Вероника Маслова: «Легенду о доме Бородина услышала еще в 90-х годах»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

27 декабря 2017 года

Вероника Маслова – руководитель интеллектуально-психологического клуба «Апрель» в школе Павловской Слободы Истринского городского округа. На протяжении двадцати лет Вероника Борисовна занимается историей родного села, связанного с судьбами боярина Бориса Ивановича Морозова, графа Павла Ивановича Ягужинского, композитора Михаил Алексеевича Матинского и автора знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина. С середины XX века в селе появилась легенда о доме Рудаковых, в котором якобы останавливался Бородин на отдых в 1884 году. Не так давно вышедшая книга Вероники Борисовны «Старые письма» стала итогом ее многолетнего исследования этой легенды и частью проекта «О Павловской Слободе с любовью».

В чем суть проекта «О Павловской Слободе с любовью»?

– Основная тема проекта «О Павловской Слободе с любовью» – это изучение местной легенды о пребывании в нашем селе знаменитого композитора Александра Порфирьевича Бородина. Мне удалось раскопать документы, которые говорят о том, что в 1884 году Бородин приезжал в Павловскую Слободу и жил здесь два с половиной месяца вместе с женой Екатериной Сергеевной и приемной дочерью Еленой Гусевой. Собственно, это был последний в его жизни отпуск, когда он мог позволить себе отдохнуть от лекций, опытов в химической лаборатории, участия в заседаниях музыкального общества и хлопот по обустройству собственного быта. Он очень полюбил эту местность и писал о селе и его жителях с восхищением. Сохранилось14 писем Бородина, в которых великий композитор и химик рассказывал о своем пребывании в Павловской Слободе.

Я читал, что вами были предприняты попытки найти дом, в котором жил Бородин. Чем завершились поиски?

– Сейчас дом, который долгие годы местная молва связывала с Бородиным, сломан, его снесли еще в 1983 году. По фамилии владельцев его называли домом Рудаковых. Поскольку в доме жила семья моей подруги, мне еще много лет назад рассказывали во всех подробностях легенду о Бородине. Однако когда я начала копать информацию в архивах, изучать письма композитора, оказалось, что многое из описаний моих друзей не совпадало с документами. Естественно, я начала поиск с истории семьи Рудаковых, от потомков которой впервые услышала эту легенду еще в 1990-х годах. Потом я изучила опубликованные письма, которые Бородин посылал в 1884 году из Павловской Слободы своим друзьям. В них довольно четко описывалось, где находился дом. Композитор указал, что дачу они сняли на так называемом «кладбищенском конце», а окна дома выходили на старообрядческий погост. Кладбищенский конец располагался в районе улицы Горской, современной Пионерской, в то время как дом Рудаковых находился в центре села рядом с православным кладбищем.

Семья Рудаковых приехала в Павловскую Слободу уже после революции, отец большого семейства Федор Григорьевич купил дом в 1926 году. Елена Петровна Бомбусова – внучка Федора Рудакова, рассказывала, что купили дом со старинной обстановкой. Некоторые старые вещи и мебель из снесенного дома были перевезены этой семьей в новый дом. Сохранилось зеркало, дверная ручка, настенные часы и некоторые другие предметы. Хотя в ходе моего поиска возникли серьезные сомнения, что Бородин останавливался в доме Рудаковых, подобные старые вещи, наверняка были и у него на даче.

Каким же образом в семье Рудаковых возникла легенда о пребывании в их доме А.П. Бородина?

– Эта легенда стала рассказываться у нас в селе в послевоенные годы. Примерно в 1947 году к Рудаковым пришла «комиссия» из редакции одной московской газеты. Именно от нее в семье узнали, что в 1884 году в их доме якобы проживал композитор. Гости из газеты интересовались обстановкой: старым роялем, мебелью, зеркалом, часами. Столичные журналисты утверждали, что дом является национальным достоянием и готовы бороться за его сохранение. В 1950-е и 1960-е годы хозяйки видели, как около дома останавливались группы студентов, а экскурсоводы рассказывали о жизни Бородина в Павловской Слободе. По всей видимости, «комиссия» ошиблась. Скорее всего, они просто приняли большой и просторный дом у кладбища за дачу Бородина. Однако, как я уже говорила, кладбище, у которого на самом деле находилась дача композитора, принадлежало староверам, а не православным. По картам Павловской Слободы из архива Ново-Иерусалимского краеведческого музея, изданным в 2000-е годы, я смогла примерно определить место, где находилось раскольничье кладбище. Удалось даже найти старые надгробия в этой местности.

Таким образом, вопреки сельской легенде, следы дачи Александра Порфирьевича Бородина нужно искать в районе Пионерской улицы, где имелись все ориентиры, указанные в письмах композитора: староверческое кладбище, луг и выложенная булыжником дорога в сторону Звенигорода. До 1921 года Павловская Слобода относилась к Звенигородскому уезду и, возможно, дорога была частью тракта в уездный город. Хозяева одного из домов на Пионерской улице показывали мне камни от старой булыжной мостовой, что еще раз подтверждает эту версию.

В Слободе жило немало старообрядцев. В своих письмах Бородин описывает их быт и нравы. Они пели ему свои молитвенные напевы. Считается, что у нас была написана анданте Третьей симфонии Бородина, где использовались услышанные от староверов музыкальные мотивы. К сожалению, это произведение пропало. По воспоминаниям современников это была совершенно блистательная в музыкальном отношении вещь. Жалко, что композитор Александр Константинович Глазунов с его абсолютным слухом и памятью не слышал ее. Как известно, оперу «Князь Игорь» Глазунов, можно сказать, собрал и восстановил совместно с Римским-Корсаковым из многих разрозненных кусков уже после смерти Бородина.

