Мода в Эрмитаже

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

27 июня 2016 года

«Тысячелетие Крещения Руси», «Русские сезоны в Париже», «Истоки», «Ностальгия», «Ноктюрн», «Узоры жизни», «Золотой век"… более сотни костюмов из этих изумительных коллекций Вячеслава Зайцева сегодня можно увидеть и рассмотреть в мельчайших подробностях на выставке в Манеже Малого Эрмитажа. О творчестве великого русского кутюрье, который сам называет себя просто трудягой, и том, когда в Эрмитаже появится Музей костюма и моды рассказывает обозреватель портала Ревизор.ru Зинаида Арсеньева.

Я — просто художник, трудяга

Сегодня его все чаще называют «великим русским кутюрье». Сам он относится к этому чуть иронически: «Я — просто художник, трудяга». И все же он понимает, какое место занимает в моде XX века.

«Как-то раз, — вспоминает Вячеслав Михайлович, — разбирая свой архив, я наткнулся на чешский журнал мод 70-х годов. Там под заголовком «Модные художники света» были помещены портреты модельеров. Первый — Чарльз Фредерик Ворт, второй — Поль Пуаре, третья — Коко Шанель, четвертый — Кристиан Диор и пятый — Слава Зайцев. Под моим портретом было написано: «Уникальный русский модельер, которому удалось разбить гегемонию западной моды». И я тогда подумал: а чего мне суетиться? Я свой след в истории уже оставил!"

Несколько лет назад в Петербурге в музее современного искусства «Эрарта» уже проходила большая выставка Вячеслава Зайцева. Тогда мастер признался, что мечтает о выставке в Эрмитаже, и даже поговорил об этом с Михаилом Пиотровским, спросив, почему в 1987 году они показали Ива Сен-Лорана и не показывают его? «У меня так много всего есть, что было бы интересно публике, можно было бы сделать большую выставку, вроде великолепной выставки Кристиана Диора, которая прошла в ГМИИ им. Пушкина», — говорил Зайцев.

И вот, мечта модельера, которого на Западе часто называли «красным Диором», осуществилась.

Русский стиль без «клюквы»

Манеж Малого Эрмитажа — новое выставочное пространство музея, спроектированное архитектурной мастерской Рэма Колхаса на месте бывших конюшен и каретного сарая, идеально подходит для показа современного искусства. Кирпичный потолок, галерея с балконами, огромный зал.

Выставка, как это сейчас модно, подана несколько театрально. Зал погружен в полумрак, а экспонаты предстают в лучах точечно направленного света, идущего снизу. Поэтому, когда заходишь, поначалу кажется, что перед тобой толпа невероятно красивых и стройных людей, одетых в фантастические наряды «от Славы Зайцева». Но это манекены. Они объединены в группы, стоящие на разбросанных по залу невысоких подиумах — полированных черных или зеркальных. Словно острова в океане. По углам — огромные экраны, на которых в режиме нон-стоп демонстрируются записи различных показов знаменитого модельера. В кадре то и дело возникают манекенщицы в полный рост, и поначалу даже пугаешься, принимая их в полумраке за живых.

Помнится, на выставке в «Эрарте» его модели показывали на безголовых манекенах. И Вячеслав Михайлович об этом очень сожалел, потому что нельзя было дополнить костюмы шляпками. В Эрмитаже манекены «правильные», и почти у всех — шляпки или меховые «боярские» шапки в стиле шапки Мономаха, что придает образу завершенность, а также соответствует стилю маэстро. Этот стиль основывается на классике. Силуэты у него почти всегда подчеркивают талию, линия плеч чётко очерчена, а юбка узкая или, напротив, очень широкая.

Вячеслав Зайцев лично представил свою выставку журналистам. Облаченный в красный кафтан, расшитый золотыми драконами, черные брюки и лаковые ботинки, он переходил от одного островка-подиума к другому, что-то поправляя, наводил последний лоск. Известно, что Вячеслав Михайлович перенес тяжелую болезнь, но держится молодцом.

Модели Вячеслава Зайцева удивительно органично смотрятся в музее. Здесь, так сказать, лицом к лицу с манекенами, их можно рассмотреть внимательно, оценив сочетание фактур и сложносочиненные цветовые композиции, всю утонченность и роскошь декора — умопомрачительные вышивки ручной работы, «лунное», приглушенное мерцание пайеток и ослепительный блеск камней. Многие модели сшиты из роскошных тканей — тафты, шелка, парчи, натурального меха.

«Я до 50 лет сидел здесь, за границу не ездил и шил все из отечественных тканей. В 1988 году я впервые выехал в Париж. В 1992 там прошла презентация моего парфюма «Маруся» (модельер назвал свои духи в честь любимой внучки—прим.автора). И тут у меня впервые в жизни появились настоящие деньги, на которые я смог покупать хорошие ткани», — вспоминает маэстро.

Каждая ткань у него драпируется и спадает индивидуально. Шерсть — струится, она мягкая, теплая. Струится и плотный шелк, тогда как тонкая ткань — изломанная, «нервная» и скользкая. Тафта — резкая, мистическая, переливающаяся разными оттенками. Бархат притягивает мягким, приглушенным мерцанием, придает любому цвету глубину и романтичность. Сочетания цветов и рисунков порой удивительные. Я обратила внимание на одно платье с тёмным лифом, пышной юбкой в широкую чёрную и белую полоску, отделанное изумрудно-зелёным шлейфом и огромным бантом сзади — малинового цвета! Казалось бы, все это должно диссонировать друг с другом, но художнику каким-то чудом удалось примирить противоположности.

