы» ожесточеннее конкурируют между собой за перераспределение оставшегося. Они превращаются в значительную силу, что приводит к вооружённым конфликтам, и даже к гражданским войнам».

По некоторым исследованиям российская экономика также как и многие страны с богатыми ресурсами испытывает голландскую болезнь. И в конце мероприятия один из участников предложил вариант выхода из ресурсного проклятия для России на примере китайской экономики. Однако, Константин поставил под сомнение возможность использования данного опыта в связи с тем, что китайская экономика имела качественные институты и значительный низкий первоначального уровня ВВП, что обеспечила высокий уровень роста в начальных периодах старта.

Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Оригинальный репортаж Викиновостей

Эта статья опубликована в Викиновостях и содержит эксклюзивный репортаж и исследования, написанные одним из участников нашего проекта специально для Викиновостей.

Если автор репортажа не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал эту статью, из истории статьи: тот, кто её внёс эту правку, и является автором статьи. Если у вас есть замечания или предложения, первым делом напишите о них на странице обсуждения. Если у автора имелись в распоряжении не все факты, дополните статью известной вам информацией. Если с течением времени ситуация изменилась, напишите о новых фактах в новой статье. Если у вас есть вопросы к участникам русских Викиновостей, напишите на форум.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.