Декабристы выступили против... высотки

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

16 ноября 2009 года

Недавно главному пиарщику «Охта центра» бывшему журналисту Владимиру Гронскому предоставили очередную площадку для рассказа о невероятном проекте 400-метрового офиса, который владельцы газовых недр собираются возвести в Петербурге. Гронского пригласили на программу Максима Шевченко «Судите сами». Однако Первый канал не рекламная газета Metro и не официозный «Петербургский дневник», который этот самый Гронский возглавляет, а потому «высокое» искусство пришлось продвигать в массы в не свойственной ему атмосфере.

Дважды успев пригрозить оппонентам судом, газпромовский менеджер вновь и вновь вспоминал заезженный до дыр аргумент про Исаакиевский собор: мол, и в те времена, когда строили это восьмое чудо света, «полгорода было против». Размышляя над знанием Гронским истории вроде бы своего города, к совершенно неожиданным выводам пришел известный петербургский краевед и журналист Алексей ЕРОФЕЕВ.

Господин Гронский заявил о том, что в позапрошлом веке за строительство Исаакиевского собора были только Монферран и Николай I. Вот так новость, подумал я. Видимо, перепутал человек Дом книги с Исаакием. Ведь и нынешний собор начинал строиться не при Николае, а при Александре I.

Владимир Гронский

Но как же такого уровня чиновник, генеральный директор «самой тиражной» газеты «Петербургский дневник», может допустить ляп? И вот к какому выводу я пришел. Это не ляп и не оговорка, а результат его долгих исторических изысканий в плане поиска похожей ситуации со строительством высотного сооружения.

Вот как все было. Император Александр Павлович решил перестроить старый собор. Он подумал, что от эпохи Петра осталась доминанта — петропавловский шпиль с ангелом (до ангела на Александровской колонне было еще далеко). А вот перестроить Исаакий, начатый при бабушке Екатерине и законченный при папаше Павле, получившийся кургузым, надо. Пригласил для этого Огюста Монферрана, француза, зная его как хорошего архитектора. И в этом крылась ошибка императора.

Прошло-то всего ничего со времени Отечественной войны и возвращения из Франции русских войск. Француз не мог этого забыть. И решил он отомстить русским по-своему. Профессионально. Взял да и спроектировал собор, который нарушал все мыслимые высотные параметры столицы Российской империи! Конечно, тогда еще не было высотного регламента, но город был низкий, широкие площади определяли петербургские горизонтали, нарушали которые только изящные купола да шпиль Петропавловского собора.

Монферран не рискнул превысить высоты шпиля, но приблизился к нему. Александру он сказал, что гигантский собор станет новым символом Петербурга XIX столетия и памятником русскому императору. Тот купился на грубую лесть представителя побежденной нации.

Однако в обществе, причем не только петербургском, не все поняли, что собор получится красивым. Образовались какие-то тайные общества — Северное и Южное. Открыто люди не рисковали выступать против. Так, шептались по углам, иногда эпиграммы писали, их за это ссылали куда подальше.

Так вот, эти общества и решили выступить против строительства непомерно большого собора. А заодно и против царя, допустившего это строительство.

Как они готовили переворот, известно из книг, написанных разными историками. В них все правильно, кроме цели, которую преследовали люди, прозванные декабристами.

Цель была не допустить строительства гигантского по тем временам собора. И собрались-то они не на Дворцовой площади — место выбрали специально на площади у Невы рядом со строящимся Исаакием!

А мы-то прежде думали: почему выбрали именно это место? Вот потому и выбрали, чтобы обратить внимание на недопустимость незаконного строительства, которое возглавлял вчерашний враг России искуситель Огюст Монферран. Из-за него и умер Александр (или подался в старцы под именем Федора Кузьмича, чтобы замаливать грехи), когда понял свою ошибку в назначении Монферрана архитектором стройки века.

Кто-то скажет, что декабристы требовали Константина на царство, якобы они успели ему присягнуть! Да, был такой кандидат на должность царя, который будто бы отказался от нее. На самом деле его отстранили за то, что он не поддерживал проект нового строительства и вносил этим смуту.

Николай же, человек умный и по-военному дисциплинированный, понимал, что остановить строительство нельзя. Признать ошибки старшего брата — значит поставить под сомнение целесообразность существующего государственного устройства единой России, и подавил бунт.

Народ стал безмолвствовать. Поэт Пушкин впоследствии написал про это, завуалировав проблему, перенеся действие в другой век и в другой город.

А Николай стал единственным сторонником возведения собора, наряду с Монферраном, который — общеизвестный факт — сделал в благодарность такие дымоходные конструкции в Зимнем дворце, что в декабре 1837-го произошел страшный пожар. Это ведь было покушение на царя, который мог в любую минуту разоблачить злодеяния француза!

Почему Николай пожалел его, не сослав на каторгу — неясно. Зато Александр II справедливо не дал Монферрану разрешение быть похороненным в Исаакиевском соборе, догадываясь о происках француза. Ну а собор царю, который вошел в историю как «освободитель», было легче и политически целесообразнее достроить, что он и сделал. Исаакий стал-таки одним из символов Петербурга.

Вот какая историческая реконструкция была выведена господином Гронским в результате его раздумий над проектом нового символа Петербурга — символа XXI века. Только он не мог об этом рассказать с экрана. Времени было мало, скромность не позволила, а самое главное — политическая подоплека.

Мне кажется, я правильно пересказал то, что разгадал генеральный директор «Петербургского дневника». Ведь, кажется, не дурней его.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Декабристы выступили против... высотки», опубликованной интернет-газетой «Канонер» (Kanoner.com) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.