Дипломатическая война и её жертвы
1 мая 2021 года
В МИД РФ пытаются переложить всю вину за прекращение выдачи посольством США в Москве туристических и деловых виз на американских дипломатов. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова в субботу обвинила их в том, что они не умеют работать, поэтому прикрываются «некими мерами воздействия со стороны России». Последнее, по ее мнению, неправда.
Напомним, посольство США в Москве накануне действительно объявило, что с 12 мая сократит до минимума оказание консульских услуг. Так, будет прекращена выдача туристических и деловых виз, не связанных с дипломатическими мероприятиями.
Эта мера носит вынужденный характер, пояснили в американской дипмиссии, поскольку в связи с требованием Москвы пришлось сократить на 75 процентов персонал консульской службы.
Как известно, 23 апреля российские власти уведомили о запрете нанимать на работу в дипмиссии США иностранных граждан. Ранее президент России Владимир Путин подписал указ, который ограничивает возможности найма на работу граждан страны в дипмиссии «недружественных государств».
Эксперты в Соединенных Штатах и в России в комментариях для Русской службы «Голоса Америки» оценили последствия дипломатического противостояния.
Стивен Пайфер: нынешний дипломатический конфликт повторяет ситуацию 1980-х годов
Бывший посол США в Украине, а ныне эксперт Института Брукингса, Стивен Пайфер (Steven Pifer) отмечает, что в приостановке выдачи американских виз гражданам России посольством США нет ничего удивительного. После сокращения численности штата посольства на 75% – о чем написало посольство США в Москве – выдавать визы просто некому. Подобная ситуация, по его словам, была в середине 1980-х, когда СССР в рамках ответных мер запретил работу местного персонала.
«Неудивительно, что посольство (США в Москве) приостанавливает предоставление некоторых визовых услуг. Решение России не разрешать нанимать на работу в посольстве российских граждан, оказало большое влияние на консульский отдел посольства – что российский МИД хорошо понимал еще до принятия решения. Это еще один пример российских санкций «око за око», которые, кажется, больше всего ударили по гражданам России. Поскольку проблемы COVID по-прежнему влияют на путешествия, эффект от этого может быть сейчас не таким серьезным, но он может стать более болезненным позже, когда пандемия ослабнет во всем мире и вернется возможность путешествовать. Я был в посольстве США в Москве в 1986-м году, когда СССР запретил работу местного персонала в рамках “войны изгнаний”. Как и сегодня, это нанесло серьезный удар по деятельности консульского отдела», – заявил бывший американский дипломат.
Карен Гроссман-Гершон: пострадают прежде всего культурные и гуманитарные контакты
Исполнительный директор Project Kesher и создательница международной сети еврейских лидеров Карен Гроссман-Гершон (Karyn Grossman Gershon), которая с 1994 года организовывала тренинги по еврейскому лидерству для более 6000 женщин в России, Украине, Беларуси и Израиле, считает, что действия Кремля, которые привели к сокращению штата сотрудников американского посольства, негативно отразятся на программах культурного обмена и взаимоотношениях двух стран.
«Это болезненно для тех из нас, кто привержен гражданской дипломатии. Президент Байден работает над тем, чтобы вернуть наши страны к зрелым дипломатическим отношениям, в которых оспариваются действия, несовместимые с американскими ценностями. Я ожидала такого подхода от американского правительства, впрочем, как и ответа президента Путина. Сокращение штата посольства США в Москве и количества виз – разочаровывают. Те из нас, кто работает над вопросами гражданской дипломатии, приглашают членов российских НПО для обмена опытом, и для нас это прекрасная возможность поучиться друг у друга даже в период пандемии. Во время пандемии нет огромного туристического потока и визы нужны только наиболее уязвимым группам населения. Люди, которым необходимо поехать по семейным обстоятельствам или на лечение – вот кто пострадает. Но я думаю, что в долгосрочной перспективе наша гражданская дипломатия будет продолжаться, и что мы сможем выдержать это сокращение штата американского посольства до окончания пандемии», – считает она.
