Скончался адвокат Юрий Шмидт: различия между версиями

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей
[досмотренная версия][досмотренная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
Строка 135: Строка 135:
[[Категория:Умершие в 2013 году]]
[[Категория:Умершие в 2013 году]]
[[Категория:Умершие 12 января]]
[[Категория:Умершие 12 января]]
[[Категория:Галина Старовойтова]]

Версия от 23:31, 19 ноября 2018

12 января 2013 года

В ночь на 12 января 2013 года в Санкт-Петербурге на 76-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончался российский адвокат и правозащитник Юрий Шмидт.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский сообщил в своём микроблоге:

«Друзья, у нас новое горе: скончался замечательный человек и выдающийся адвокат Юрий Маркович Шмидт. Светлая ему память.»

Позже Вишневский пояснил «Интерфаксу»:

Мне утром позвонила его жена. Юрий Шмидт долго и тяжело болел. Несколько месяцев назад выяснилось, что болезнь, к сожалению, неизлечима. Я навещал его перед новым годом. Он всё понимал, но очень мужественно держался. Мне искренне жаль.

В комментарии «Росбалту» Вишневский сказал:

Это был человек, великий адвокат и выдающийся правозащитник. Он брался за самые безнадежные дела, защищал тех, кого обидела власть. Последние 10 лет он посвятил себя одному делу — защите Михаила Ходорковского. В него он вложил весь остаток сил и здоровья. В последнее время он так и говорил: моя профессия — адвокат Ходорковского

Также депутат сообщил «Русской службе новостей», что у Юрия Шмидта было энкологическое заболевание, на этой стадии врачи помочь не смогли".

Юрий Шмидт в 2004 году руководил защитой Михаила Ходорковского. В 2009 он стал адвокатом во втором деле против Ходорковского и Платона Лебедева. В связи с этим Вишневский отметил: «Он даже сам себя в шутку называл именно адвокатом Ходорковского. Надеюсь, что его знания в этом деле теперь подхватят ученики».

Шмидт также представлял семью Галины Старовойтовой и родственников Сергея Юшенкова. В 1996 году он защищал сотрудника норвежской экологической организации «Беллона» Александра Константиновича Никитина, обвинявшегося в государственной измене.

Юрий Маркович был защитником Юрия Самодурова — директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова по делу о разжигании религиозной вражды в связи с выставкой «Осторожно, религия!».

В советские годы Юрий Шмидт вёл в основном экономические дела, хотя и был связан с диссидентским движением. В 1991 году он создал Российский комитет адвокатов в защиту прав человека.

Юрий Маркович был отмечен профессиональными наградами, в том числе премией Международной лиги прав человека, в 1997 году получил титул «Адвокат года» и высшую юридическую премию России «Фемида». Также он был лауреатом нескольких наград правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch, Международной лиги прав человека и Международной Хельсинкской федерации.

О дате и месте похорон пока неизвестно.

Воспоминания коллег и единомышленников

В связи с кончиной адвоката своими воспоминаниями о нём поделились его коллеги и единомышленники.

«Урок молодым адвокатам»

Президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский прежде всего заметил, что он гордится тем, что Юрий Маркович Шмидт называл его своим другом.

«Ушел уникальный, выдающийся российский адвокат, который главной целью своей профессиональной деятельности ставил выявление всех недостатков уголовно-применительной системы России. И посвятил этому свою яркую, неповторимую жизнь», — подчеркнул Юрий Новолодский.

Он также напомнил, что вместе с Юрием Шмидтом и Генри Резником участвовал в создании Союза адвокатов в защиту прав человека. «И тогда, в начале 90-х годов мы защищали людей, подвергавшихся уголовному преследованию по политическим соображениям. Это был яркий, умный, взвешенный и в то же время предельно эмоциональный человек.

Пусть земля ему будет пухом, а молодым адвокатам его пример послужит уроком, как нужно проживать свою профессиональную жизнь, если они посвящают свою жизнь адвокатуре», — заключил коллега Юрия Шмидта.

«Он мечтал, что защита прав человека станет востребованной»

Заместитель председателя общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин познакомился с адвокатом Шмидтом в конце 80-х, после митинга, организованного демократами тогдашнего Ленинграда в годовщину заключения пакта Молотова-Риббентропа.

По мнению правозащитника, уход из жизни Юрия Шмидта — это огромная потеря, как для адвокатского сообщества России, так и для демократической общественности.

«В личностном плане это был совершенно потрясающий человек — широкого кругозора, широкой души, и вместе с тем, большой требовательности не только к окружающим, но прежде всего — к себе», — отмечает Юрий Вдовин.

«Я был счастлив дружбой с Юрием Марковичем, и тем, что мог обратиться к нему по любому вопросу. Он был очень добрым и отзывчивым человеком», — продолжает зампредседателя «Гражданского контроля».

И добавляет, что в советские времена нужно было обладать большим мужеством, чтобы по окончании юридического факультета выбрать своей специальностью адвокатуру.

«А Юрий Маркович Шмидт хотел стать именно адвокатом, и мечтал о тех временах, когда адвокат станет равноправным участником судебного процесса, и когда защита прав человека станет востребованной», — отмечает Юрий Вдовин.

«Юрий Маркович многое предвидел»

Президент общественного Фонда имени Галины Старовойтовой — Ольга Старовойтова — также познакомилась с Юрием Шмидтом в конце 80-х. Это произошло при посредничестве ее сестры, в то время — депутата Верховного Совета СССР. Поводом для знакомства стало их общее участие в процессе Аркадия Манучарова — одного из лидеров комитета «Карабах».

