Перейти к содержанию

Член Общественной наблюдательной комиссии задержан на пикете в защиту политзаключенных в Екатеринбурге

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

7 июня 2018 года

6 июня 2018 года в Екатеринбурге на традиционном пикете в защиту политических заключённых «Стратегия-6» задержали члена Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Сергея Зыкова. Его посадили в автомобиль без опознавательных знаков и доставили в отдел полиции. Там в отношении Зыкова составили протокол за участие в шествии сторонников Навального на общероссийской акции «Путин нам не царь» («Он нам не царь», 5 мая 2018 года) в Екатеринбурге.

Сергей Зыков и шествие 5 мая 2018 года в Екатеринбурге
Посадка Сергея Зыкова в машину на пикет 6 июня 2018 года

5 мая 2018 года в Екатеринбурге прошло шествие сторонников Навального. Оно не было согласовано властями. Однако акция прошла мирно. Единственным задержанным в ходе шествия стал Игорь Нелогов, который отогнул звено полицейского заграждения. Нелогова доставили в Ленинский районный суд города Екатеринбурга, который оштрафовал его на 600 рублей.

Сергей Зыков — член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области. В этом качестве он ездит с проверками по местам принудительного содержания. Одновременно Зыков является активистом движения «Екатеринбург за свободу», которое проводит 6 числа каждого месяца акции «Стратегия-6» в защиту политзаключённых. Зыков постоянно участвует в этих и в других оппозиционных уличных акциях в Екатеринбурге. Кроме того, он посещает суды над задержанными активистами. При этом Зыков не нарушает законы и не вступает в конфликт с властями. На это указывает тот факт, что ни в 2017, ни в 2018 году он не привлекался к административной ответственности за участие в уличных акциях.

Зыков не является членом екатеринбургского штаба Алексея Навального. Однако именно Зыков подал в Министерство общественной безопасности Свердловской области заявку на проведении 5 мая шествия в центре города. Помощником Зыкова в заявке был указан Виктор Балдин. Министерство прислало Зыкову отказной ответ, в котором предупредило его об ответственности за проведение шествия без согласования. Балдина о том, что мероприятие не согласовано, Министерство извещать не сочло нужным.

Зыков пришёл на шествие сторонников Навального 5 мая 2018 года и разговаривал с сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области. В самом шествии он был наблюдателем на случай задержаний. В Екатеринбурге в последние годы членов Общественной наблюдательной комиссии на уличных акциях не задерживали. Зыков даже пожаловался представителю Министерства на одного из участников акции — казака с нагайкой. По мнению Зыкова, нагайка является оружием, которое недопустимо иметь на мирном шествии. Впрочем, эту жалобу чиновники и полицейские проигнорировали. Помешать шествию навальнистов Зыков не мог — организатором был не он, а екатеринбургский штаб Навального.

Дела в отношении участников шествия 5 мая 2018 года в Екатеринбурге появились неожиданно. Рано утром 17 мая 2018 года помощник Зыкова Виктор Балдин был задержан около своего дома в Верхней Пышме и доставлен в Ленинский районный суд города Екатеринбурга. В суде вырисовалась следующая картина.

5 мая 2018 года в Отдел полиции № 9 города Екатеринбурга поступили два анонимных звонка о том, что на Октябрьской площади Екатеринбурга большое скопление людей с политическими лозунгами. Сотрудники полиции, усмотрев признаки правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опросили 15 человек (в основном лиц, вышедших на площадь с целью «охраны общественного порядка»).

Викиновости писали, что версия полиции о том, что она узнала об шествии навальнистов «от граждан» явно несостоятельна, так как ещё до начала акции все место её проведения было оцеплено стражами порядка. Там же были чиновники Министерства общественной безопасности Свердловской области, которые знали, что шествие не согласовано.

Полицейские составили протоколы за участие в несанкционированном шествии в отношении лиц, которые ранее подавали об его проведении уведомления, но получили отказы. 17 мая 2018 года Виктор Балдин получил 15 суток административного ареста, став вторым после Нелогова екатеринбургским активистом, наказанным за эту акцию.

