Борис Березовский проиграл суд против Романа Абрамовича в Лондоне

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

31 августа 2012 года

Роман Абрамович.

31 августа 2012 года судья Коммерческого суда Лондона Элизабет Глостер поставила точку в противостоянии двух российских бизнесменов Бориса Березовского и Романа Абрамовича по иску на сумму 5,5 млрд долларов объявив: «Я отклоняю иск господина Березовского в отношении „Сибнефти“, а также „Русала“»[1][2].

В 2010 году Борис Березовский заявил, что Роман Абрамович, оказывая давление и шантажируя на протяжении 2001—2004 годов, вынудил его и партнёра Бадри Патаркацишвили продать принадлежащие им акции «Сибнефти», «Русала» и «ОРТ» по заниженным ценам[2][3].

Со слов Березовского, проблемы у него начались вскоре после прихода к власти Владимира Путина, когда Александр Волошин, возглавлявший администрацию президента, сообщил пожелание Путина «передать» долю в ОРТ государству, в противном случае Березовскому была обещана судьба Владимира Гусинского. Затем, по версии Бориса Абрамовича, то же сообщил ему лично Путин. После этого Патаркацишвили встретился с министром печати Михаилом Лесиным, который и назвал цену пакета акций — 300 млн долларов. Березовский посчитал сделку невыгодной и отказался продавать акции. Когда Березовский эмигрировал, в конце 2000 года к переговорам подключился Абрамович. В декабре он встретился с Березовским и Патаркацишвили во Франции и передал им новое предложение Путина. Оно сводилось к следующему: цена снижена до 175 млн долларов, сделка должна быть совершена «незамедлительно», иначе акции будут «конфискованы». При этом в случае продажи акций было обещано, что российские власти освободят из-под ареста друга и делового партнера Березовского — заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова. Березовский и Патаркацишвили вынуждены были согласиться.

Примерно с августа 2000 года Абрамович на нескольких встречах с Патаркацишвили предупреждал его, что «давление Кремля растёт» и что доли Березовского и Патаркацишвили в «Сибнефти» «могут быть экспроприированы». В апреле 2001 года Патаркацишвили был осуждён за попытку оказать содействие Глушкову в побеге из-под стражи. Из-за этого, утверждает Березовский, он и Патаркацишвили решили продать акции «Сибнефти». Переговоры с Абрамовичем состоялись в аэропорту Мюнхена в мае 2001 года. Патаркацишвили попросил за акции 2,5 млрд долларов, но Абрамович предложил 1,3 млрд долларов. «Если бы не угрозы <…> Березовский не продал бы свои акции, по крайней мере по назначенной цене», — сказано в исковом заявлении.

Фотография Бориса Березовского на плакате.

Кроме того, Березовский обвинил Абрамовича в том, что в сентябре 2003 года Абрамович продал свою долю в «Русале» в нарушение соглашения, не поставив об этом в известность Березовского и Патаркацишвили[4].

Иск был подан ещё в 2007 году, но начало рассмотрения откладывалось по различным причинам[1].

По этому иску Борис Березовский лично вручил Роману Абрамовичу повестку в суд, писала в октябре 2007 года британская газета The Daily Mail[5][6][7]. По данным издания, Березовский считает, что его бывший партнёр по трём крупным российским компаниям остался должен ему около пяти миллиардов фунтов стерлингов. Согласно британской судебной системе, подобное уведомление можно вручить собственноручно, чтобы ускорить процесс, однако Березовскому не удавалось сделать этого уже около полугода. Как отмечает газета, происходящее в пятницу на одной из улиц Лондона скорее напоминало сцену из боевика, чем процессуальную формальность. Березовский, совершая покупки в магазине «Dolce&Gabbana», увидел в соседнем магазине Hermes Абрамовича, и немедленно послал своих телохранителей за необходимыми бумагами в лимузин. После этого Березовский пошёл в магазин, но охранники Абрамовича ему помешали. Пока отношения с ними выясняли охранники Березовского, бывшему олигарху всё же удалось пройти к бывшему партнёру. Березовский сказал Абрамовичу: «У меня для тебя подарочек. Это тебе от меня», но когда передал документы, то Абрамович убрал руки за спину, и документы упали на землю[5][6]. Адвокаты Бориса Березовского заявили, что данное событие было зафиксировано камерами наблюдения и иск по британским законам считается вручённым.

31 марта 2010 года Высокий суд Лондона принял решение, что иск Бориса Березовского к Роману Абрамовичу о возмещении ущерба от продажи акций «Сибнефти» и «Русала» будет рассмотрен по существу (апелляция Абрамовича была отклонена)[3].

Рассмотрение дела по существу началось в октябре 2011 года и завершилось в январе 2012 года[1].

Судебные слушания превратились в спектакль, в котором была воссоздана красочная картина российского бандитского капитализма 1990-х годов[1]. В ход шли разоблачения в прессе и публикации материалов полученных негласными методами. Любопытно, что британскому судье и наблюдателям пришлось познакомится с российским сленгом и вникнуть в значение таких слов, как «крыша», «откат», «кинуть» и многих других[1]. Однако Березовский так и не смог предъявить документов, из которых бы следовала сумма иска, а Абрамович, в свою очередь, настаивал, что истцу никогда не принадлежали акции оспариваемых компаний[1].

Судебная тяжба между российскими олигархами была признана крупнейшей и самой дорогостоящей в истории британского правосудия[1]. Судебные издержки по ней могут составить около 150 миллионов долларов[1].

После пяти лет с момента подачи иска и четырёх месяцев его рассмотрения судья пришла к выводу, что показания Абрамовича в большей степени заслуживают доверия, и приняла решение в его пользу[2][1].

На оглашении приговора, на котором присутствовал Борис Березовский, а Роман Абрамович не явился, судья Глостер зачитала лишь основные выводы[2]. Детальное обоснование будет опубликовано во второй половине сентября[2].

Выводы суда являются прецедентными, и на их основе может рассмотриваться множество похожих дел, в которых, как и в случае с Березовским, стороны будут ссылаться на устные договоренности прошлого[2].


Источники[править]

Ссылки[править]