Февраль на Святой земле

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

21 марта 2018 года

Практически в любой стране, где все мы любим отдыхать, будь то Греция, Турция или Египет, вам обязательно предложат однодневные экскурсии в Иерусалим к святыням христианства. Стоят они недешево, гарантий того, что вы попадете хотя бы в Храм Гроба Господня в «высокий туристический сезон» и сорокаградусную жару, также никто не даст. Самое же главное, что Иерусалим — лишь одно из святых мест, связанных с земной жизнью Христа. Вифлеем и Назарет, Тивериадское озеро и гора Фавор, река Иордан, наконец… Все это находится далеко за пределами древнего города на территории современного государства Израиль. Если вы верующий человек, то без посещения этих удивительных мест ваше паломничество будет как минимум неполным. Впечатления, которые здесь испытываешь, невозможно забыть. Они станут главными во всей вашей жизни точками миропонимания и осмысления, опоры и надежды. На фото: Храмовая гора

Близкая Святая земля Безвизовый Израиль, страна с площадью как Московская область и примерно таким же населением в 9 миллионов жителей, которой в следующем году исполнится всего 70 лет, открыт круглый год. Вот мы с семьей и решили исполнить нашу мечту и полететь туда на неделю в феврале. Вылетев из заснеженного малыша-аэропорта Жуковский, мы через 4 часа приземлились в громадном Бен-Гурионе, где сияло солнце и пришлось срочно снимать теплые куртки, а затем и кофты.

Храм Рождества Христова

Строгая пограничница на плохом русском задавала разные вопросы о цели и сроках визита. Последней точкой пропуска стал глупый вопрос: «Как работа?» и еще более тупой мой ответ: «Хорошо работа», после которого все формальности были пройдены. Никто наш багаж не «шмонал», хотя прецеденты такие бывают, по рассказам. Так же было и на обратном пути, только уже без вопросов. Кстати, меры безопасности в наших портах, будь то Домодедово или тот же Жуковский, гораздо жестче. Здесь же на входе в аэропорт никто не просвечивает твои вещи и тебя самого. Да и наполовину полная пластиковая бутылка с жидкостью благополучно проехала в личных вещах с нами на борт. Впрочем, формулировка «не внушающий доверия» действует, и за вами наблюдают, без сомнения. Мы, видимо, доверие внушили. Несмотря на три огромных чемодана, ведь в искусстве набрать с собой в отпуск массу ненужных вещей мы постоянно достигаем новых тяжелых высот.

Восток есть Восток Солнце, неожиданно много зелени (выгорит через пару месяцев, сказал нам шофер Иосиф, зато собираем по 4—6 урожаев в год), бело-розовые цветущие миндальные деревья и апельсины, лежащие под одноименными ветвями. Отличные дороги и полное отсутствие как джипов-внедорожников, так и вообще дорогих авто. Малолитражки корейского и японского производства — основной транспорт. Бензин здесь дорог, асфальт ведет к любой деревушке и «автопонты» излишни.

