ОМОН захватил офис движения «За права человека», Пономарёв и Митрохин избиты

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

22 июня 2013 года

Офис движения «За права человека» на Малом Кисловском переулке д. 7 в Москве перед «рейдерским захватом» 2013-06-21. В окне Лев Пономарёв. Внизу — Илья Пономарёв.

В ночь на субботу — 22 июня 2013 года в Москве произошёл штурм и силовой захват офиса движения «За права человека». По сообщениям очевидцев и правозащитников, несколько человек получили ранения, в том числе директор «За права человека» 72-летний Лев Пономарёв и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Офис движения в Малом Кисловском переулке был блокирован с середины дня пятницы. Исполнительный директор и руководитель движения Лев Пономарёв охарактеризовал произошедшее как «Рейдерский захват». Причиной «рейдерского захвата» московский власти называют истечение срока аренды и считают действия правоохранительных органов законными.

ЧОП «Спец»[править]

По словам Льва Пономарёва, в пятницу — 21 июня 2013 года около 14:30 в дверь офиса постучали люди, оказавшиеся сотрудниками ЧОП «Спец», чиновниками местной управы и журналистами телеканала НТВ. Проникнув внутрь, они потребовали, чтобы правозащитники покинули помещение, ссылаясь на истечение срока договора об аренде, заключенного Пономарёвым с Департаментом городского имущества Москвы. В ответ на предъявленные обвинения глава ЗПЧ и некоторые другие сотрудники организации отказались покинуть здание, заявив, что претензии чиновников незаконны.

Член движения Александра Букварева позже рассказала журналистам Радио «Свобода»:

Они потребовали, чтобы мы срочно покинули помещение, поскольку якобы с нами расторгнут договор аренды. Это не соответствует действительности, сейчас мы находимся в стадии переоформления договора аренды. Мы отказались покинуть помещение и вызвали наряд полиции. Эти господа не пропускали к нам никого с улицы, сторонники движения проникали внутрь здания с огромным трудом. Мы занимаем эту площадь с конца 90-х годов, продлеваем аренду каждые три года. В этом году мы ее тоже продлеваем. У нас есть письмо, которое подтверждает, что при устранении проблем, — а нам надо оформить перепланировку — с нами будет заключён следующий договор. Мы в стадии переговоров. Конечно, такого силового захвата мы не предполагали.

В итоге Лев Пономарёв и еще несколько правозащитников оказались запертыми в здании вместе с чиновниками, ЧОПовцами и журналистами НТВ. В офисе, по словам главы ЗПЧ, отключили электричество и воду, а находящиеся снаружи сотрудники «Спец» вывинтили из входной двери ручку, чтобы открыть ее можно было только изнутри.

Позиция властей[править]

Заместитель руководителя московского департамента городского имущества Максим Гаман сообщил РИА Новости о том, что срок действия договора об аренде истек ещё 15 февраля 2013 года, и департамент прислал арендатору, организации «Горячая линия» (московское отделение движения «За права человека») уведомление об этом:

Договор был прекращен 27 мая, необходимые документы были направлены в управление Росреестра по Москве. Вместе с тем, требование об освобождении занимаемого помещения Региональной общественной организацией содействия соблюдению прав человека «Горячая линия» не выполнено, в связи с чем 21 июня была проведена операция по высвобождению помещения.

«Никакого расторжения не было»[править]

Лев Пономарёв фактически отрицает слова чиновника:

Каждые 3 года я с большим трудом продлеваю эту аренду, и в последний раз мы тоже очень долго утрясали все детали. В итоге мы все оплатили до конца июня.

Беседуя с журналистами из окна офиса, расположенного на первом этаже, Лев Пономарёв рассказал, что ему о расторжении договора аренды ничего не было известно. «Мы потихонечку с Департаментом имущества переписывались, и в последний раз они сказали нам оплатить аренду, и мы оплатили аренду за июнь, то есть помещение оплачено за этот месяц, — пояснил он. — Мы думали, что всё нормально, но оказывается, что три месяца назад они издали уведомление о расторжении договора, но при этом нам ничего не сказали». С этим документом, по словам правозащитника, чиновники и явились в офис ЗПЧ сегодня, однако никакого права выселять сотрудников организации из офиса они не имели: по словам Пономарёва, выселение можно осуществлять только после судебного решения.

Более подробный юридический комментарий «Голосу Америки» дала сопредседатель движения «Гражданская федерация» Ольга Курносова, приехавшая к зданию ЗПЧ, чтобы поддержать правозащитников. «Дело в том что, как оказалось, уведомление о расторжении договора аренды лежало в сейфе управы, и там нет подписи Пономарёва, — пояснила она. — Всё это время они вели юридическую переписку, платили арендную плату, писали письма о продлении договора аренды».

По словам Курносовой, имеющей юридическое образование, самым «слабым местом» чиновников на данный момент является тот факт, что уведомление арендаторам так и не было вручено. «Юридически никаких оснований для выселения у них нет», — добавила она.

Новый «Оккупай Абай»[править]

Вскоре после «рейдерского захвата» сотрудники ЗПЧ вызвали полицию, которая прибыла к офису организации приблизительно через полтора часа. Однако полицейские, к возмущению собравшихся у здания оппозиционных активистов и журналистов, не спешили попасть внутрь.

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки», один из них — заместитель начальника полиции ООП отдела МВД России по Пресненскому району Алексей Платонов — заявил, что они «разбираются в ситуации» и «скоро будут действовать». Тем не менее, ответить на вопрос о том, какие именно будут приняты меры и когда, сотрудник полиции не смог.