В тот же день, 17 мая 2018 года, полицейские наведались в екатеринбургский штаб Навального. Оттуда они забрали руководителя Юрия Кузьминых и его соратника Трусова. Обоих обвинили в нарушении порядка проведения шествия 5 мая 2018 года. Протоколы в отношении обоих переданы в Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Так как Кузьминых и Трусов ранее не привлекались к административной ответственности, то арест им не грозит. Поэтому до судебного решения оба оставлены на свободе. В отношении Сергея Зыкова никаких действий полиция не предпринимала.

Пикет в защиту политзаключенных перед деревьями: перенос и практическое осуществление в Екатеринбурге
Пикет в парке Чкалова

Викиновости сообщали, что власти Свердловской области в период с 25 мая по 25 июля 2018 года фактически запретили в Екатеринбурге все уличные акции (кроме мероприятий футбольной тематики). Запрет мотивирован мерами безопасности в связи с Чемпионатом мира по футболу, несколько игр которого пройдут в Екатеринбурге. Запрет носит избирательный характер — например, запрещены шествия кришнаитов, но разрешен православный Крестный ход. Формально уличные акции можно проводить, но на очень жестких условиях: не более 100 участников в период с 14:00 до 16:00 и только в одном из четырёх парков на окраинах Екатеринбурга.

В среду, 6 июня, к 14:00 в парке Чкалова собрались шесть активистов на акцию «Стратегия-6». Это немного, так как обычно на таких пикетах в центре Екатеринбурга собирается 35 — 50 человек. Малочисленность связана с тем, что многие постоянные участники «Стратегии-6» не захотели стоять в парке, где их мало кто видит. Но некоторые пришли ради поддержания традиции — за последние четыре года в Екатеринбурге эти пикеты проходят ежемесячно и только один раз (6 марта 2018 года) подобное мероприятие не было согласовано властями.

Дискуссия пикетчиков со сторонницей Владимира Путина

Место, предложенное властями, действительно оказалось неудачным для политических акций. На традиционном месте их проведения (площадь Труда) пикетчиков прекрасно видно всем желающим. Здесь же строй активистов закрыт от проезжей части линией деревьев. К тому же место сравнительно малолюдное.

В отличие от предыдущих аналогичных пикетов на мероприятии 6 июня не было флагов. Плакаты были посвящены двум темам. Первой была голодовка Олега Сенцова. Второй — уголовное дело, возбуждённое в отношении молодёжной группы «Новое величие». Сотрудник ФСБ внедрился в эту группу и предложил её активистам принять программу действий. Он написал им проект программы, включив в него экстремистские высказывания из решений Верховного суда Российской Федерации. После этого активистов задержали как членов экстремистской организации.

Первые полчаса пикет проходил мирно. Правда чиновников-наблюдателей было много — трое, то есть лишь вполовину меньше, чем участников. Зато полицейских не было вовсе. Никто не ожидал никаких задержаний, так как в Екатеринбурге на согласованных пикетах «Стратегии-6» за последние годы никого не задерживали.

Местные жители реагировали спокойно. Исключением стала пенсионерка, которая заявила, что обожает Путина и задала риторический вопрос: «Если бы не Путин, как бы мы жили?» Один из активистов ответил, что жили бы при более низких ценах.

Задержание-доставление Зыкова
Активисты «Екатеринбург за свободу» не дают увезти Сергея Зыкова

Около 14:30 к пикетчикам подъехала серая «гражданская» автомашина с государственным номером «Е539АЕ» (196 регион — Свердловская область). Из неё вышли два человека в форме офицеров полиции (один из них позднее был опознан активистам как Денис Шмыгарев) и подошли к Сергею Зыкову. Стражи порядка потребовали, чтобы Сергей проехал с ними для составления протокола по 5 мая 2018 года. Зыков ехать не пожелал, сообщил, что является членом Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области и потребовал, чтобы полицейские представились.

