Фараон, все забирающий с собою

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

1 декабря 2017 года

Выставка “Где мой дом?”, безусловно, является знаковой. И дело не в том, что она юбилейная. Тем более, что весомых дат, помимо 125-летия со дня рождения Цветаевой, еще две – 25 лет в этом году исполняется ее музею в Борисоглебском переулке, и 155 – дому, в котором он расположен. Дом этот для нее был не просто стенами и крышей – она считала его своим, любила почти так же, как самый важный дом своей жизни – отцовский, в Трехпрудном переулке.

Тот не уцелел, этот сохранился и бережет память о своем самом знаменитом обитателе. Квартира, в которой жило семейство Цветаевых-Эфрон, воссоздана по воспоминаниям родных и близких настолько точно, насколько это было возможно. Анастасия Цветаева, побывав здесь вскоре после создания музея, подтвердила — да, это Маринин дом.

Типичный арбатский особнячок, олицетворение уюта и надежности бытия, столь ценимого нашими предками, пережил на своем веку немало. Дважды его собирались сносить. Первый раз помешала война. Второй раз — одна из его жительниц — Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, категорически отказавшаяся выселяться из него, отключенного от воды, тепла и света. Шесть лет борьбы за возвращение этого дома Марине Цветаевой и всем нам.

И все-таки, подлинный дом поэта — не стены и крыша, а страницы его рукописей. Событийность выставки обусловлена принципом, положенным в ее основу: Цветаева явлена нам не как уникальная многогранная личность, не как женщина яркой и трагической судьбы, но как человек, посвятивший жизнь упорному, кропотливому, вдумчивому письменному — именно так! — труду.

- Мы хотели рассказать о том, каким напряженным был труд, предшествовавший появлению бессмертных цветаевских текстов, - представляет выставку нашим читателям директор дома-музея Елена Жук, - показать, из чего они сотканы, из каких невероятных кладовых мировой культуры почерпнуты. Автором идеи выставки стала Елена Баурджановна Коркина, наш старший научный сотрудник, специалист с мировым именем. Именно она предложила сделать темой экспозиции служение слову. И когда все сложилось, все обрело свет и форму, получилась выставка, которую по мнению другого признанного цветаеведа и тоже, к нашему великому счастью, сотрудника нашего музея Льва Абрамовича Мнухина, сама Ариадна Сергеевна Эфрон хотела бы сделать о своей матери.

Мемориальная квартира М. Цветаевой. Кабинет и спальня. Фото предоставлены пресс-службой музея

Строфы, строки, слова, слоги (именно слог был для поэта мерилом всего) — рабочие тетради Цветаевой, черновые и беловые. Только подлинники. Только оригиналы. Любезно предоставленные Российским государственным архивом литературы и искусства. Варианты рифм, комбинации строк, столбцы эпитетов и определений, планы произведений, отсылки к образам — путеводные нити, по которым можно от завершенного произведения добраться до его истоков. Несколько тетрадей была отсканирована, снабжена расшифровками и справочным материалом — титаническая работа большого коллектива исследователей — и выложена на мультимедийных экранах. По завершении выставки они будут размещены на сайте музея.

Портретов самой Марины на выставке нет. Но есть изображения кумиров ее юности, судьбы которых повлияли на формирование ее характера и ее таланта — Наполеон, его сын герцог Рейхштадский, Байрон, Жанна д’Арк, Мария Башкирцева. И еще — слепки с античный статуй — те самые, что собирал ее отец для своего музея, те самые, что видела маленькая Марина, предоставленные ГМИИ им. Пушкина и Учебным художественным музеем им. И.В. Цветаева

Цветаева однажды обмолвилась: “Жизнь я прожила в случайных местах, с случайными людьми”. Не удивительно, что мемориальных вещей на выставке немного. Нитка костяных бус, нитка коралловых, колода карт, шашки, пара серебряных колец. Все случайно, все бытово, приземлено, сиюминутно. А напротив миниатюрных витрин с раритетами — экраны, в которых, как в окнах поезда мелькает жизнь, бурлившая вокруг Марины. Хроника выстроена максимально контрастно: празднование 300-летия Дома Романовых и выступление Сталина, кадры с фронтов Первой мировой и Великой Отечественной. То, что ломало и крушило ее человеческую жизнь и оставалось за гранью жизни творческой.

В одной из тетрадок есть запись разговора Цветаевой с сыном:

“Мур мне говорит: - Мама, Вы в маленьком — совсем не эгоист: все отдаете, всех жалеете, но зато — в большом — Вы страшный эгоист, и совсем даже не христианин. Я даже не знаю, какая у Вас религия.

- Не христианин, Мур, а фараон, всё забираю в свою гробницу! — дабы через тысячелетия проросло зерно.

Последним, что увидит посетитель в этом необычном путешествии по Вселенной Марины, будут стол, за которым она работала и ручка, которую держала в руках. А зерна, проросшие из собранных ею сокровищ, прорастают в каждой живой душе…

Выставка продлится до 1 марта 2018 г.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Фараон, все забирающий с собою», опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.