«А когда убили Галину Васильевну, еще на похоронах Юрий Маркович подошел ко мне, обнял меня и сказал: „Я всегда буду защищать интересы вашей семьи, и никогда не возьму за это денег“. Я не сразу поняла, что он имеет в виду, но позже выяснилось, что Юрий Маркович многое предвидел», — продолжает Ольга Старовойтова.

При помощи Юрия Шмидта семье Галины Старовойтовой удалось выиграть суд у газеты «Комсомольская правда», опубликовавшей клеветническую статью. Затем он помог получить доступ к материалам дела об убийстве в Конституционном суде.

«Ну, и, конечно, всем известно, что последние годы Юрий Маркович посвятил борьбе за свободу Михаила Борисовича Ходорковского. Он всегда был принципиален, он прямо указывал, что руководство России заинтересовано в огромном сроке для Ходорковского.

То есть он был абсолютно честным человеком, но в том же время — всегда предельно корректным, выражавшим свою профессиональную и гражданскую позицию четко, без обиняков», — отметила Ольга Старовойтова.

По ее словам, в день гибели от рук киллеров в подъезде своего дома, Галина Васильевна Старовойтова обсуждала со своим помощников Русланом Линьковым попытку политических противников оклеветать ее.

«В суд на них, что ли, подать? Надо поговорить с Юрием Марковичем, — сказала она. И в этот момент прозвучали выстрелы. Наверно, это символично, что она умерла с именем Юрия Марковича на устах. И этого я никогда не забуду», — подчеркивает Ольга Старовойтова.

«Шмидт спас мою жизнь»

Одним из самых заметных дел в адвокатской практике Юрия Шмидта стала защита эксперта норвежской экологической организации «Беллона» Александра Никитина. Взявшись за это дело в феврале 1996 года, Юрий Шмидт добился того, что в конце 1999-го Городской суд Санкт-Петербурга полностью оправдал его подзащитного.

Александра Никитина скорбная весть о кончине Юрия Шмидта застала в Осло. «В такой день мне трудно что-либо говорить, но то, что этот человек сделал для меня, наверно, неоценимо. Моя жизнь делится на две части — до знакомства с Юрием Марковичем, и после этого.

То, что сделал Шмидт, просто перевернуло, и даже спасло мою жизнь. Потому, что было бы неизвестно, что было бы, если бы он не добился победы в моем процессе», — сказал Александр Никитин.

Что же касается российского правозащитного движения, то оно — по мнению эколога — неизбежно почувствует величину своей утраты.

«Разумеется, Юрий Маркович Шмидт был одной из самых важных фигур в этом движении, но мне сейчас трудно что-либо оценивать объективно. Я очень сильно переживаю свою личную утрату», — заключил Александр Никитин.

«Адвокатской палате есть, чем гордиться!»

Несмотря на тяжелую болезнь, Юрий Шмидт участвовал во многих уличных мероприятиях демократической оппозиции — приходил на акции митинги в рамках «Стратегии-31» и на митинги «За честные выборы», был среди тех, кто собирался у Соловецкого камня в дни памяти жертв тоталитарного режима.

Он никогда не отказывал в комментариях журналистам, в том числе и корреспонденту «Голоса Америки».

Кроме того, до последних дней своей жизни он был членом Правозащитного совета Санкт-Петербурга. Об этом напомнил другой участник Совета — вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко.

«Юрий Маркович долгое время был членом нашей коллегии, — рассказывает Кучеренко. — Но потом он создал свое адвокатское образование: „Шмидт и партнеры“, и надо сказать, оно стало едва ли не лучшим в нашем городе. Кроме того, в самого начала это образование взяло правозащитный уклон.

То есть свою профессиональную деятельность Юрий Шмидт и его последователи посвятили юридической помощи людям, чьи права попраны».

«Нас с Юрием Марковичем связывают… то есть, к сожалению, нужно уже говорить в прошедшем времени… связывали товарищеские отношения.

Правда, в последние месяцы мы с ним, в основном, переписывались по электронной почте. Мы все знали, что Юра болен неизлечимо, но все равно, эта скорбная весть пришла неожиданно», — поделился своими чувствами Игорь Кучеренко.

И продолжил: «Я считаю, что адвокатское сообщество, как и любое другое, определяется по лучшим его представителям. Потому, что в профессиональной среде есть люди разные.

Но такие, как Юрий Маркович, обеспечивали адвокатской среде приличное реноме в санкт-петербургском сообществе».

Игорь Кучеренко также напомнил, что когда Генеральная прокуратура РФ потребовала лишить Юрия Шмидта профессионального статуса в связи с принципиальной позицией в деле Михаила Ходорковского, совет Адвокатской палаты единогласно этому воспротивился и добился того, чтобы Шмидту был оставлен его статус.

«И я считаю, что в связи с этим членам Палаты есть чем гордиться, они — молодцы! А про Юру Шмидта я могу сказать, что совесть у него чиста, как ни у кого. И — безо всякой натяжки — мы понесли невосполнимую потерю. Никто его не заменит.

Другое дело, что в своем адвокатском образовании он сумел воспитать очень достойных коллег, и я думаю, что „Шмидт и партнеры“ продолжат свою деятельность, хотя теперь, к сожалению, уже без Юрия Марковича», — подытожил Игорь Кучеренко.


Источники

Эта статья содержит материалы из статьи «Памяти Юрия Шмидта», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.).