«Я выбираю свободу…»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 октября 2018 года

Превращение из обласканного властью творца в обличителя несправедливостей режима требует изрядной доли мужества. Александр Галич сделал решительный шаг, чем и вписал своё имя в историю. 19 октября исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых гражданских поэтов второй половины XX века. В честь памятной даты «Ревизор.ру» предлагает вспомнить его смелые и бескомпромиссные песни.

Александр Галич не мог похвастаться виртуозной игрой на гитаре, да и вокальные данные оставляли желать лучшего, и всё-таки каждая его песня в живом исполнении вызывала шквал аплодисментов. Магнитофонные записи тайно расходились по всему СССР. По популярности им не уступали стихи и тексты песен, распространявшиеся самиздатом. Причина такого успеха предельно проста: Галич пел о том, что болело у всех и каждого. Большинство людей лишь полушёпотом затрагивали такие темы в кухонных разговорах, а он с удивительной дерзостью, открытостью и талантом рассуждал во всеуслышание. Горькие выводы не подслащались метафорами или иносказаниями. Они неслись со сцены напрямую. Владимир Буховский даже сравнивал Галича с Гомером: «Каждая его песня — это «Одиссея», путешествие по лабиринтам души советского человека».

Казалось бы, лично у Галича не должно было возникнуть причин для недовольства — его творческий путь выглядел успешным и безоблачным. С раннего детства он писал стихи, литературное мастерство оттачивал в кружке под руководством знаменитого Эдуарда Багрицкого. Первое произведение Саше Гинзбургу (такова настоящая фамилия будущего барда) удалось опубликовать в 14 лет. Настойчивый юноша с лёгкостью умудрялся поступать в творческие учебные заведения: сначала в Литературный институт, а потом в оперно-драматическую студию Станиславского. Отовсюду он уходил задолго до получения диплома. Своё призвание Галич обрёл в театре-студии Алексея Арбузова и Валентина Плучека, где раскрылся как актёр, драматург, поэт, автор-исполнитель. В годы войны он вместе с театром колесил по фронтам, поднимая боевой дух советских солдат. В конце 40-х Галич решил сосредоточиться на написании пьес и менее чем за 10 лет сделался преуспевающим драматургом. Спектаклям, поставленным по его произведениям, рукоплескала публика в театрах по всей стране, а снятые по его сценариям фильмы («Дайте жалобную книгу», «На семи ветрах», «Государственный преступник"…) становились лидерами проката. Членство в союзах писателей и кинематографистов, огромные гонорары, слава, почёт и признание не вскружили молодому автору голову — он чёткое понимал, что хлопотать надо «за правду, а не за цацки».

Судьба поэта раскалывается на два периода — допесенный, когда он был обласкан властью и успешен, и песенный, когда стал писать без оглядки на цензуру. Как автор-исполнитель Галич выступал с 40-х годов, но свои ранние произведения он не ценил и в сборники не включал. Творческий путь того, кто завладел умами советской интеллигенции, начинается с конца 50-х. Именно тогда элегантный, преуспевающий драматург с неожиданной резкостью начал петь о маленьких людях, жертвах репрессий, зашоренных обывателях, неистребимых палачах. Затрагивать такие темы означало рисковать своим положением, а то и жизнью:

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду…

А молчальники вышли в начальники.

Потому что молчание — золото.

Перспектива отмолчаться и попасть в богачи поэта не прельстила: нежелание кричать «от отчаянья, от обиды, от боли, от холода» - верный путь ещё и в палачи. Песни Галича покоряли аудиторию не только талантом или откровенностью, а ещё и удивительным языком, соединившим в себе зэковский жаргон и говор интеллигентных снобов. Неприкрытая резкость при всём своём разрушительном потенциале носила глубоко созидательный характер. «Галич открыл своим творчеством - для миллионов слушателей - путь, способ, глубоко личный способ внутреннего сопротивления государственному хамству и варварству», - отмечал писатель Григорий Свирский. Целью разлитого по каждой строчке протеста было не разрушение старого мира до основания, а преобразование родной страны в такое место, «где неправда не бывает права! / Где совесть — надобность, а не солдатчина! / Где правда нажита, а не назначена!». Даже обращение к бытовым темам основывалось на нравственных идеалах и гражданской позиции: никакие «пайки цековские» и «холуи с секретаршами» не стоят настоящей любви, которая не прощает предательств и не терпит измен. При всей своей прямоте и нежелании прибегать к намёкам Галич активно использовал сатиру: призывы пожалеть палачей или высмеивание властных старцев, перекраивающих Земной Шар, но неспособных совладать со сном, только подчёркивали противостояние человека и бесчеловечности.

Смена творческого вектора не сулила эстрадных бурь и премьерных паводков: «Эрика» берёт четыре копии, вот и всё! А этого достаточно!». «Напетое вполголоса» и «прочитанное шёпотом» гремело по всей стране, а значит, не могло не вызвать недовольство властей предержащих. Сначала, когда градус недозволенности был не слишком высок, последовало настойчивое требование сменить репертуар, а затем начались жестокие удары судьбы. Исключение из союза писателей и союза кинематографистов лишило поэта средств к существованию — спектакли снимаются с репертуара, производство фильмов прекращается. Галич привык жить на широкую ногу, но тут оказался на пороге нищеты: пришлось распродавать личную библиотеку и подрабатывать литературным негром. Своим принципам поэт не изменил. «У меня отняты мои литературные права, но остались обязанности - сочинять свои песни и петь их», - заявил он в открытом письме к московским писателям и кинематографистам. Творчество приносило небольшой доход — люди охотно платили, чтобы попасть на квартирники и вживую послушать Галича. Также финансовым подспорьем стала пенсия по инвалидности из-за пошатнувшегося здоровья.

Стихи и песни Галича пользовались популярностью в эмигрантских кругах. Неоднократно вставал вопрос о возможности покинуть страну. «Уезжайте! А я останусь. / Я на этой земле останусь. / Кто-то ж должен, презрев усталость, / Наших мертвых стеречь покой!» - твёрдое убеждение остаться постепенно ослабевало. Нескончаемая травля и настойчивые попытки властей выдворить Галича из СССР возымели нужный результат. Вена, Франкфурт-на-Майне, Осло, Мюнхен… Эмигрантский путь привёл поэта в Париж. Оказавшись вдали от родины, он не умерил творческий пыл. Песни, пьесы, съёмки фильма, собственная радиопередача — работа кипела. Жизнь Галича оборвалась внезапно: подключая новую аппаратуру, он по неосторожности получил смертельный удар электрическим током. Вывод французской полиции был однозначен: несчастный случай. Однако по эмигрантским кругам и по советским кухням поползли сомнительные слухи, будто произошло убийство, к которому приложил руку КГБ. Люди не хотели верить, что такая яркая и полная борьбы жизнь может так внезапно и беспричинно оборваться.

Обычно произведения, написанные на злобу дня, уходят в прошлое вместе с эпохой, их породившей. Песни Галича благополучно пережили своё время и вписались в новые реалии. Увы, дело тут не только в таланте автора. С годами его произведения не становятся менее актуальными и злободневными: никуда не исчезают туманная чёрность, удушающее враньё, готовность бездумно читать и жить по бумажке. Если столь существенные пороки по-прежнему процветают, значит, надо напомнить людям, что не стоит раскланиваться с подлецом, прощать равнодушного и воздерживаться от суда над палачом — а лучше, чем песни Александра Галича, этого никто не сделает…

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи ««Я выбираю свободу…»», автор: Александр Москвин, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.