Иерусалим

Много мужчин во всем черном и широкопых шляпах — так называемых ортодоксов, которые всю жизнь заняты только молитвами. Отношение к ним у работающих граждан-налогоплательщиков однозначное, но озвучивать его не будем. Сами-таки разберутся. Немало военных — юношей и девушек в простой зеленой форме, едущих ночевать домой в обычных автобусах. С настоящими автоматами. В армии здесь нужно отслужить каждому, независимо от пола. В отеле, расположенном в одном из пригородов Тель-Авива, нас встретили вооруженные травматами охранники и приветливые, но не говорящие на русском языке дамы на ресепшн. Это редкость, потому что если вы в этой стране заблудились, смело спрашивайте на русском любого прохожего. Максимум третий расскажет вам все охотно на нашем и их родном. «Бывшего нашего народа», как пел Высоцкий, здесь по-прежнему много. Страна довольно дорогая, надо сказать. Уже на третий день некая старушка охотно рассказала, что пособия в 2700 шекелей (54 тысячи рублей) ей здесь не особенно хватает. Однако здесь она «как в СССР» и «всех знает в своем доме, а то в России не знала, кто за стенкой живет». Только еще ежедневно можно «ножки в море помочить». Видимо, поэтому гостеприимные хозяева сегодня остро думают о повышении пенсионного возраста для женщин с 62 до 67 лет. С балкона открылся отличный вид на Средиземное море, в волнах которого резвились серферы. На набережной — большая детская площадка, где играют и лазают дети: кто в носках и колготках, а кто и босиком. Кстати, других специализированных площадок для детей мы во дворах не увидели. Даже на территории школ — лишь дворик за железной сеткой максимум с баскетбольным кольцом. На мощеной деревом набережной столицы стояла одна неработающая карусель, где среди лошадок валялась… мертвая ворона. Нашим землякам, требующим возведения детских и спортивных площадок в каждом дворе, есть над чем задуматься и не лениться пройти 50—100 метров со своими чадами до соседнего.

Река Иордан

Если хочешь узнать страну поближе — поезди по ней… на общественном транспорте. Отказавшись от экскурсии в портовый Яффо, мы поехали туда обычным рейсовым автобусом. Вывески на лавочках — кто во что горазд. На улицах в общем чисто, хотя никто не заморачивается, бросая окурки где ни попадя. Зеленые мусорные баки на колесиках можно встретить где угодно, а свернув с центральных улиц увидеть пучки электропроводки, свисающие по стенам зданий до земли, как лианы, и сохнущее белье.

Вкуснейший кофе на любой заправке, «блошиные» рынки, набережные и море. В местном «Макдоналдсе» — никаких чизбургеров. Молоко (в этом случае сыр) и мясо вместе здесь табу. Женщины в автобусе ругаются между собой и с водителем — явно бывшим нашим мужичком, похожим на таксиста из «Брата-2». Множество кошек. Восток есть Восток. Пока не натыкаешься случайно на улочку Александра Пушкина. Трогательно…

Желтый город В нашу путевку входило четыре экскурсии, но следующий день был «по плану» свободным. Именно поэтому мы встали пораньше и пошли на завтрак, где мясного не было, ибо было молочное. Так же «планово» мы не удивились, когда прямо из-за стола нас забрали на экскурсию. Нестыковки между планами наших турфирм и местных операторов — обычное дело, будьте готовы. Через 15 минут мы уже ехали в автобусе не куда-нибудь, а к местам рождения и воскрешения Христа.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова находится на арабской территории в городе Вифлеем, однако никаких неудобств из-за этого не происходило. Разве что портреты «борцов за свободу» на стенах и полиция в другой форме. Христианские храмы и мечети мирно соседствуют здесь, как, впрочем, и везде в Израиле. В паломническом центре мы купили редкие иконы «Древо жизни», «Святое семейство» и «Улыбающаяся Богородица» и, главное, свечи в связках из 33 штук — по числу лет земной жизни Христа. Затем эти свечи мы опалили в Храме Гроба Господня, и для всех наших родных и знакомых они теперь самые ценные реликвии. Пламя этих свечей не обжигает, вот ведь какое дело.

В пещере Рождественского храма поклонились «Вифлеемской звезде» и яслям младенца Иисуса, написали записки. Все здесь дышит тихой и светлой радостью прихода Спасителя в мир. Здесь тепло и покойно, и дождик периодически проливал на нас теплые слезы. Отсюда начинается настоящее паломничество (от слова «пальма», ведь раньше обязательно привозили ее ветви из путешествия) по Святой земле. Через час с небольшим в полной тишине, нарушаемой только словами экскурсовода, мы «восходили», как принято говорить с незапамятных времен, в Иерусалим. Город, стены домов которого выложены светлым камнем, казался желтым в лучах солнца. Надо сказать, что Иерусалим не давит нагромождением исторических зданий, как Рим. Он более распахнут небу и солнцу, и это явно восточный, не европейский город. Вот узкие улочки, вот небольшое древнее кладбище, а вот мимо летит… парочка зеленых попугаев. Особый колорит города в том, что он не стоит у моря или на реке, как многие великие города. Зеленые холмы, желтые дома и никакого водоема. Жизнь здесь тоже меняется, потому что на соседних (а то и на одном) балконах можно увидеть и государственный и «радужный» флаги. А вот вывеска гласит, что на этом месте строится «Музей толерантности». Но нам туда не надо.

