Перейти к содержанию

Великий эксцентрик: к 25-летию со дня смерти Леонида Гайдая

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 ноября 2018 года

Так весело до Гайдая не снимал никто. После него тоже. И он сам, кстати, не всегда был ровным. Худым вот всегда был, а комедии снимал разные. Последние, как и первые, помнят пожалуй, лишь киноведы. Зато над теми, что были, так сказать, посередине, смеется уже четвертое поколение. И, судя по тому, что смех все такой же громкий – наверняка будет смеяться и пятое.

Говорят, что на какой-то вечеринке кто-то обмолвился, что мол «гайдай какой-то происходит». Могла ли быть наивысшая похвала тому, который заставил смеяться всю страну и открыл великую троицу (Трус, балбес, бывалый — Вицин, Никулин, Моргунов), чем стать «именем нарицательным»? Навряд ли. Ну а, впрочем, было это все на самом деле не про него. О скромности и застенчивости Леонида Иовича, на замысловатом отчестве которого запинались даже самые записные златоусты, на «Мосфильме» ходили легенды. Также как и об отчестве. Одни говорили, что он незаконнорожденный сын какого-то монаха, другие, что и вовсе раввина. Очень уж библейским было отчество у Леонида Гайдая — сына бывшего каторжанина и будущего гения советской кинорежиссуры.

По совету Ромма и Иова Исидоровича

Мальчик с библейским отчеством появился на свет божий на далеком Амуре. Там, где, как известно, и тучи ходят хмуро, и уссурийские тигры нет-нет, да и выбегают людей постращать, и жила семья Иова Исидоровича, которого в столь далекие края судьба забросила аж с самой Украины. школу, впрочем, Леонид Гайдай закончил уже в Иркутске (где сегодня кинотеатр «Художественный» носит имя режиссера), а после того, как героем-разведчиком (даром, что был он худеньким да щупленьким, а огневую вражескую точку уничтожил и трех фрицев положил) пришел с фронта и отслужил некоторое время актером в Иркутском драмтеатре, вскоре и вовсе перебрался в Москву.

«И в кого у него это актерство?..» — удивлялся отец. — «Мы-то с Марией — обыкновенные железнодорожники. И лене это тоже ни к чему». И правильно, надо сказать, удивлялся. Не задалось у Гайдая во ВГИКе, куда он поступил, с актерством. Да и великий Михаил Ромм отсоветовал. «Присмотрись к юмористическому жанру» — был наказ маститого режиссера молодому студенту. Сказано — сделано. Гайдай и присмотрелся. Да не на свою ли только голову?.. Тут-то, ведь, все оно и началось.

Остаться в комедии.

Первый же фильм, снятый Гайдаем — картина с опасным названием «Жених с того света», напрочь не прошла худсовет и была сокращена до короткометражки. А только что пришедшего в режиссуру Гайдая уже угрожали и вовсе отучить от «восьмого чуда света. Фильм, снятый им про КУКУ (кустовое управление курортными учреждениями) так пронзительно и откровенно бичевал советскую бюрократию, что она, решением министра культуры Николая Михайлова, разумеется, не дала «добро» на выход фильма в свет. Невзирая даже на участие в картине самого Ростислава Плятта.

Загладив вину съемками насквозь сервильного «Трижды воскресшего» и сняв «по-театральному» великолепных «Деловых людей» (по рассказам О`Генри), Гайдай, все еще находившийся в поиcке и на перепутье — кем стать? — довольно неожиданно выпускает две насквозь эксцентричные короткометражные комедии «Пес барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». «Если эти фильмы будут иметь успех, то, значит, я что-то могу, значит, я занимаюсь не просто правильным делом, но еще и делом с в о и м — и тогда я остаюсь в комедийном репертуаре» — сказал себе тогда леонид Иович.

Обе картины прошли «на ура». И Леонид Гайдай остался.

Аудитория — вся страна

По актерскому ремеслу режиссер Гайдай, однако, нешуточно тосковал, используя всякую возможность засветиться в кинокадре. И заметим, ему это удавалось. Хотя, конечно, никто (ну или почти никто) не знал, что вот этот кусок гипса в «Бриллиантовой руке» - на самом деле кусочек руки Леонида Иовича. Ему же было важнее всего, что знал об этом он сам. Ибо желание играть, лицедействовать — неистребимо…и его надо хотя бы время от времени удовлетворять. И так как Леонид Иович был человеком, как известно, скромным, то делал он это по-тихому. Зато уж шутки его героев безо всякого преувеличения становились известны на всю страну, попадали в словари и энциклопедии, проникая в общественный лексикон всех вокруг — от мала до велика.

«Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», в которой зритель снова встретился с обаятельным очкариком - героем Александра Демьяненко (образ которого был списан, бесспорно, с самого Леонида Гайдая), «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию» стали вершинами творчества мастера, который к тому времени уже знал все без исключения тайны и секреты комедийного жанра и овладел всем арсеналом комедийных приемов. Гэги и трюки — «конек» Гайдая. Трюки подкупают любовь более молодой аудитории, гэги — более зрелой. На рубеже 60-х-70-х Гайдай находится в самом расцвете своего таланта а в ряду его лучших фильмов также достойны оказаться «Не может быть» и «12 стульев».

Поют — все!

Музыка в фильмах Гайдая — это особь статья. Потому что музыку писал Александр Зацепин. А он с полуслова понимал, чего хочет демиург-режиссер. И рождались шлягеры, которые, говоря сегодняшним языком, возглавляли чарты не по несколько недель, а порой — и годами… И — рождались исполнители. Как, например, Аида Ведищева, что вытянула свой счастливый билет, благодаря закадровому участию в «Кавказской пленнице», где она очаровала ну буквально всех своей песенкой про белых медведей. Все-то думали, что поет красотка Варлей, а пела Ведищева — тоже, между прочим, ничего. А Варлей только танцевала. Твист. Да, Гайдаю дозволялась эдакая фронда. «Спортсменка, комсомолка, красавица», танцующая «музыку толстых», буржуазный твист. Но слишком уж весело было — так бог с ней, и с фрондой.

Гайдай остался абсолютно современным. Просто потому, что в его фильмах, рядом с эксцентрикой — всегда сатира. Живая сегодня, как и тогда. А, быть может, сегодня даже чуть живее.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «Великий эксцентрик: к 25-летию со дня смерти Леонида Гайдая», автор: Андрей Миндовский, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.