К 19:00 у здания офиса ЗПЧ собралось около ста человек, в основном, журналисты и активисты движений «Левый фронт» и «Свободу узникам 6 мая». Участники гражданского протеста оккупировали вход в здание и, беседуя с корреспондентом ГА, рассказали, что намерены устроить у офиса ЗПЧ «новый „Оккупай Абай“».

«Здесь можно отличный палаточный лагерь построить, голодовку начать», — сказала Ольга Курносова. Её поддержал известный религиозный и политический деятель Глеб Якунин, также прибывший «поддержать Пономарева». По словам Якунина, он не исключает своего участия в оккупационной акции.

Первые часы акции «Оккупай ЗПЧ» прошли почти без инцидентов: с момента захвата офиса организации полиция попыталась задержать только одного человека, который оказался журналистом, снимавшим на камеру собравшихся у здания полицейских. Также полиция угрожала применить меры пресечения в отношении самых активных участников протеста, пытавшимся залезть в офис ЗПЧ через окно, однако никто задержан не был.

Помощь извне[править]

Сообщение о «рейдерском захвате» ЗПЧ начало быстро распространяться в Интернете вскоре после того, как информация о нем появилась на странице в Facebook у Льва Пономарева. Свою помощь правозащитнику предложили многие политические деятели и юристы, в том числе адвокаты Марк Фейгин и Николай Полозов.

На «место преступления» уже через час после появления информации в СМИ прибыл председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, который стал последним человеком, проникшим в офис организации через центральный вход: после этого входная дверь лишилась ручки. На тот момент в офисе также находился уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. По словам Пономарёва, Митрохин активно включился в переговоры с чиновниками, однако найти компромисс с сотрудниками управы ему пока не удалось.

Политик уже успел связаться с Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным и попросить его направить в офис движения своего представителя.

Вскоре после Митрохина к зданию ЗПЧ прибыл депутат-справедливоросс Илья Пономарёв, который вместе с сотрудником полиции Алексеем Платоновым проник в здание через боковой вход.

Позже на место событий приехал Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, но полиция не разрешила ему войти в здание.

Захват[править]

По словам Пономарева, сотрудники правоохранительных органов ворвались в офис организации сразу же после отъезда Лукина:

«В офисе нас оставалось всего восемь человек. Ворвался ОМОН и действовал чудовищно жестоко. Омоновцы волокли меня по ступенькам, а люди в штатском били ногами. Не церемонились ни со мной, ни с кандидатом в мэры Москвы Митрохиным, у которого рассечена нога.»

Эти сообщения подтвердили координатор программ движения «За права человека» Александра Букварева и Глава правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

На сайте движения «За права человека» приводится хронология последовавшего захвата (Архивная копия от 27 июня 2013 на Wayback Machine):

…В тех комнатах, откуда вытеснены сотрудники организации, производится выемка документов. Сотрудники НТВ прорываются силой куда им заблагорассудится, полиция им не препятствует. Некто Александр Веригин, отказавшийся назвать свою должность, выхватил из рук кандидата в мэры Москвы Сергея Митрохина его Ай-пад.

1:22 Сотрудница мэрии Сергунина, ранее заявившая, что ее подпись под уведомлением о прекращении договора найма помещения подделана, теперь сообщила, что «Делать нечего, вам придется покинуть помещение».

2:11 Захватчики офиса уже нарушили множество законов: подлог, незаконный обыск, незаконные следственные действия, хищение имущества и т. д… Прямое физическое насилие применялось пока, в основном, силами провокаторов из НТВ и лишь некоторыми чиновниками…

2:45 Офис захвачен штурмом, сотрудники не оказали сопротивления, но были сильно избиты, большинство нуждаются в медицинской помощи. Льва Пономарева сильно избили ногами, его состояние неизвестно. Среди пострадавших также лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Олег Мустафин нуждается в госпитализации.

Отметим, что сам Митрохин позднее написал в Twitter, что их с Пономарёвым «спустили с лестницы»:

«ФСБ и ОМОН спустили Льва Пономарева и меня с лестницы офиса ЗПЧ. Повредил руку и ногу до крови. Жду скорую.»

Со ссылкой на очевидцев радиостанция «Эхо Москвы» сообщает, что «людей в буквальном смысле слова выбрасывали из подъезда на асфальт».

«Оккупай Кисловский»[править]

На момент написания статьи люди всё ещё находятся у офиса движения «За права человека» по адресу Москва, Малом Кисловском переулке, д. 7. На стенах висят плакаты «Мы не уйдём» и подобного содержания. Проводятся одиночные пикеты.

Справка[править]

Общероссийское общественное движение «За права человека» было создано в 1997 году, как федерация правозащитных организаций. Уставной целью ЗПЧ названо становление правового государства и развитие гражданского общества в России. ЗПЧ занимается защитой прав заключенных, военнослужащих и призывников, предпринимателей, сирот, жертв реформы ЖКХ и пр.

В состав движения «За права человека» входят более 120 правозащитных организаций, работающих в разных регионах России.

Движение «За права человека» арендует офис по адресу Малый Кисловский переулок, дом 7 уже больше 15 лет.

Ранее движение «За права человека» наряду с обществом «Мемориал» и «Московской Хельсинкской группой» направило жалобу в Европейский суд по правам человека на закон об НКО, согласно которому, некоммерческие организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, обязаны зарегистрироваться в качестве «иностранного агента».

Ссылки[править]

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Чиновники выселяют «За права человека»», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Евгения Кузнецова.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.