На Храмовой горе Однако Храмовая гора, в окрестностях которой был Эдемский сад, где гуляли Адам и Ева, неизменна, и на ней стоит Храм Гроба Господня, куда мы и шли крутыми улочками Старого города. Вход в Храм непривычный — будто дверь в стене. На площади перед ним — тишина, все говорят вполголоса. Вот с задушевным пением прошла небольшая процессия хорошо одетых людей (возможно, чехов) с простым деревянным крестом. Февраль, а летом здесь можно стоять часами. Поднялись по тринадцати ступеням на Голгофу к месту, где стоял Крест Христа и кресты разбойников. Затем спустились к Камню миропомазания и наконец вошли в Кувуклию, где был погребен Иисус и где произошло чудо Воскрешения. Именно здесь ежегодно загорается Благодатный огонь, дающий нам надежду, что Господь нас не покинул. Везде небольшие очереди. Многие тихо плачут.

Эдемский сад

Тем, кому посетить Святую землю по тем или иным причинам пока не удалось, полезно знать о том, что в подмосковной Истре не так давно полностью отреставрирован комплекс Новый Иерусалим. Здесь есть точная копия Храма Гроба Господня

Буквально в пяти минутах от Храма находится и Стена плача. Строго говоря, «плач» у единственно сохранившегося фрагмента Западной стены означает горе от разрушения двух иудейских храмов. Однако традиция просить здесь Господа стала международной. Стена разделена на «мужскую» и «женскую» части. Впечатления здесь у всех разные. Для нас с сыном после Храма они были более чем спокойными. Женщинам же здесь явно есть о чем поплакать, а места для этого им отведено меньше. Впрочем, февраль же и очередей почти нет. Так закончился наш первый день, и казалось, что столь серьезные впечатления останутся самыми сильными, однако все еще было впереди. Ведь Святая земля, мы помним, Иерусалимом отнюдь не ограничивается.

Живая соль Мертвого моря Не побывать на Мертвом море мы также не могли, тем более что в Израиле говорят: «У нас два главных достояния — мозги и Мертвое море. И одно из них постоянно усыхает». Дорога туда дальняя и ведет через пустыню и горы. Это совсем другая страна. Правда, нескольких туристов мы забрали из отеля в прибрежном городе Нетании. Квартиры здесь в многоэтажных домах, по словам экскурсовода, стоят от миллиона долларов. Возможно, хотя городок впечатления не произвел. Дорога проходила мимо знаменитых Кумранских пещер, в которых случайно найдены около 8 тысяч древнейших манускриптов. Последний, по слухам, представляет собою календарь точнее лунного. Вот знаменитая крепость Моссада, защитники которой совершили массовое самоубийство, не сдавшись римлянам во время восстания. Так называется теперь разведка страны. А вон вдали идет караван из тридцати, не меньше, верблюдов. Мираж? Нисколько. Само же море — как море. Только очень соленое. Соль везде — берите тапки, она ужасно колючая на берегу и в воде. Провели там несколько часов, подышали и постояли-полежали (окунаться с головой нельзя, все разъест) в воде. Соль смывать не стали, вопреки советам «через 20 минут». Сделали это только вечером в отеле и ничуть не пожалели. Остались в недоумении, как можно провести там неделю «в оздоровлении» посреди безжизненной пустыни. Однако пакетик соли с собой забрали. Как и хорошее настроение.

