Что сулит Кишинёву выбор прозападного президента?

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

16 ноября 2020 года

Майя Санду

Российские поисковые сервисы в сети интернет называют Майю Санду избранным президентом Республики Молдова, поскольку, согласно данным Центральной избирательной комиссии страны, она набрала на 15 % голосов больше, чем поддержанный Кремлем ныне действующий глава республики. Причем, по мере поступления результатов голосования в зарубежных участках, отрыв Майи Санду от Додона увеличивался.

Напомним, что в первом туре кандидат от прозападной партии «Действие и солидарность» («Acțiune și Solidaritat») набрала 36,16 % голосов граждан Молдовы, пришедших на избирательные участки. В то время, как ее главный соперник — действующий президент РМ Игорь Додон, баллотировавшийся как независимый кандидат, хотя за его спиной стояла Партия социалистов Республики Молдова («Partidul Socialiştilor din Republica Moldova»), отстал на 3,5 %, заручившись поддержкой 32,61 % молдавских избирателей.

Кстати, четыре года назад — 13 ноября 2016 года — Додон победил Майю Санду во втором туре президентских выборов, набрав 52,27 % голосов против 38,71 % у своей конкурентки. Но за четыре года Додон, про которого местные эксперты говорили, что он проводит в Москве больше времени, чем в Кишиневе, растерял значительное количество поддерживающих его молдован.

Впрочем, как выяснила корреспондент Русской службы «Голоса Америки», у пророссийского политика есть верные сторонники, которые не торопятся списывать его со счетов.

«Схватка двух уборщиц»?

Доктор политических наук, депутат парламента Республики Молдова от Социалистической партии Богдан Цырдя (Bogdan Țîrdea) считает: «Команда президента Игоря Додона сработала слаженно, но, безусловно, были ошибки. Результат в определенной мере является продуктом пандемии Covid-19, который, наверно, подкосил рейтинг всех мировых лидеров. А также мирового экономического кризиса и небывалой за последние 70 лет в Молдове засухи, которая уничтожила многие рабочие места», — заявил депутат молдавского парламента в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

И продолжил: «На фоне всего этого Майя Санду получила результат, который во многом является протестным голосованием, а не показателем ее персонального рейтинга, или каких-либо особых достижений».

Богдан Цырдя также подчеркнул, что его страна является парламентской республикой, где президент имеет, по большей части, лишь представительские полномочия, хотя избирается всенародно. Кстати, Санду в этом качестве будет четвертым лидером страны после Мирчи Снегура, Петру Лучинского и Додона, поскольку все остальные были избраны депутатами парламента. «У нас правительство, бюджет и основные законы принимает парламент. И если у президента нет парламентского большинства, у него не может быть своего правительства, своего агентства, и он попадет в тот же капкан, что и Игорь Додон, который с 2016 по 2019 годы был в оппозиции к олигархическому большинству Влада Плахотнюка. И его президентские прерогативы то отключали, то включали, то бойкотировали, то еще что-то», — напоминает молдавский парламентарий.

И заключает, что, по его мнению, мировые СМИ преувеличивают реальную власть президента Республики Молдова. «А эта функция символическая. Но у нас любая борьба — даже за должность уборщицы в парламенте — представляется как схватка между Москвой и Вашингтоном. Кстати, мы считаем, что на нас большее влияние имеет именно Вашингтон, а не Брюссель, поэтому уместнее говорить о некоем „общем западном“ влиянии на нас, чем о „чисто европейском“. Но если, условно говоря, победила уборщица, ратующая за Евросоюз, то это — победы Брюсселя. А если победила уборщица, или охранник парламента, ратующий за Москву, то это — великая победа России», — образно подытоживает Богдан Цырдя.

Главное — не геополитика, а права человека

Директор Европейского института политических исследований Республики Молдова, бывший министр обороны страны, председатель Либерально-демократической партии Молдовы Виорел Чиботару (Viorel Cibotaru) считает, что высокий процент голосов, полученный Игорем Додоном в Приднестровье и в Гагаузии, объясняется не только ностальгией жителей этих регионов Молдовы по советским временам и финансовой подпиткой, выделяемой Кремлем властям анклавов. «Но я думаю, что на прошедших выборах данные результаты не были основополагающими и не изменили общую картину настроения наших людей и их делания смены власти», -считает Чиботару.