Одна из любимых тем Зайцева — сочетание черного и белого. Этот классический дуэт цветов, противоположных и неразлучных, проходит через все его творчество. На выставке — платья и костюмы из белых тканей в черный горох, клетку, полоску. Когда смотришь на эти модели, кажется, что перед тобой феерия цвета, хотя знаешь, что их только два — черный и белый. Сочетание же рисунков в горошек, полоску и клетку в одном ансамбле для маэстро не представляет никакого труда.

«С годами я пришел к выводу, что женщины предпочитают простые формы в одежде. Вычурные наряды не пользуются спросом, в них сложно жить. Сделать простые формы привлекательными помогают именно ткани, а также аксессуары», — убежден Зайцев.

Он посоветовал публике обратить внимание на группу «маленьких черных платьев»: «Это вещь, которая совершенно необходима в гардеробе. Такое платье можно носить многие годы, меняя лишь украшения и аксессуары: можно приколоть букетик цветов или надеть нитку жемчуга. И вы всегда и везде будете выглядеть уместно».

Во многих коллекциях маэстро слышны отголоски русской темы. И не только в пышной коллекции 1987 года, посвященной 1000-летию Крещения Руси, но и в повседневных нарядах. Это и уже упомянутые «боярские» шапки, и отделка мехом, и мотивы павловопосадских платков, которые он использует много лет.

Собственно говоря, обращение к национальным истокам, русскому стилю и позволило Зайцеву выделиться из массы модельеров еще во времена «железобетонного социализма». Всем известна история, как молодой выпускник Текстильного института, направленный на швейную фабрику в Бабушкине сделал коллекцию спецодежды для женщин-работниц города и села: яркую, необычную, основанную на народных традициях. Его работа вызвала скандал, но о модельере написали в журнале «Пари матч» статью с хлёстким заголовком: «Он диктует моду Москве». Так начался путь молодого советского модельера к всемирной славе. В 1967 году Зайцев получил Гран-при за платье «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Он был одним из тех художников, звезды которых зажглись на волне «оттепели». «С Ивом Сен-Лораном мы работали параллельно, начали оба в 70-е годы. Я всегда восхищался им, следил за его творчеством. Русская тема была у меня в 76-м году, тогда же, когда Ив Сен- Лоран в Париже сделал свою знаменитую коллекцию «Русские балеты и оперы». Он делал роскошные боярские вещи. А я сделал из модели из ивановских ситцев», — говорит маэстро.

Музей костюма и моды

«Нет, не искусство, скорее ремесло, своего рода — художественная профессия». Так отвечал Ив Сен-Лоран на вопрос, можно ли считать моду искусством. И пояснял свою точку зрения: «Искусство драматично, а в моде драмы нет».

Возможно, великий модельер действительно так считал или все же немного лукавил из скромности. Но именно с него началось в последней четверти прошлого столетия вторжение моды, до того почитавшейся безделицей, в сакральное пространство музеев.

Выставка Сен-Лорана состоялась и в Эрмитаже, в первые годы перестройки. Для многих, живущих до того за «железным занавесом», она стала откровением. Но, как вспомнил на вернисаже Михаил Пиотровский, в адрес Эрмитажа тогда раздавалось множество упреков: «Говорили, что если в Эрмитаже показывают моду, то в Филармонии, наверное, скоро будут устраивать дискотеки».

Время расставило всё по своим местам. И в Филармонии звучит разная музыка, вплоть до хитов «Биттлз» и «Аббы», и моду нынче показывают во многих музеях мира. «Сегодня мода получила признание как один из видов искусства», — отметил директор Эрмитажа.

Михаил Пиотровский рассказал на вернисаже о Музее костюма и моды, работа над которым сейчас идет в Эрмитаже. Предположительно, этот Музей откроется в 2018 году, в одном из корпусов Реставрационно-хранительского центра музея «Старая деревня». Запланировано помещение в 600 квадратных метров. Коллекция формируется уже сейчас. Кроме мемориальных платьев русских императриц от XVIII столетия до начала XX века, там будет выставлен, к примеру, комплекс костюмов, «игравших» в фильме Александра Сокурова «Фауст», 34 платья оперной певицы Елены Образцовой, переданные в дар Эрмитажу в конце марта этого года ее дочерью Еленой Макаровой, а также модели современных петербургских модельеров — Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Яниса Чамалиди, Олега Бирюкова, Лилии Киселенко и других.

По словам Нины Тарасовой, хранителя коллекции костюмов, заведующей сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Эрмитажа, появятся в музее и модели от Вячеслава Зайцева.

Сегодня часто пишут, что творчество Вячеслава Зайцева не отражает тенденции современной моды. Он с этим не спорит, говоря, что мода — это игрушка для взрослых людей, а он предпочитает делать одежду, в которой приятно жить, создавая мир гармонии, элегантности и утонченной красоты.

«Я буду одевать людей, пока я жив, — обещает маэстро. — Я ведь как маленький принц — в ответе за тех, кого приручил».

Что: Выставка «Вячеслав Зайцев в Эрмитаже"

Где: Государственный Эрмитаж (Манеж Малого Эрмитажа) Когда: 25 июня — 25 сентября 2016 года

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Мода в Эрмитаже», автор: Зинаида Арсеньева, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.