Андрей Никулин: «Фактически мы опять сами себя высекли на глазах у изумленной публики»
Политолог Андрей Никулин считает, что решение МИД, ставшее причиной сбоя в работе посольства США в Москве, это очередной пример того, как российские власти наплевательски относятся к интересам сограждан. По его словам, пытаясь ответить на американские санкции, Кремль опять бьет по своим.
«Россия в этом противостоянии является слабейшей в экономическом и политическом смыслах стороной, отсюда всё и идет, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Необходимость демонстративно ответить Соединенным Штатам у властей явно превалирует над трезвым расчетом. Во что это выльется для простых россиян, их совершенно не заботит. Фактически мы опять сами себя высекли на глазах у изумленной публики, пытаясь “дать отлуп янки”».
Это происходит, в том числе и потому, что все немногочисленные меры, которые Кремль мог бы относительно безболезненно применить против США, уже использованы, полагает Андрей Никулин.
«В результате несколько сотен российских граждан, работающих в американском, чешском и других посольствах, лишились работы, - отмечает эксперт. - Таков эффект от действий по принципу: бей своих, чтобы чужие боялись. К тому же россиян ездит в США на порядок больше, чем американцев в Россию».
В случае, если будет парализована работа и других посольств западных стран, россияне окажутся фактически взаперти, констатировал политолог. На его взгляд, работы по частичному восстановлению «железного занавеса» идут уже давно.
«Для некоторых категорий граждан запрет на выезд за рубеж уже стал непреложным фактом их жизни. Это касается, например, тех, кто работает в силовых структурах, - говорит Никулин. - Создается впечатление, что чиновники не против того, чтобы пойти дальше в этом направлении. Вообще говоря, вероятность того, что, по крайней мере, на какой-то период жесткого конфликта свободное сообщение с западным миром для россиян сократится до минимума, весьма высока».
Отгораживаясь от Запада, Россия лишает себя технологий будущего и самого будущего, резюмировал Андрей Никулин.
Наталья Пелевина: «Привычка «бомбить Воронеж» становится патологичной»
В свою очередь член федерального политсовета партии ПАРНАС и правозащитница Наталья Пелевина склоняется к тому, что российское руководство вообще редко думает о последствиях своих решений в контексте интересов простых граждан. Как ей представляется, у чиновников преобладает другая мотивация.
«А то, что сейчас в результате снова будет хуже только рядовым гражданам, это как дважды два, – подчеркнула собеседница «Голоса Америки». –Привычка «бомбить Воронеж» становится патологичной. Разумеется, те россияне, которым необходимо поехать в США на лечение или учебу, и те, кто просто хочет ознакомиться со страной, в ближайшее время такой возможности будут лишены. Это очень прискорбно. В очередной раз Москва наказала своих сограждан. Вопрос – за что?»
Вместе с тем Наталья Пелевина призналась, что предвидела возвращение в той или иной форме «железного занавеса»: «Многие мне говорили, что это невозможно, мы же живем в глобальном мире. Но оказывается в современной России все реально. И действительно потихоньку выезд из страны становится все более сложным в результате официальной российской политики, которая и приводит к этому».
Российской власти выгодно, чтобы россияне никуда не ездили кроме Крыма, Краснодарского края и Сибири, приходит к выводу политик и правозащитница: «А что вы хотите – кремлевская верхушка под санкциями. Путин с Шойгу отпуск в тайге проводят. Чем другие лучше? Так что переживания россиян, которые опять максимально отдалены от остального мира, никого в верхах не волнуют».
Не станет удивительным, если в ближайшее время в Кремле придумают еще какие-нибудь «выездные визы», заключила Наталья Пелевина.
Журналист. Закончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Работал на канале «1+1» и «5 Канале». На «Голосе Америки» с 2014 года. Был одним из двух корреспондентов «Голоса Америки», освещавших выборы президента России в 2018 из Москвы. Уделяет внимание теме американо-украинских и американо-российских отношений. Активно освещал дело Пола Манафорта и Марии Бутиной.
Источники
[править]Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.
Комментарии:Дипломатическая война и её жертвы