Лирические отступления. Фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

5 августа 2020 года

Спектакль-концерт Марины Брусникиной "Онегин. Лирические отступления" с Евгением Мироновым и Елизаветой Боярской в главных ролях был представлен гостям фестиваля. Симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета исполнил фрагменты сочинений П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна.

Программа нынешнего фестиваля объединила разные направления искусства: музыку, оперную драму, балет, драматический театр, камерные музыкальные жанры и даже джаз. Сам "хозяин" клинского события, Петр Ильич, в своем композиторском творчестве демонстрирует нам многожанровость. И что у него "получалось" лучше - оперы, балеты, симфонии, фортепианные миниатюры, инструментальные ансамбли или романсы - ответить невозможно. Каждое его обращение к любым жанрам рождало нетленные образцы, мировые шедевры, доселе невиданные музыкальные жемчужины.

Для нас, для русской культуры Чайковский неотделим от Пушкина. Две самые значимые для мирового оперного наследия и часто исполняемые оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Петр Ильич написал на произведения Александра Сергеевича. Этот тандем двух гениев - неисчерпаемый источник вдохновения режиссеров и постановщиков всего мира. А для зрителя - ненадоедающая актуальность мыслей Пушкина и неумирающая музыка Чайковского.

Марина Брусникина, взяв литературный первоисточник, роман в стихах "Евгений Онегин", вычленила из него отступления рассказчика, "доброго приятеля Онегина". Хотя слушателя ведут по сюжету, главное в спектакле не история героев, а именно размышления автора. Пушкин - великий мудрец, глубокий философ, ироничный шутник. Одно удовольствие было слушать гениальные пушкинские изречения, давно уже ставшие народными поговорками, в таком чистом виде, с расчетливо опущенными сюжетными сценами. И, безусловно, музыкальные оркестровые паузы усиливали эмоциональное впечатление, приподнимали чувства и заостряли мысль слушателя.

Юрий Абрамович Башмет выбрал музыку, что называется самую-самую. Но он сознательно ушел от просто иллюстрации произносимого Мироновым и Боярской текста фрагментами оперы "Евгений Онегин". Например, когда дело дошло до дуэли, зазвучал отрывок из "Пиковой дамы". А перед ожидаемым письмом Татьяны, которое Елизавета Боярская не произнесла вслух, началась прямо с кульминации тема медленной части Второй симфонии Рахманинова. Таким образом, с помощью музыки максимально достигается то чувство, которое по замыслу создателей спектакля должна испытать публика: либо сильное нервное напряжение дуэлянтов, либо экстатическую влюбленность героини. Не было привычной "родной" музыки сцены письма Татьяны или популярной арии Ленского, его предсмертного дуэта с Онегиным из оперы, тем неожиданнее и ярче наступал эффект сопереживания зала происходящему. Знаменитые фразы Пушкина: "Москва, как много в этом звуке...", произнесенные Евгением Мироновым, отсутствуют в либретто оперы. Этот монолог артиста был продолжен монологом оркестра в симфонической картине Модеста Мусоргского "Рассвет на Москва-реке".

Голос Евгения Миронова, его выразительный тембр, с преобладающей интонацией легкой насмешливости, как нельзя лучше сочетался с виртуозной изящностью пушкинского изложения. Публика неоднократно похохатывала над меткими замечаниями автора из уст артиста, узнавая себя или нашу сегодняшнюю действительность, не изменившуюся с пушкинских времен.

Елизавета Боярская в самом начале повествования взяла слишком быстрый темп, подчиняясь оживлению и волнению строк "Театр уж полон, ложи блещут" и далее. Слегка споткнулась, не справившись с ритмом. Но в последней сцене встречи с влюбленным Онегиным, Боярская заставила зрителей не дышать от напряжения. Спектакль-концерт разыгрывался на поляне музея-заповедника, куда проникали разные дорожно-уличные шумы. Но даже вариант open air в этом монологе актрисы дал ощущение гробовой тишины зала.

Сердца зрителей, особенно женской половины, окончательно растаяли, когда под звуки вальсового вихря Арама Хачатуряна Евгений Миронов-Онегин пригласил свою партнершу на вальс. Строгое девичье, но очень женственное в своей нежно-розовости, платье Боярской эффектно дополняло картинку сценического бала.

Завершило представление Адажио из балета "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского. Этот мировой хит, гимн любви и счастья зазвучал, когда начал накрапывать дождик. В свете разноцветных рамп дождинки показались снежинками, во всяком случае, в моем воображении (простите за лирическое отступление).

В этот же день в Доме-музее П. И. Чайковского состоялся концерт "Приношение П. И. Чайковскому" из сочинений авторов композиторской школы Александра Владимировича Чайковского - А. Чайковский, К. Бодров, С. Сюмак.

На VI фестивале искусств в Клину публику еще ждут вечера разно-жанровых композиций, фантазий и, кажется, импровизаций: оперно-симфонический, камерно-инструментальный, джазовый, заключительный гала.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Лирические отступления. Фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину», автор: Елена Алексеева, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.