Долины, чудные долины Последняя перед отъездом экскурсия оставила просто волшебные впечатления и ощущения, ­несмотря на проливной дождь и неожиданно упавшую температуру. Что ж, испытания здесь неизбежны для каждого в том или ином виде. Мы ехали в Назарет через две чудесные долины — Изреелеву и Гениссаретскую. Красота практически неописуемая. Сады и холмы, банановые плантации и финиковые пальмы. Арабские деревни и село черкесов, давно переселившихся сюда. Экскурсовод тихо охает: мол, «в наших семьях мама-папа-дитя-собака, а у них по 10 детей». Без комментариев, ибо кто мешает заменить хотя бы собаку на дитятю? Кибуцы — колхозные коммуны. В одной из них даже выращивают свиней. На деревянных помостах и кормят их… апельсинами. Мир меняется. Неизменно только это. Всюду, всюду — путь Спасителя. Вон гора Мегиддо, у подножия которой состоится Армагеддон — последняя битва Христова воинства с силами тьмы и будет Его победа. Вот гора Преображения — Фавор — и Тивериадское озеро, где в городе Капернауме жили рыбаки — апостолы Андрей Первозванный и брат его Петр. Вкусную рыбу «Святого Петра», называемую здесь мушт, мы позже попробовали. Город Тиберия, который здесь называют Тверия. Это произношение так напоминает название древнего город Тверь, где прошло мое детство, правда? Вот и местечко Магдала, откуда родом Мария. Вот православный храм Двенадцати апостолов с розовыми куполами — настоящий рай с павлинами в саду. Берег, на котором ученики узрели чудо хождения Спасителя по воде. Храм Благовещения в Назарете, где во дворе и внутри висят изображения Богоматери, такой, как ее представляют в Японии и Франции, Мексике, Перу или Польше. Здесь и наша родная Владимирская Богородица. Звучит орган, и вот оно — место, где Гавриил принес благую весть Марии, где началась новая история человечества.

Воды Иордана Наконец мы приехали к главной, хоть и узкой реке Иордан, в водах которой Иоанн крестил Спасителя. Здесь на всех языках установлены таблички со словами из Евангелия. Когда выходишь к реке, будто бы попадаешь в другое измерение. Тишина, воздух густой, все звуки немного ватные. Вроде бы кто-то громко говорит, но все это еле слышно. Молчат чайки, гуси и утки и даже ворчливые индюки, расхаживающие у зеленой, мутноватой, но чистейшей реки. Вода в этот день была 13—14 градусов, и желающих окунуться почти не было. Переодевшись в раздевалках в специальные длинные рубахи, идем к реке. Сомнений не было никаких, и все же холодно. Когда погружаешься первый раз, становится еще холоднее, второй — вода просто ледяная и выдохнуть практически невозможно… Но вот третий раз, и все — холода нет, как не бывало. В груди взрывается горячая волна и окутывает с головой. Можно не вытираться. Точно так же у жены и еще одной женщины, взошедшей в воду за нами. Уже потом, переодевшись, смотрим сверху на воды реки и тихо плачем, и удержаться невозможно, и не хочется, и не нужно… А в воде вдруг появляются две толстые змеи — нет, это два метровых сома! Смотрят на нас и уплывают на глубину. Как будто бы улыбнулись усатыми губами.

К вечеру, когда мы приехали в отель, разыгралась настоящая буря. Море бушевало и кипело, а ветер вырывал зонты из рук. Однако все это уже не могло нас испугать или даже расстроить. И мы были не одиноки в своих ощущениях. На обратном пути самолет попал в сильную болтанку, но никто из пассажиров не то что не охнул, а даже бровью не повел. Все тихо улыбались до самой посадки в наших родных снегах. На следующий день яркое солнце и морозец встретили нас, немного подзагоревших, и проводили в наши палестины — в маленький храм, ставший для нас еще более родным после поездки на Святую землю. Куда мы обязательно еще вернемся. Обязательно.

Валерий Любин, фото автора

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Февраль на Святой земле», опубликованной на интернет-портале Inruza.ru газеты «Красное знамя» и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.