Согласно российскому законодательству при задержании члена Общественной наблюдательной комиссии полиция обязана уведомить прокурора и секретаря Общественной палаты Российской Федерации. Другой член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области, лидер свердловского отделения партии «ПАРНАС» Михаил Борисов настаивал на том, чтобы полицейские составили протокол на месте и позвонил в полицию, сообщив, что его коллегу похищают неизвестные люди на гражданской машине. Активистки встали перед машиной и загородили ей проезд. Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области ни во что не вмешивались и только вели видеозапись. Полицейские затолкали Зыкова в машину и увезли.

Пикетчики сразу же прекратили мероприятие и бросились за ними. Мероприятие было прекращено. Уже покинув акцию, активисты увидели, как на место её проведения прибыл полицейский наряд.

В это время Зыкова возили по Екатеринбургу. Телефон у него не был отобран, поэтому Зыков извещал соратников об этих перемещениях. Сначала его доставили в Управление МВД России по городу Екатеринбургу, потом в Отдел полиции № 5. Там его встретила Екатерина Фрей, офицер полиции, которая «специализируется» на составлении административных протоколов в отношении задержанных активистов.

В пятом отделе полиции сложилось своего рода разделение труда. Задерживают активистов полицейские-мужчины, а одна из трёх женщин-офицеров составляет на основе их рапортов протоколы об административных правонарушениях. При этом составитель протокола на место задержания не выходит и пишет исключительно по представленным ей материалам. В ожидании составления протокола Зыков устроил в полицейском кабинете одиночный пикет в защиту Олега Сенцова.

Молчание омбудсмена Мерзляковой и штаба Навального
Сергей Зыков после выхода из отдела полиции № 5

Активисты вместе к корреспондентом Викиновостей прибыли в дежурную часть Отдела полиции № 5. Там они заняли приёмную и стали ждать. Дежурный сообщил им, что никакого Зыкова в этот отдел не доставляли, а офицер Денис Шмыгарев у них не числится в штате. Узнав о задержании, прибыли два адвоката — Ирина Ручко (она прошла к Зыкову) и Роман Качанов. Кроме того, появился другой член Общественной наблюдательной комиссии Дмитрий Халяпин.

Борисов позвонил Уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой. Она ответила, что звонила, но не смогла связаться с начальником Отдела полиции № 5. В конечном итоге в отдел полиции № 5 от Мерзляковой никто не прибыл.

Практически полным молчанием ответил екатеринбургский штаб Навального. На днях активисты «Екатеринбург за свободу» приходили туда. Однако руководители штаба отказали им в помощи, сославшись на то, что активисты «Екатеринбург за свободу» — «маргиналы», так как не могут, в отличие от сторонников Навального, собрать на улице одновременно тысячи протестующих. Поэтому, несмотря на то, что Зыков пытался организовать шествие сторонников Навального, от их штаба никакой помощи при его задержании не было. После доставления Зыкова в отдел полиции также никто из штаба Навального не прибыл. Никакой информации о задержании Зыкова не было опубликовано на официальных страницах екатеринбургского штаба Навального в социальных сетях «Вконтакте» и Фейсбук. Только руководитель екатеринбургского штаба Навального Юрий Кузьминых на своей странице в «Фейсбуке» опубликовал короткое сообщение о том, что Зыков задержан и что ему вменяют организацию шествия 5 мая 2018 года.

Активисты «Екатеринбург за свободу» в сентябре 2017 году пытались встретиться с Навальным во время его приезда в Екатеринбург. Но им этого сделать не удалось — соратники не пустили. Связаться иным способом также оказалось невозможно — у навальнистов жёсткая «вертикаль», при которой общаться с центральным штабом можно только с согласия екатеринбургского штаба.

Зыков пробыл в отделении полиции около двух часов. Активистам сообщили, что Зыков юридически не считался задержанным, а был просто доставлен для составления протокола. В Екатеринбурге такое встречается — человека могут держать в полицейской машине или закрытом коридоре отдела полиции, откуда он не может выйти. Однако при этом человек юридически задержанным не считается и не имеет некоторых прав, например, на питание после трёх часов пребывания в отделении полиции.

Зыкову вручили копию протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение организатором публичного мероприятия порядка его проведения) и отпустили до суда. Это редкая норма — в 2017 и 2018 годах по ней в Екатеринбурге никого не осудили.


Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.