Оценивая личность избранного президента страны, собеседник «Голоса Америки» называет ее «политиком высочайшего класса». «Я имею в виде не только ее образование, но и то, что она — полностью сформировавшийся государственный деятель, который на своем примере показывает, что можно проводить политику, свободную от коррупционных схем. Например, она пообещала, что не будет переезжать из своей двухкомнатной квартиры, что значительно сократит расходы на президентуру, включая обслуживающий персонал. И будет сокращать расходы, которые бедная страна не может позволить себе на содержание власти», — сказал молдавский эксперт.

И подчеркнул, что не считает это проявлением популизма. «И, кроме того, Майя Санду — один из первых, если вообще не самый первый политик нашей страны, который не использовал геополитические термины: мы молдаване, или румыны, что для нас значат праздничные парады, и так далее. В ее предвыборном дискурсе не поднимался вопрос об отношениях с НАТО и с любыми другими военными, экономическими, политическими или любыми другими союзами. Ее основным акцентом, как кандидата в президенты были: благосостояние людей, права человека и борьба с коррупцией. Что привлекло к ней не только традиционно проевропейские категории населения, которые всегда голосовали за так называемых „правых“ или „прозападных“ политиков. Но она показала, что в состоянии расширить свой электоральный базис», — отметил Виорел Чиботару.

А в конце своего комментария заметил, что видел поздравления, который Майе Санду направил Владимир Путин: «Рассчитываю, что Ваша деятельность во главе государства будет способствовать конструктивному развитию отношений между нашими странами. Это, несомненно, отвечало бы коренным интересам народов России и Молдовы».

«Больше никаких Додонов!»

Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константин Косачев, комментируя победу Майи Санду, не преминул заметить: «Посмотрим на первые действия вероятной новой власти: если она будет напирать на победу города и диаспор над селом, а Европы над Россией, сопротивление может оказаться достаточно жестким, причем не только, например, в Гагаузии, где за действующего президента — более 90 % голосов». И добавил: «Скорее всего, лидирующие на выборах силы понимают эти риски».

Прокомментировать это высказывание корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила директора Института публичных политик Аркадия Барбарошие. По его словам, оценка успеха в российских СМИ прокремлевского кандидата в анклавах сильно преувеличена. Как и зависимость национальной экономики исключительно от экспорта сельхозпродукции в Россию. «Мне жаль, что Россия наложила запрет на наши вина. Я понимаю, что властям России все равно — экспортировать ли наши вина, либо испанские, либо итальянские, или еще какие-то. Но на самом деле Россия потеряла большого внешнеэкономического поставщика. Ведь мы экспортируем нашу продукцию и в Евросоюз, и в Соединенные Штаты, и в Канаду, и в Китай. А сейчас уже идет экспорт в африканские страны. И я думаю, что господину Косачеву следует внимательным образом посмотреть: что мы экспортируем в Россию. А уже потом говорить об ограничениях поставок», — замечает молдавский эксперт.

И подчеркивает, что избранный президент не будет отдавать преференции каким-либо отдельным компаниям, продающим в Россию свою продукцию. В этой связи поддержка на государственном уровне будет оказана либо всем, либо никому.

Свой комментарий для Русской службы «Голоса Америки» Аркадий Барбарошие завершил словами: «По-моему, прошедшие выборы молдавского президента очень важны для нашего будущего. И дело не в том, что выиграла Майя Санду, а в том, что победителем стал человек, сказавший, что он будет бороться с коррупцией. И это очень важно! Майя настолько высоко подняла планку президентства, что любому другому политику будет сложно подняться выше этой планки. Я отдаю себе отчет, что президент у нас не очень-то и важен, ведь Молдова — парламентская республика. И президент у нас может делать далеко не все, что захочет. Но я не думаю, что в будущем кто-нибудь типа Додона сможет рискнуть выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Хотя, возможно, я ошибаюсь».

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Что сулит Кишиневу выбор прозападного президента?», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Анна Плотникова.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии:Что сулит Кишинёву выбор прозападного президента?