Чем интересны письма А.П. Бородина, написанные им в Павловской Слободе?

– В его письмах, адресованных друзьям, мы можем найти совершенно блистательные рассказы о том, что представляла собой наша местность в то время. Бородин запечатлел дух времени и подробно описал каждого встреченного им жителя, соседей. Александр Порфирьевич воскресил для нас многих людей, которые жили в Павловской Слободе прошлого. Талантливый человек талантлив во всем, поэтому и Бородин был талантлив не только в музыке, но и в эпистолярном жанре. На первый взгляд, его письма содержат обыкновенные бытовые зарисовки, но для нас они представляют серьезный краеведческий источник для изучения того, как жили в Слободе в конце XIX века.

Александр Порфирьевич Бородин был исключительной личностью. Он был гениальным композитором, замечательным ученым – одним из создателей органической химии, педагогом, а также сторонником и организатором высшего образования для женщин в России. Я начала заниматься этой темой лет 20 назад, но книгу «Старые письма» издала только в прошлом году. После выхода «Старых писем» наш клуб «Апрель» провел ряд мероприятий, посвященных этой теме. Написать книгу – это только полдела, чтобы история вошла в сознание людей, надо рассказывать о ней. У взрослых история Бородина в Павловской Слободе запечатлена на уровне легенд и слухов, а дети про это ничего не знают. Старшие ребята из клуба «Апрель» читали мою книгу, составляли свой рассказ о Бородине и доме Рудаковых, а потом ходили по классам нашей школы и делали презентации на эту тему. Поскольку Бородин писал, прежде всего, о красоте подмосковной природы, мы сделали в школе фотоконкурс и выставку, посвященную красоте родного края. Дом Бородина исчез, исчезли прежние старообрядческие молельни, но природа осталась та же.

Сами письма Бородина приводятся в вашей книге?

– Книга состоит из трех частей. В первой части я рассказываю биографию Александра Порфирьевича. Хотя во всех биографиях есть упоминание о том, что в 1884 году композитор отдыхал на даче в Павловской Слободе, но в советское время писали порой очень выхолощено и какие-то вещи из жизни Бородина опускались. Во второй части книги я привожу письма Бородина из Павловской Слободы и частично анализирую их. Третья часть рассказывает об истории семьи Рудаковых. История этой семьи оказалась безумно интересной, в ней отразилась история нашей страны. Владелец дома крестьянин Федор Григорьевич Рудаков, о котором я пишу, был репрессирован. У него имелось 14 человек детей, а жена умерла. На одном из мероприятий, где мы рассказывали драматическую историю этой семьи, люди рыдали.

Читал, что помимо «Старых писем», вы издали более десяти других книг. Каким темам они посвящены?

– В основном они посвящены истории Павловской Слободы. Самая большая книга «Страницы родной истории» представляет собой рассказы для детей о Павловской Слободе. Слобода – это, на мой взгляд, совершенно уникальное место. В книге я рассказываю о ее знаменитых владельцах и уроженцах. Самым известным хозяином села был Борис Иванович Морозов – воспитатель будущего царя Алексея Михайловича Романова. Боярин Морозов славился своим богатством не только в России, но и за ее пределами. Определяя учебный план занятий царского наследника, Морозов первым применил метод наглядности, для чего выписывал из Германии специальные гравировальные картинки. Кстати, именно Морозов построил сохранившуюся в Слободе великолепную Благовещенскую церковь. С именем Морозова связан Соляной бунт в Москве, введение тяжелых налогов и пошлин для населения, из-за чего росла неприязнь народа к царскому любимцу. Знаменитая боярыня Феодосия Морозова – родственница Бориса Ивановича. Ей должно было перейти по наследству наше село, если бы не последовавший арест за отказ принять церковные реформы. Борис Иванович Морозов умер бездетным, его брат также вскоре скончался, поэтому село по закону переходило малолетнему сыну и супруге брата.

С Павловской Слободой связана судьба еще одного музыкального таланта – Михаила Алексеевича Матинского. Он родился в нашем селе в семье крепостного. На средства владельца Слободы графа Ягужинского одаренный юноша отправился на обучение за границу, и в Италии написал первую оперу. Матинский стал известен благодаря опере «Санкт-Петербургский Гостиный двор», получившей во второй редакции имя «Как поживешь, так и прослывешь». Конечно, тема комичной оперы Матинского была не столь глубока и масштабна, как, например, у оперы Глинки «Жизнь за царя», поэтому композитор остался менее известен в музыкальной истории.

Вы упоминали клуб «Апрель». В чем его главная задача?

– Задача объединить детей вокруг чего-то хорошего. Сейчас нет организации, подобной пионерской, поэтому «Апрель» – это такая неидеологическая площадка, которая позволяет детям самостоятельно придумывать и разрабатывать какие-то свои проекты. Наша Павловская школа была основана в 1875 году, то есть является одной из старейших школ в районе. Поэтому в ней всегда были сильны различные исторические и краеведческие традиции. Директор школы Ева Васильевна Хмеленок всегда поддерживала наши инициативы. Клуб «Апрель», который я возглавляю, занимается, в том числе и краеведческой темой, потому что патриотизм – это, прежде всего, любовь к родному краю, а чтобы любить родной край, его нужно знать.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Вероника Маслова: «Легенду о доме Бородина услышала еще в 90-х годах»», опубликованной интернет-портала «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.