Газ для Украины: между «Газпромом» и Евросоюзом

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

28 апреля 2013 года

Информационная табличка над газопроводом в Финляндии

Украина начала получать газ из Европы, что вызывает недовольство российского «Газпрома».

Инициаторам использования реверсных схем поставок российского газа из Европы в Украину, нечего ответить на обвинения в незаконности этих действий. Об этом 26 апреля 2013 года заявил официальный представитель ОАО «Газпром» Сергей Куприянов:

«Инициаторы всяких непрозрачных, так называемых «реверсных» схем с нашим транзитным газом, идущим через Украину, никак не отреагировали — по-видимому, сказать нечего…»

24 апреля 2013 года Сергей Куприянов выразил сомнение по поводу законности реверсных поставок российского газа из Европейского Союза в Украину. По его словам, физически такие поставки невозможны, поскольку нет отдельного газопровода. Поэтому, сказал представитель «Газпрома», «можно вести речь только о каких-то бумажных непрозрачных операциях, с законностью которых надо разбираться».

В ноябре 2012 года официальные лица Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» не исключали возможности сокращения закупок российского газа в 2013 году в обмен на реверсные поставки «голубого топлива» из Евросоюза.

В марте 2013 года эти планы стали реальностью. Премьер-министр Украины Николай Азаров на совместной пресс-конференции с венгерским коллегой Виктором Орбаном отметил:

«Мне чрезвычайно приятно вам сообщить, что сегодня, и это знаменательное событие, украинско-венгерскую границу пересекла первая молекула газа по реверсному направлению. Это без преувеличения чрезвычайно большое событие, и оно значит прорыв в направлении энергетической независимости Украины.»

От молекул до миллиардов кубометров газа[править]

По расчётам экспертов, существующий маршрут через Венгрию позволяет импортировать 2 млрд кубометров газа в год. Потенциально объём транзита можно увеличить в пять раз — до 10 млрд кубометров газа. Ныне действующий газовый контракт, который был подписан в январе 2009 года между Украиной и Россией на десять лет, предусматривает закупку украинской стороной не менее 52 млрд кубометров газа в год.

Глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик считает, что последние заявления «Газпрома» в адрес Украины связаны с тем, что российский газовый монополист обеспокоен возможностью потери украинского рынка:

«Украина в источниках дохода «Газпрома» ещё несколько лет назад выходила едва ли не на первое место. Теперь становится очевидным, что доходы с этого рынка могут пойти не в копилку «Газпрома», а тем компаниям, которые мягче подходят к заключению договоров.»

По его словам, «Газпром» своей неуступчивостью, фактически, «„передавил“ украинскую власть», которая пытается уменьшить газовую зависимость от одного монопольного поставщика. «Наконец-то до нашего правительства дошло, что необходимо провести ряд диверсификационных шагов: построить терминал для сжиженного газа, наладить реверсные поставки газа из Европы, приступить к разработке сланцевого газа, осваивать черноморский морской шельф», — перечисляет Валерий Боровик проекты, которые сегодня на разных стадиях реализовываются в Украине.

«Чистый» газ для Украины[править]

Заявление Сергея Куприянова эксперт называет одним словом «претензии» и считает, что их лучше высказывать не только в заявлениях для прессы, но и судебных инстанциях.

«Если действительно есть претензии к чистоте организации поставок газа с европейского спотового рынка, то стоит обращаться в арбитражный суд, приглашать аудиторов и на экспертном и профессиональном уровне разбираться в ситуации. В том числе и с компанией, которая поставляет газ в Украину», — говорит Валерий Боровик.

Однако он считает, что реверсная схема, которую использует Украина, «чиста», хотя, по-видимому, газ из Европы имеет российское происхождение.

«Претензии выдвигаются на газ, который Россия предоставляет для транзита по Украине к европейским потребителям. Газ там (в Евросоюзе — Т. Б.) проходит регистрацию, и он уже, фактически, находится на спотовом рынке. Поэтому юридически он выглядит достаточно „чистым“», — отмечает Валерий Боровик.

Правда, эксперт считает, что не стоит обольщаться низкой ценой газа на европейском спотовом рынке. Летом и при хороших погодных условиях она может быть на сто долларов меньше, чем сегодняшняя газпромовская для Украины, а зимой — практически, не отличаться от существующих контрактных цен между Киевом и Москвой.

Переговоры ещё не окончены[править]

Главный редактор информационно-аналитического сайта «Украинская энергетика» Роман Ницович, считает, что за два последних года безуспешных переговоров с «Газпромом», Киев наконец-то смог найти «свой сильный аргумент».

«Альтернативные поставки газа в затянувшемся споре сильнее предложения о создании газотранспортного консорциума при участии трех сторон — России, Украины и Евросоюза, — говорит Роман Ницович Русской службе „Голоса Америки“. — Своими заявлениями „Газпром“ преследуют одну цель — сорвать сотрудничество Украины с Европейским Союзом, вернуть в страну доминантную зависимость экономики от российского газа».

Он также считает, что у «Газпрома» есть полная свобода действий — он может не только делать заявления, но и обращаться с претензиями в суд. В тоже время, Ницович уверен, что диверсификация поставок газа ещё не означает окончания переговорного процесса по «газовым вопросам» между Украиной и Россией.

«Разница в ценах между европейским и газпромовским газом не сильно велика. До тех пор, пока у нас не будет свободного рынка газа внутри страны, мы вынуждены будем дотировать из бюджета дефицит, возникающий между ценами на закупку и реализацию газа разным категориям потребителей» — говорит Роман Ницович.



Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Газ для Украины: между «Газпромом» и Евросоюзом», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Тарас Бурноc.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.